Главные даты наполеоновских войн
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дата Событие
1798 г.   1799 г.     1800 г.     1805 г.     1807 г.     1812 г.     1813 г.     1814 г.     1815 г. Египетский поход французской армии с целью поставить под удар коммуникации Англии с Индией. Египетская армия разгромлена Наполеоном, но английская эскадра адмирала Г. Нельсона нанесла поражение французскому флоту. Русская эскадра Ф.Ф. Ушакова освободила от французов Ионические острова.   Русские войска под командованием А.В. Суворова освободили от французов Северную Италию. Переход войск Суворова через Альпы в Швейцарию.   Поражение австрийских войск при Маренго. Италия под контролем Наполеона.   Завершилось создание антифранцузской коалиции, в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция. Сокрушительное поражение русско-австрийской армии от войск Наполеона при Аустерлице (ныне г. Славков, Чехия). Россия потеряла 15 тысяч солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия и почти 20 тысяч русских и австрийских пленных. Австрия вышла из антифранцузской коалиции.   Место разбитой Австрии в коалиции заняла Пруссия. После разгрома русской армии под Фридландом (Пруссия) коалиция распалась. Тильзитский мир. Россия должна была присоединиться к Континентальной блокаде, вывести войска и флот из Средиземноморья.   Отечественная война в России с наполеоновской армией. Поражение армии Наполеона в России.   Заграничный поход русской армии. «Битва народов» под Лейпцигом. Поражение Наполеона.   Войска стран антифранцузской коалиции (Россия, Англия, Швеция, Пруссия, Португалия, Испания) заняли Францию и Париж. Отречение Наполеона.   «Сто дней» Наполеона. Битва у деревни Ватерлоо в Бельгии. Войска антифранцузской коалиции под командованием английского генерала А. Веллингтона нанесли армии Наполеона решающее поражение. Наполеон сослан на остров Св. Елены (Атлантический океан).  

 

При обсуждении с классом событий наполеоновских войн необходимо выделить по тексту учебника ряд основных вопросов.

§ Предпосылки военных успехов наполеоновской армии: всеобщая воинская повинность, высокий моральный и боевой дух французских солдат революционной армии, венные таланты офицеров и генералов выдвинувшиеся благодаря революции из низов французского общества, военное искусство гениального полководца Наполеона Бонапарта.

§ Причины поражения армии Наполеона в России. Работа с документом задания №2 к параграфу (стр. 259-260).

§ Причины поражения наполеоновской империи и ее крах раскрываются учащимися в ходе подготовки ответа на вопрос №4 (стр. 259) к параграфу.

После того как проведена работа по анализу и характеристики основных событий и проблем эпохи наполеоновских войн коллективно формулируется вывод о значении этих событий для последующего развития европейских стран, в том числе и России. Основной вывод по данной теме помещен в разделе «Подведем итоги» и состоит в том, что в ходе наполеоновских войн идеи Великой французской революции распространились по всему европейскому континенту.

Так как в следующей главе, посвященной истории России в XIX веке, больше не упоминаются события Отечественной войны 1812 года, то уместно на этом уроке уделить этой войне особое внимание учащихся. На основе исторического материала текста параграфа и дополнений учащихся раскрываются основные вопросы и события Отечественной войны 1812 г. Работа с картой №14, стр. XVI «Европейская часть России в первой половине XIX в.»

§ Что необходимо вспомнить и систематизировать по Отечественной войне 1812 г.?

I . Причины: Контрабандная торговля России с Англией, нарушение условий Тильзитского мира, нарушение традиционной ориентации России на союз с Австрией и Пруссией.

II . Соотношение сил: Перед вторжением Наполеона Россия имела под ружьем около 400 тыс. солдат. Против армии Наполеона Россия могла выставить 317 тыс. солдат, но и те были рассредоточены по широкому пространству вдоль западных ее границ: первая армия (М. Б. Барклая де Толли), насчитывавшая 128 тыс. человек, располагалась на р. Неман прикрывала Петербург, вторая (П.И. Багратиона) в числе 52 тыс. солдат находилась на юге Литвы и прикрывала Московское направление, третья (А. П. Тормасова) численностью 46 тыс. солдат была дислоцирована на Волыни и прикрывала Киевское направление. Такое рассредоточение войск диктовалось тем, не было ясно главное направление удара, какое изберет Наполеон. К марту 1812 г. Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию. Было собрано 678 тыс. солдат, из них французы составляли 356 тыс., остальные — немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы, хорваты, датчане, португальцы и пр.

