Колониальная политика и владения европейских держав в XVI - XIX веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Страны Колониальные владения Особенности колониальной политики
Испания Новый Свет – южная часть Северной Америки, Центральная и Южная Америка. Важнейшие владения – Мексика и Перу. Юго-Восточная Азия и Океания – Филиппинские острова.   Колониальная экспансия силами и на средства государства, колонии управлялись испанской властью на местах.
Португалия Восточный берег Африки, Малабарское побережье Индостана, полуостров Малакка и Зондские острова. Новый Свет – Бразилия. Колониальная экспансия и власть в колониях осуществлялась силами и на средства государства. Контроль над важными в стратегическом отношении центрами морских путей.  
Франция Новый Свет – Канада, Луизиана, Ньюфаунленд, Гаити, острова Вест-Индии. Индокитай. Колониальная экспансия силами и на средства частных торговых компаний.
Голландия Индонезия, Каптская колония на Юге Африки. Новый Свет – Суринам и Новый Амстердам (Нью-Йорк). Колониальная экспансия силами и на средства частных торговых компаний. Расширение за счет колониальных владений португальцев.  
Англия Новый Свет – Нью-Йорк, острова Ямайки, Северная Америка. Гибралтар, Флорида, Индия (Бенгалия). Австралия. Колониальная экспансия силами и на средства частных торговых компаний. Расширение за счет колониальных владений других колониальных империй (Голландия, Испания, Франция). «Владычица морей».  

 

Работа по составлению и заполнению таблицы может занять много времени на уроке. Поэтому целесообразно данную работу провести в ходе беседы по карте. Основное внимание на уроке необходимо уделить колониальной политике европейских держав и последствия ее на развитие стран Востока.

Обратите внимание! 

1. В своей классической форме пиратство расцвело в XVI-XVII веках в Карибском море. Первыми по времени там появились французские пираты, наиболее известный из которых, Франсуа Леклерк, не только нападал на корабли, но и на прибрежные города и в 1555 году взял штурмом Гавану (Куба). Со второй половины XVI века ведущую роль в карибском пиратстве начинают играть англичане, затем голландцы. Самой желанной добычей пиратов были галионы (большие испанские корабли), увозившие в Испанию золото и серебро. Одному из пиратов, голландцу Питу Хейну, удалось в 1628 году захватить «серебряную флотилию», вывозившую из Америки в Испанию годовую добычу.

§ Почему именно на XVI-XVII века приходится расцвет пиратства у берегов Америки? Совпадают ли приведенные факты о развитии пиратства в Карибском море с этапами создания западноевропейских колониальных империй?

2. В русской «Военной энциклопедии» начала XX века дается следующее определение пиратства: «Морской разбой, чинимый частными лицами, по частному почину и с корыстной целью против чужой собственности». Целью всех морских разбойников является нападение на торговые корабли. Однако внутри пиратства существовала определенная «специализация».

N Флибустьеры нападали на чужой корабль для того, чтобы ограбить его и таким образом обогатиться. Им не было дела до того, чей это корабль.

N Цель корсара – захват и грабеж кораблей враждебной страны. Корабль корсара снаряжается на деньги частного лица или группы лиц и получает от правительства патент (разрешение), охраняющий при встрече с дружественными военными кораблями. «Корсар» – слово французское, «капер» - немецкое, «приватир» - английское, но суть явления одна и та же.

N Если флибустьер обогащается сам, а корсар делится добычей с владельцем судна и правительством, то рейдер состоит у правительства на службе и в распределении добычи участия не принимает – он получает зарплату. Рейдер может просто потопить корабли противника, не заглядывая в их трюмы.

§ Подумайте, с какими социально-экономическими явлениями в западноевропейском обществе связан расцвет пиратства?

§ Какие направления пиратства (флибустьер, корсар, рейдер) преобладали в разные периоды колониальной экспансии западноевропейских стран?

§ Почему среди пиратов большинство составляли французы, голландцы и англичане?

§ Рейдерство до XVI века практически не существовало. Почему?

