Реформы Петра I культуры: цели и методы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Обмирщение» русской культуры происходило весь XVII век, когда проникало европейское влияние в российскую жизнь. Несмотря на то, что европейские новшества носили единичный характер в XVII веке, они подготовили радикальные культурные изменения в петровскую эпоху.

Указ об обязательном бритье бороды (1698). За ношение бороды необходимо было платить пошлину, кроме крестьян и духовенства. Обязательное ношение дворянам иноземного платья, пить чай и кофе, курить табак. Ассамблеи. Преобразования совсем не коснулись городского населения и крестьян.

Отправка в заграничные командировки дворянских недорослей была обусловлена не столько в необходимости обучения специальным знаниям, сколько в расширении европейского кругозора дворян.

Школа при Петре окончательно приобрела светский характер. Педагогический персонал вербовался главным образом из иностранцев Немецкой слободы, пленных, но чаще всего за границей. При Петре, как и раньше, наряду с действительно прекрасными научными специалистами, приезжали авантюристы и самозванцы, выдававших себя за ученых. Часто по отношению к иностранным ученыхм со стороны российской знати случались курьезы. Пресветлейший князь Меншиков, который едва умел нацарапать свою подпись, вмешался в научные распри преподавателей Морской академии и разрешил ученый спор очень просто: он грозил «палками побить одного профессора-иностранца, чтобы научить французский народ, как жить».

В 1714 году в провинциях были созданы цифирные школы. В них должны были обучаться дети дворян, дьяков и других чиновников в возрасте с 10 до 15 лет. Обучали грамоте и письму, арифметике, геометрии и Священному писанию. Для упрощения обучения вводился гражданский шрифт. За уклонение от учебы недорослям запрещали жениться. Однако цифирные школы не пережили Петра по причине отрицательного отношения дворянства к обязательному образованию.

В петровское время впервые в России были созданы основы технического и естественнонаучного образования. Появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707).

Другим средством приобщения к европейской культуре стала книга. Синод обязан был заниматься переводом и изданием иностранных книг. Широкое книгоиздательство в России при Петре объяснялось не только стремлением приобщить общество к наукам, культуре Запада. Дело в том, что на Западе установился взгляд на Россию как на варварскую страну. Поэтому Петр стремился, пропагандируя свои реформы в печати, развеять этот взгляд.

  В 1700 году введено европейское летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и начало года не 1 сентября, а 1 января. Открыт первый в России музей – Кунсткамера. Исследовательские экспедиции к Каспийскому морю, Среднюю Азию, Дальний Восток (камчатка и Курильские острова). В 1725 году открыта Академия наук в Петербурге.

В архитектуре петровской эпохи преобладающим стилем стало «русское (петровское) барокко». Архитекторы: Д.Трезини (Летний дворец Петра, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий), И.Коробов (Гостиный двор в Москве), И.Зарудный (Меншикова башня в Москве). Светская живопись представлена в основном портретом. И. Никитин (Портрет Петра I).

 

Урок №42. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 6 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 250-251). Объем устной и письменной работы, формы проведения повторительно-обобщающего урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий, индивидуальный опрос, фронтальная беседа, контрольная работа и др. – определяет учитель в соответствии с уровнем подготовки учащихся, интеллектуальными и психологическими особенностями конкретного класса, а также образовательных задач, которые в данный момент являются важнейшими. Урок по итоговому повторению и обобщению может быть организован как семинар или урок-зачет (см. Тематическое планирование).

Вариант №1. Проблемы, которые предпочтительно обсудить на уроке итогового повторения и обобщения:

1. Основные тенденции политического развития России в XVIII веке.

2. Формирование «регулярного» государства в России: от Петра I до Екатерины II.

3. «Золотой век» российского дворянства – век раскрепощения дворян.

4. Этапы формирования традиционной Российской империи в XVIII веке.

Вариант №2. Обсуждение основных проблем истории России XVIII века по вопросам и заданиям к главе 6. Выполнение задания №4 по составлению на уроке таблицы «Цели и итоги преобразований в России в XVIII веке (см. стр. 251). Задания №4 и 5 целесообразно выполнить письменно.

Вариант №3. Решение тестовых заданий.

Вариант №4. На основе вопросов и заданий к главе 6 возможна организация дискуссии, подготовка к которой (определение вопросов и проблем, дополнительная историческая литература помимо учебника и т.д.) проводится заранее. Такой вариант организации обобщающей работы для учащихся 10 класса способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Однако данная форма проведения обобщающего урока достаточно сложна. Для успешного проведения дискуссии очень важно стремление учащихся к активному самостоятельному поиску по дополнительной литературе, достаточно высокий уровень знаний школьников. Урок-дискуссия сможет пройти успешно, если он позволит учащимся совершенствовать умение аргументировано вести полемику. Дискуссия не должна заменять итоговое повторение по вопросам учебника, а дополнять их.

Памятка участнику дискуссии

1. Дискуссия является методом решения проблемы, а не формой выяснения отношений.

2. Не говори слишком долго, чтобы дать возможность высказаться другим.

3. Взвешивай слова, произноси их обдуманно, контролируй эмоции, чтобы твои разумные мысли достигли цели.

4. Стремись понять позицию оппонента, относись к ней уважительно.

5. Возражай корректно, не искажая и не передергивая смысла сказанного.

6. Чтобы не впасть в нелепость или варварство, не добавляй ничего к сказанному оппонентом, не подозревай его в том, чего он не высказал, особенно в тайных замыслах и коварных намерениях.

7. Не поддавайся инерции потока слов.

8. Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам.

9. Высказывайся только по предмету дискуссии, не бравируй своей начитанностью и общей эрудицией.

10. Борись с соблазном кому-либо угодить или досадить своим выступлением.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.