XIX века.
В процессе урока:
§ определить на основе сравнительной характеристики особенности русского либерализма, его отличительные черты от либеральной западноевропейской идеологии XIX века;
§ показать цели и методы достижения этих целей либерального движения в России второй половины XIX века;
§ проанализировать социалистическую доктрину народничества и сравнить с западноевропейской социалистической доктриной марксизма;
§ охарактеризовать основные направления в народничестве: бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое;
§ сделать выводы о несостоятельности политического терроризма как метода достижения политических целей создания справедливого общества;
§ выявить предпосылки и пути распространения марксизма в России;
§ обосновать черты русского консерватизма во второй половине XIX века, сравнить с консервативной идеологией периода первой половины столетия.
План урока:
1. Русский либерализм.
2. Народничество: идеология и практика.
3. Рабочее движение и зарождение социал-демократии в России.
4. Русский консерватизм второй половины XIX века.
Средства обучения: учебник §45, таблица «Общественное движение в России XIX века».
Основные понятия: «оттепель», русский либерализм, народничество, пропагандистское направление в народничестве, заговорщическое течение, анархистское течение, «хождение в народ», иллюзия, агитация, пропаганда, индивидуальный террор, терроризм, акция (политическая), сектанты.
Персоналии: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, М.А. Герцен, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Катков.
Основные даты: 1874 г. – «хождение в народ».
1 марта 1881 года – убийство народовольцами
императора Александра II.
1898 г. – I съезд Российской социал-демократической рабочей
партии (РСДРП) в Минске.
Рекомендации по проведению урока.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Докажите необходимость реформ в России в середине XIX века для модернизации страны.
2. Раскройте роль, которую сыграл император Александр II в подготовке и проведение реформ 60-70-х гг. XIX века.
3. В чем состояло основное значение преобразований в 1860-1870-х гг. в России?
4. Почему политику Александра II оценивают как либеральная, а Александра III – консервативная?
5. Почему Российское государство во второй половине XIX века активно поддерживало развитие экономики? В чем это выражалось?
Тема урока и исторический материал параграфа учебника являются фактически непосредственным продолжением темы, посвященной общественному движению первой половины XIX века в России.
Вариант №1. Организация работы учащихся с текстом учебника и обсуждение основных вопросов и проблем темы урока. Продолжение и завершение составления таблицы «Общественное движение в России XIX века», колонки «Общественное движение при Александре II» (русский либерализм, народничество) и «Общественное движение при Александре III» (возникновение рабочего движения, распространение марксизма в России и создание социал-демократического движения). Сравнительная характеристика русского либерализма и западноевропейского, народничества, как самобытного явления русского революционного движения и его отличия от марксизма. Работа с фрагментом программы террористической фракции партии «Народная воля» задания №3 к параграфу по оценке доводов народников в пользу террора. Подготовка ответа на вопрос: «Распространение марксизма в России в конце XIX века». Заслушивание на уроке сообщения учащихся о наиболее ярких представителях общественного движения, изучаемого периода.
Задание. Постарайтесь определить, кому из лидеров трех течений в народничестве могли принадлежать следующие положения:
- Революция – это бунт масс (Бакунин)
- Разрушение государства – цель революции (Бакунин)
- Народ не готов к революции, задача интеллигенции – его подготовить (Лавров)
- Стремился совершить революцию путем тайного заговора (Ткачев)
- Считал, что нельзя «торопить» историю (Лавров)
- Революция – это государственный переворот, который совершит организация революционеров (Ткачев)
§ Почему в период либерального правления Александра II преобладала деятельность революционно-демократических сил?
§ Какие методы борьбы были характерны для периода общественного движения во второй половине XIX века?
Подумайте! К какому течению народничества можно отнести ишутинскую организацию?
Ишутин Николай Андреевич (1840-1879) стал руководителем тайного революционного общества в Москве («ишутинцы»). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. Член группы «Ад» Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена. Ишутин был приговорен к смертной казни (замененной вечной каторгой). В Шлиссельбургской крепости сошел с ума. Умер на каторге.
Вариант №2. Лекция учителя с элементами беседы по вопросам и заданиям к параграфу. В процессе лекции учащиеся проводят работу по завершению составления таблицы «Общественное движение в России XIX века» и обсуждение результатов работы по вопросам 1-4 и заданиям 1-2 к параграфу.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 282.