 

После изучения исторического материала главы 7, на повторительно-обобщающем уроке школьникам предлагается задание: «Можно ли территориальные приобретения России в XVI-XVIII веках назвать колониями? Обоснуйте свой ответ» (стр. 300). Вероятно, целесообразно подготовку к данному вопросу провести на этом уроке. В зависимости от уровня подготовки класса, учащимся на уроке уместно предложить проблемное задание: «Вспомните, какие территории и народы, на них проживавшие, вошли в состав Российской империи в XVI-XVIII вв.? Можно ли эти территории отнести к колониям? Для ответа на вопрос вспомните, чем отличались традиционные империи от колониальных?» Ответы школьников позволят не только закрепить, изучаемый материал урока о колониальной политики западноевропейских держав, но и выделить существенные отличия политики России в отношении народов, вошедших в ее состав.

 

 

Урок №49. Особенности развития стран Запада во второй половине   

                                                                 XIX века.

 

В процессе урока:

§ обсудить процесс возникновения национальных государств в Европе – Италии, Германии, государств на Балканах, отметив в процессе обсуждения, почему в начале XX века Балканы превратились в «пороховую бочку» Европы;

§ охарактеризовать завершающий этап развития капитализма классического западноевропейского образца к концу XIX века;

§ проанализировать причины смены экономических лидеров в конце XIX века, а так же взаимосвязь формирования национальных государств в Европе и подъем экономического развития этих стран;

§ раскрыть черты нового этапа развития капитализма, получивший название империализм, политические последствия этого этапа, связанные с противоречиями между мировыми державами по поводу колониального раздела мира;

§ обосновать изменения в общественных отношениях во второй половине XIX века, как этап значительного влияния либеральной идеологии на политическое развитие стран Запада;

§ подвести учащихся к выводам об особенностях развития стран Запада на основе сравнительного анализа черт индустриальной цивилизации в конце XIX века и предшествующего исторического периода.

 

План урока:

1. Образование национальных государств в Европе.

2. Новые лидеры мировой экономики. Империализм.

3. Борьба за колониальный раздел мира.

4. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX века.

 

Средства обучения: учебник §40, карта «Европа во второй половине XIX века».

 

Основные понятия: общенациональная идея, национальное государство, эмиграция, контрибуция, монополизация экономики, «таможенные войны», «финансовые группы», империализм, колониальный раздел мира, «новый либерализм», бернштенианство.

 

Персоналии: Отто Бисмарк, Э. Бернштейн.

 

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Охарактеризуйте процесс образования колониальных империй в XVI-XVIII вв.

2. Чем закончилась борьба между «новыми» и «старыми» колониальными империями в XVIII веке? Почему именно Англия смогла создать самую мощную колониальную империю?

3. К каким последствиям для народов Азии, Африки и Латинской Америки привел колониальный раздел мира между европейскими державами? Какие последствия этот процесс имел для самих европейских держав?

4. Как вы думаете, почему борьба за независимость испанских колоний в Южной Америке завершилась их освобождением и созданием независимых государств?

 

Учебный материал темы урока по существу является завершающим по изучению этапа развития западноевропейской цивилизации курса «Россия и мир». Поэтому в основном содержание темы, и, следовательно, и урока носит итоговый и обобщающий характер. В то же время проблемы, затронутые в материале параграфа, являются очень важными для понимания исторических событий не только в конце XIX века, но и следующего столетия. Целесообразно построить работу учащихся на уроке на основе работы с текстом учебника, в процессе которой провести обсуждение и комментирование проблем и вопросов, поднятых авторами учебного пособия.

При обсуждении проблем по первому пункту плана урока следует обратить внимание школьников на кризис традиционных империй (Австро-Венгрия, Османская империя, Россия) в конце XIX века и экономический и политический подъем, который переживали западноевропейские национальные государства, отметив, что преимуществом которых была возможность создания общенациональной идеи. Обсуждение этого вопроса сопровождается работой учащихся с картой, по которой прослеживается процесс создания единых национальных государств – Германия, Италия, балканские государства.

Подумайте! В современной России предпринимаются попытки создать общенациональную идеологию, правда, пока безрезультатные. Можно ли создать национальную идею в многонациональном государстве, какой является Российская Федерация? Если да, то какие национальные особенности такая идеология должна учитывать?

Вспомните, в чем различия между колониальными и традиционными империями.

§ Почему именно во второй половине XIX века, а не раньше, обозначился упадок традиционных империй?

§ Сравните процесс объединения Италии и Германии. Что было общим для объединения Италии и Германии?

§ Какое событие позволило окончательно завершить процесс объединения Германии и Италии?

§ Согласны ли вы с утверждением канцлера Отто Бисмарка, что государственное объединение возможно только «железом и кровью»? Приведите примеры, которые подтверждают правоту Бисмарка или опровергают.