III . Ход военных действий:

1). 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона - четырьмя потоками форсировала Неман и вторглась в пределы России. Левый фланг французской армии составляли три корпуса под командованием Макдональда, наступавшие на Ригу и Петербург. Основная, центральная группа войск в составе 220 тыс. человек во главе с Наполеоном вела наступление на Вильно. Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы, используя свое численное превосходство, разбить русские армии поодиночке. В этих условиях единственно верным решением русского командования было отвести и объединить обе армии. Русская армия должна была отступать. Попытка Наполеона в конце июля окружить и уничтожить армию Барклая де Толли в Дрисском лагере (на Западной Двине) не удалась. Барклай де Толли удачным маневром вывел свою армию из той ловушки, какой мог для нее оказаться Дрисский лагерь, и направился через Полоцк к Витебску на соединение с армией Багратиона. Трудности русских армий усугублялись еще и отсутствием единого командования. 22 июля после тяжелых боев армии Барклая де Толли и Багратиона соединились в Смоленске. Ценой тяжелых потерь Наполеон занял Смоленск. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву, в решающем сражении разгромить русскую армию, занять Москву и продиктовать Александру условия о мире. По требованию общественного мнения Александр I назначил командующим Кутузова М.И., который прибыл в войска у Царево-Займища.

2). Бородинское сражение. Для генерального сражения Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино. 24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед Бородинским полем — Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат, имея 36 орудий, весь день сдерживали натиск 40-тысячного французского отряда, имевшего в своем распоряжении 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение помогло укрепить левый фланг бородинской позиции и задержало развертывание французской армии на целые сутки.

Перед Бородинским сражением русская армия насчитывала 154,5 тыс. человек (в том числе 28,5 тыс. ополченцев) и располагала 640 орудиями, французская—134 тыс. человек и 587 орудий. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Новая атака на Семеновские (Багратионовы) флеши, составляющие левый русский фланг. На время французам удалось захватить часть укреплений, но контратакой они были выбиты. Атаки следовали одна за другой с перерывами через полчаса. Наполеон вводил все новые и новые части, чтобы прорвать левый фланг, выйти в тыл основной русской армии и заставить ее сражаться перевернутым фронтом. В полдень Наполеон предпринял решительную атаку: в дело было введено 40 тыс. отборных французских войск и сосредоточен огонь почти всей французской артиллерии. Хотя в ходе этой атаки флеши были французами заняты, однако прорвать фронт Наполеону не удалось. В этой атаке был смертельно ранен Багратион. С захватом Семеновских флешей начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны — Курганнойбатареи Н. Н. Раевского. Кавалерийский рейд Платова и Уварова в тыл французских войск заставил Наполеона отсрочить на два часа решительную атаку батареи Раевского. За это время Кутузов подтянул к центру обороны свежие силы. К 16 часам редут Раевского был захвачен французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой, а для русской армии поражением. Цель Наполеона— разгром русской армии — не была достигнута. В д. Фили в трех верстах от Москвы, был созван военный совет. Кутузов принял решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию.

3). Тарутинский маневр. Русская армия, покинув Москву, сначала двигалась к Рязани. По пятам русской армии следовал конный корпус Мюрата. Около Коломны Кутузов повернул на Калужскую дорогу. Русская армия вступила в Тарутино. Здесь, на р. Наре, в 75 верстах от Москвы по Калужской дороге был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению.

IV . Партизанское движение. В стране разгоралась народная (Отечественная) война против захватчиков. До оставления русскими войсками Москвы партизанские отряды возникали стихийно и состояли преимущественно из крестьян. После оставления Москвы и особенно в период Тарутинского лагеря партизанское движение приняло уже широкий размах. Стали создаваться армейские партизанские отряды, проводившие свои операции во взаимодействии с регулярной армией. Ими нередко руководили опытные армейские офицеры. Командование снабжало их оружием и боеприпасами. Партизанские отряды, развернув «малую войну», нарушали коммуникации противника, вели разведку, иногда давали настоящие сражения и фактически блокировали отступавшую французскую армию, лишая ее фуража и продовольствия. Серьезное значение придавал Кутузов действиям партизанских отрядов. Некоторые из них насчитывали несколько тысяч человек, имели артиллерию. Таковы отряды под командованием опытных кадровых офицеров Давыдова, Сеславина, Фигнера. Большую помощь действующей армии оказывали крестьянские партизанские отряды Федора Потапова, Ермолая Четвертакова, Герасима Курина, Василисы Кожиной.

V . Гибель «Великой армии». В Москве французская армия находилась 36 дней. Перед выходом из Москвы, который начался 7 октября, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль. Из Москвы выступила более чем 100-тысячная, пока еще боеспособная французская армия, с огромным обозом награбленных ценностей. Стратегический план Наполеона состоял в том, чтобы по пути разгромить русскую армию, овладеть продовольственной базой в Калуге и военными арсеналами Тулы и далее отправиться на юг в плодородные и не разоренные войной губернии. Произошло сражение под Малоярославцем. Город восемь раз переходил из рук в руки и хотя в конце концов был захвачен французами, но победа осталась за русской армией. Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую Смоленскую дорогу. Началось отступление французской армии, впоследствии превратившееся в бегство, и ее параллельное преследование русской армией. Наполеон привел к Смоленску не более 50 тыс. солдат - половину армии, вышедшей из Москвы. Запасы продовольствия в городе оказались незначительными. После переправы через р. Березину 14 ноября началось уже беспорядочное бегство остатков французских войск. 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест об окончании Отечественной войны.

