В процессе урока:
§ охарактеризовать экономические, социальные и политические предпосылки формирования новых общественно-политических течений в Западной Европе XIX века;
§ сравнить основные идейные течения: либеральное, консервативное и социалистическое, выделив особенности каждого общественно-политического направления;
§ раскрыть предпосылки возникновения идеологии национализма, отметив его противоречивую роль в общественной жизни западноевропейского общества в XIX столетии.
План урока:
1. Либерализм.
2. Консерватизм.
3. Социализм.
4. Национализм в западноевропейских странах.
Средства обучения: учебник §38, таблица «Идейные течения XIX века».
Основные понятия: либерализм, плюрализм, консерватизм, социализм, мировая пролетарская революция, национализм, расизм, анархизм, диктатура пролетариата.
Рекомендуемые методы и приемы организации урока:
Вариант №1. Лекция учителя с элементами беседы, решение познавательных заданий (стр. 285-286).
Вариант №2. Самостоятельная работа учащихся по группам с текстом учебника и подготовка ответов на вопросы к параграфу.
Вариант №3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Идейные течения XIX века», беседа по итогам выполнения работы по вопросам и заданиям к параграфу.
Рекомендации по проведению урока:
Материал параграфа, посвященный идейным течениям и политическим партиям в Западной Европе XIX века, удачно раскрывает проблемы темы и доступен для самостоятельного изучения ее учащимися. Поэтому целесообразно параграф дать школьникам на дом для предварительного ознакомления с ним и вопросам к параграфу. На уроке класс делится на группы, учащиеся которых должны обосновать одно из общественно-политических течений. В процессе работы с целью активизации познавательной деятельности школьников используются учителем вопросы №1-4 к параграфу. Результаты групповой работы и обсуждение содержания идеологий фиксируются в сравнительной таблице «Идейные течения XIX века».
Итог изучения темы и закрепление главных выводов темы позволит подвести обсуждение с классом задания №1 (стр. 285-286) к параграфу.
Идейные течения XIX века
Название идейного течения | Основные положения | Ведущие представители |
Либерализм | § Выражал интересы и взгляды буржуазии. § Каждый человек обладает всеми правами от рождения: на жизнь, свободу, неприкосновенность частной собственности. § Плюрализм. § Равенство политическое и правовое, гарантированное государством. § Свобода на основе обладания собственностью при условии наличия свободного рынка и конкуренции. § Роль государства в обществе должна быть минимальной. § Провозглашался принцип разделения властей. § Отрицательное отношение к революционному насилию, только реформы. | Джон Милль |
Консерватизм | § Выражал интересы аристократии. § Политическое устройство должно соответствовать национальным традициям и обычаям – традиционность и преемственность развития. § Считали, что в основе стабильности общества должны лежать семья, дом, религия, уважение к устоям. § Интересы государства должны учитывать интересы личности. § Категорически отрицали революционное насилие, осторожное отношение к реформам. § Демократическое правление безнравственно, следовательно, подчиняться правительству людям следует ради сохранения порядка. | Ф. Шатобриан Жозеф де Местр |
Социализм | § Считали, что они должны выражать интересы рабочего класса (пролетариата). § Главной задачей считали свержения власти буржуазии и построение социалистического (коммунистического) общества на основе коллективной собственности и уничтожение частной собственности, эксплуатации человека человеком. § Главная цель – мировая пролетарская революция. § Социалистическая революция, по мнению социалистов, приведет к установлению диктатуры пролетариата – государственной власти рабочих. § К реформам относились пренебрежительно. | А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, П.-Ж. Прудон – один из основателей анархизма (уничтожение государства и установление самоуправления общества), К. Маркс и Ф. Энгельс. |
Задания.
1. Обратите внимание на высказывания либерала и консерватора: «Свобода кулака одного человека общества должна ограничиваться носом другого», «Страна – не чистый лист бумаги, на котором можно написать все что угодно».
§ Выражают ли высказывания сущность либерального и консервативного течений? Какие? Почему вы так считаете?
§ Какое из рассмотренных идеологий вам ближе? Объясните, почему вы так считаете?
§ Подумайте, возможен ли, с вашей точки зрения, компромисс между либерализмом и консерватизмом, либерализмом и социализмом? Поясните свою точку зрения.
§ Какие принципиальные разногласия разделяют эти общественно-политические течения.
2. Почему не ранее, а именно XIX век создал благоприятную почву для возникновения и развития социалистических идей?
3. Как вы думаете, в чем прогнозы и оценки Маркса подтвердились, а в чем нет?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 718.