§ Почему, в отличие от Германии и Италии, образование независимых национальных государств на Балканах привело к новым конфликтам и войнам?

Уместно на данном уроке уделить внимание на событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которые необходимо напомнить учащимся с помощью ученического сообщения или лекционной вставки учителя, так как оно не рассматривается в материале главы 8 учебника.

1 Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

I . Повод. Европейские державы потребовали уравнять в правах христианское население турецких провинций Болгария, Босния и Герцеговина с мусульманами (государственной религией Турецкой империи был ислам), но султан ответил отказом. В 1875 году вспыхнули восстания в Боснии и Герцеговине, затем в Болгарии. Турецкие войска начали жестокое подавление восставших. Кровавые расправы над болгарским населением вызвали взрыв возмущения в русском обществе. В России общественные организации стали помогать славянам Балкан – собирать пожертвования, покупать и переправлять оружие, продовольствие, медикаменты, русские офицеры добровольцами вступали в ряды восставших. Русское общество требовало от правительства решительных мер против Турции.

II . Причины войны России против Турции.

а). Традиционная политика России как покровительницы и защитницы православных славянских народов на Балканах.

б). Отказ от участия в решении балканского кризиса мог нанести ущерб престижу России как великой державы.

в). Требование русского общественного мнения начать войну с Турцией.

III . Этапы русско-турецкой войны.

1). Весной 1877 года Россия объявила войну Турции. Русская армия форсировала Дунай и овладела Северной Болгарией. Отряд генерала Гурко И.В. захватил Шипкинский перевал, через который шла дорога в Южную Болгарию и Стамбул. Но неожиданное контрнаступление турецких войск под командованием Осман-паши в тылу русских войск привели к захвату ими хорошо укрепленной крепости Плевны.

2). Три попытки взять крепость Плевну штурмом окончились неудачей и осенью русские войска приступили к осаде.

3). К концу осени турецкий гарнизон Плевны капитулировал. Русско-болгарские войска генерала Гурко заняли Софию и Адрианополь (Эдирне), а войска генерала Скобелева М.Д. захватил пригород Стамбула – Сан-Стефано. Кавказская армия под командованием генерала Лорис-Меликова М.Т. взяла турецкие крепости Ардаган, Карс, Эрзурум. Турция оказалась на грани полного разгрома. Англия и Австро-Венгрия пригрозили разорвать дипломатические отношения в случае захвата русскими войсками Стамбула (Константинополя). Категорический запрет Александра II, боявшегося вмешательства в войну на стороне Турции европейских держав, удержал генерала Скобелева от взятия столицы Турецкой империи.

IV. Итоги. В 1878 году между Россией и Турцией был подписан Сан-Стефанский мирный договор. Под нажимом Англии и Австро-Венгрии на Берлинском конгрессе условия Сан-Стефанского договора были пересмотрены не в пользу России. Воспользовались победой России в войне с Турцией европейские державы: Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – о. Кипр.

Коллективная работа по составлению опорного конспекта или схемы «Смена экономических лидеров в конце XIX века»:

 

         
   


 

     
 

 

 


Беседа с учащимися по выявлению основных черт империализма, монополизации («Словарь терминов», стр. 389 и текст параграфа). Что стало характерной чертой и особенностью новой ступени развития капиталистической экономики в конце XIX в.? Какой стадии капитализма характерно слияние капиталов и образование крупных финансовых и промышленных монополий? Что такое монополия, как они создавались?

Беседа с учащимися позволяет выявить логику процесса монополизации экономики стран Запада в конце XIX века: акционирование промышленности ¢ концентрация производства ¢ образование монополий ¢ концентрация финансового капитала ¢ объединение финансового и промышленного капиталов ¢ образование «финансовых групп» (ранее известные как «финансовая олигархия»).

Помимо экономического содержания понятие империализм означал власть, государство, империя.

Задание! В конце XIX века весь мир был «охвачен невиданной лихорадкой империализма». Почти все капиталистические государства приняли участие в вакханалии колониальных захватов и создании колониальных империй.

§ Определите по карте, какие державы преуспели в колониальных захватах? Какие державы довольствовались меньшей добычей? Почему произошел всплеск колониальных захватов именно в конце XIXв.? Вспомните, значение понятий метрополия, колония, зависимая страна. Какая связь между экономическим подъемом в западноевропейских странах и их колониальными захватами? Обратите внимание на значение ресурсов для развития промышленности.