Подведение итога обсуждения событий Отечественной войны проводится по определению школьниками значения победы над наполеоновской армией для истории России и истории Европы.

 

 

Урок №44. Промышленный переворот и становление индустриального    

                                                              Запада.

 

В процессе урока:

§ раскрыть сущность и значение процесса изменения в экономике стран Запада, получивший название «промышленный переворот»;

§ выявить совокупность причин начала промышленного переворота именно в Англии;

§ проанализировать социальные последствия промышленного переворота и те изменения в социальной структуре западноевропейского общества XVIII-XIX вв., которые произошли под его воздействием;

§ охарактеризовать основные технические изобретения эпохи промышленного переворота в Западной Европе конца XVIII – XIX вв.;

§ подвести итоги и сделать выводы о последствиях промышленного переворота в становлении индустриального капиталистического общества в XIX веке, определив основные черты этого общества.

 

Средства обучения: учебник §35, таблица «Основные изобретения эпохи промышленного переворота», опорная схема «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века», схема «Индустриальное общество».

 

Основные понятия: лендлорд, производительность труда, фабрика, тяжелая промышленность, индустриальная экономика, миграция, коммуникации, научно-технический прогресс, рантье, средства производства, «рабочая аристократия», сезонные рабочие, «средний класс», акционерное общество, урбанизация, средства массовой информации.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Почему после свержения якобинской диктатуры понадобилась диктатура Наполеона и основание империи во Франции?

2. Расскажите об участии Российской империи в наполеоновских войнах. Какое значение для этих войн имела победа русского народа в Отечественной войне 1812 года?

3. Как вы думаете, почему, несмотря на громкие победы французской армии и Наполеона, произошел крах его империи?

4. Раскройте значение наполеоновских войн для истории Европы и истории России.

 

Изучение новой темы

Вопросы плана урока Приемы и средства обучения
  4. Начало промышленного переворота в Англии во второй половине XVIII века.   Å Рассказ учителя. Работа над понятием «промышленный переворот» (см. Словарь терминов), лендлорд, производительность труда. Подготовка учащимися ответа на вопрос №1 (стр. 267). Причины начала промышленного переворота именно в Англии: § Ранняя буржуазная революция, уничтожены феодальные преграды. § Свобода предпринимательской инициативы. § Власть у буржуазии и нового дворянства (парламентская монархия). § Колониальная экспансия (рынки сбыта и источники сырья).  Задания. 1. Вставьте пропущенные термины. Промышленный переворот характеризуется переходом к экономике индустриального типа, при которой происходит концентрация промышленности в городах. Ручной труд вытесняется (?), мануфактуру сменяет (?). 2. Мировым промышленным лидером с конца XVIII века стала Англия. Перечислите обстоятельства, благодаря которым именно в Англии раньше всех начался промышленный переворот. 3. Какое условие раннего промышленного переворота в Англии следует из приведенных ниже данных? В 1775 г. работорговлей занимались 237 жителей Бристоля, 146 – Лондона и 89 – Ливерпуля. В 1760 году из английских портов в места продажи «черных» рабов вышло 145 кораблей с 36 тыс. рабами, а в 1771 году – 190 с 47 тыс. Общее количество чернокожих рабов, вывезенных в английские колонии с 1680 по 1786 года, превысило 2 млн. человек. 4. В результате огораживания в конце XVI века в Англии исчезло крестьянство. Какие последствия имело огораживание для развития промышленного переворота в Англии?  
  5. Основные изобретения эпохи промышленного переворота.   Å Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (разделы: «Начало промышленного переворота» и «Новый этап промышленного переворота»). Заполнение таблицы «Основные изобретения эпохи промышленного переворота» (стр. 267). Задание. § Подумайте, почему паровая машина, изобретенная русским мастером Иваном Ползуновым раньше, чем англичанином Джеймсом Уаттом, не нашла применение в России.
  6. Социальные последствия промышленного переворота.   Å Беседа с учащимися по проблеме об изменениях в социально-классовой структуре стран Запада. Подготовка ответа на вопрос №3 (стр. 267). Оформление работы учащимися в виде опорной схемы «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века». Задания. 1. В связи с чем в XIX веке широко начало использоваться понятие «класс»? Чем оно отличается от понятия «сословие»? 2. Иностранных путешественников, посещавших Англию, поражала длительность рабочего дня по 16-18 часов, большое количество детей и подростков на заводах и фабриках. Почему в ходе промышленного переворота активно использовался детский труд? 3. Следствием развития индустриальной цивилизации стало возникновение в западноевропейском обществе «средних слоев». Укажите его состав. Из каких категорий населения средний класс пополнялся?
  7. Основные черты индустриального общества.   Å Фронтальная беседа и работа с текстом учебника по выявлению основных черт индустриального общества. Подготовка ответа на вопрос №4 (стр. 267). Рекомендуется использовать на уроке схему «Индустриальное общество». Сравнительный анализ индустриального общества и аграрного (традиционного) общества.  

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 377.