§ Как вы думаете, колониальные народы – это объект для просвещения «диких туземцев» со стороны белого человека или экономические жертвы и доноры метрополий? Обоснуйте свою точку зрения.

Подумайте! В конце XIX в. основной сферой британской колониальной экспансии стали Африка и бассейн Тихого океана. Важнейшую роль сыграл ввод в строй в 1869 г. Суэцкого канала. Правительство Великобритании, воспользовавшись трудностями, с которым столкнулось египетское правительство, скупило его долю акций «Компании Суэцкого канала» и в 1882 г. установило на территории Египта режим военной оккупации.

§ Что было преобладающим в деятельности Англии в Египте – экономический или военный фактор?

Ориентир! В ходе ответов следует подвести десятиклассников к основным выводам, указав, что история завоеваний и колонизации так же стара, как и история человеческих цивилизаций. Однако в конце XIX века империализм имел свои особенности. Территориальная экспансия стала средством увеличения богатств, престижа, военной мощи. Между ведущими промышленными державами развернулась острая борьба за сферы и регионы наиболее выгодного помещения капитала, а также за рынки сбыта товаров. В это время возрастает роль колоний и зависимых стран в качестве источников дешевого сырья и рынков сбыта промышленных товаров метрополии. Значительно вырос и вывоз в колониальные страны капиталов, навязывание займов под гигантские проценты. Ведущие позиции среди колониальных держав по-прежнему занимали Великобритания и Франция. С этого времени начинается борьба великих держав за передел уже поделенного мира – эпоха империалистических войн и конфликтов.

В процессе работы с текстом учебника и обсуждение вопросов и заданий школьники должны сформулировать основные причины, которые привели к обострению борьбы между европейскими державами за обладание колониями:

¢ Колонии являлись источником ценного сырья.

¢ Рынки сбыта продукции метрополии.

¢ Наличие колоний определяло статус великой державы.

¢ Контроль за стратегически важными коммуникациями.

Последний пункт плана урока раскрывается на основе подготовке и ответов учащихся на вопросы к параграфу (№3-4, стр. 300). Закрепление в завершении урока, рассмотренных особенностей развития стран Запада во второй половине XIX века и определение основных выводов, проводится в процессе выполнения учащимися задания №2 (стр. 301) и вопроса №5 (стр. 300), а так же содержания раздела «Подведем итоги» параграфа.

 

 

Урок № 50. Итогового и обобщающего повторения основных вопросов и проблем, которые рассматривались учащимися в главе 7, проводится по вопросам и заданиям стр. 301. Задания 1,2 и 4 направлены на организацию фронтального обсуждения учащимися ответов на уроке. Задание №3 возможно предложить школьникам выполнить письменно. Задание (№1), предусматривающее определение отличий европейских революций XIX века от революций XVIII века, целесообразно ответы на него оформить в виде таблицы: «Сравнительная характеристика революций XVIII и XIX вв.» Задание №2 носит оценочный характер и дает возможность учащимся аргументировано высказать свое мнение о степени важности тех или иных событий XIX века, которые оказали наибольшее влияние на формирование индустриальной цивилизации Запада.

Одно из самых интересных, с точки зрения возможности для применения полученных знаний и умений учащимися по сравнительной характеристике колониальных и традиционных (в данном случае Россия) империй, является задание №4. Для полного и аргументированного ответа учащиеся должны привлечь знания по характеристики колониальных и традиционных империй, которые раскрывались на уроке №40.

Прекрасную возможность для организации повторительно-обобщающего урока может дать материал раздела «Подведем общий итог», который завершает курс «Россия и мир» (см. стр. 382-385). Содержание последних двух абзацев раздела, в которых обобщается развитие Западной Европы и США в XIX веке, позволяют активизировать проверку знаний и умений учащихся по содержанию главы 7., обсудить основные этапы формирования индустриального общества, революционных событий XVIII-XIX вв., а также раскрыть основные противоречия, с которыми столкнулся мир на рубеже XIX-XX вв.

В процессе итоговой беседы целесообразно обсудить с классом вопросы:

1. Факторы формирования индустриальной цивилизации Запада.

2. Черты индустриальной цивилизации.

3. Идеологические и политические течения Запада в конце XIX века.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 1004.