Отрасли экономики | XVII век | XVIII век |
Сельское хозяйство | § Экстенсивный путь развития § Натуральное хозяйство § Принудительный труд крепостных и низкий уровень развития сельского хозяйства | § Экстенсивный путь развития § Помещичьи хозяйства втягивались в товарно-денежные отношения § Новшества внедрялись приказным путем («регулярное» государство): литовская коса, грабли, овцы-мериносы, конные заводы, картофель, табак, виноград, лекарственные растения § Принудительный труд крепостных и низкий уровень развития сельского хозяйства |
Промышленность | § Государственные мануфактуры § Всего не более 30 мануфактур в конце XVII века | § Государственные (казенные) и частновладельческие мануфактуры § 1200 мануфактур в конце XVIII века § Приписные, посессионные крестьяне § При Екатерине II запрещено предпринимателям недворянам использовать крепостной труд § Манифест о свободе предпринимательства (1775 г.) |
Торговля | § Всероссийский рынок, ярмарки § Протекционизм § Меркантилизм § Не было выхода в Балтийское и Черное моря. Основные порты внешней торговли – Архангельск и Астрахань | § Протекционизм и меркантилизм § Расширение товарооборота, магазины § Россия получила порты на Балтике (Северная война) и выход в Черное море – Крым при Екатерине II § Торговля с Китаем |
Финансы | § Подворная подать § «Медный» бунт в Москве | § Подушная подать § Перепись населения – ревизские сказки (Вспомните, сюжетом какого известного произведения стала афера с ревизскими сказками?) § Введение при Екатерине II бумажных денег – ассигнаций § Дворянский и Купеческий банки |
Урок №40. Расширение территории государства.
В процессе урока:
§ раскрыть основные события Северной войны, ее итоги по расширению территории России;
§ проанализировать этнический состав населения Российской империи, сложившийся к концу XVIII века в результате расширения ее территории;
§ охарактеризовать комплекс факторов, внешнеполитические события, способствовавшие расширению границ России в этот период исторического развития;
§ обосновать особенности российской традиционной империи, которая сложилась в XVIII веке.
План урока соответствует названию разделов параграфа.
Средства обучения: учебник §32, таблица №1 «Этнический состав населения России в 1719 г.», исторические карты №12 «Российская империя при Петре I» и №13 «Российская империя во второй половине XVIII века», схема «Основные типы империй».
Основные внешнеполитические события истории России XVIII века:
1) Азовские походы Петра I 1695, 1696 гг.
2) «Великое посольство» 1696-1698 гг.
3) Северная война 1700-1721 гг. Полтавская битва 1709 г., основание Санкт-Петербурга 1703 г., морские победы над шведами при Гангуте (1714) и Гренгаме (1721). Ништадский мир 1721 г. (Россия получила Лифляндию, Эстляндию, часть Карелии с Выборгом, территории отошедшие к Швеции по Столбовскому миру (1617) с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям, Ивангород). Провозглашение России империей.
4) Неудачная русско-турецкая война при Анне Ивановне (1735-1739).
5) Семилетняя война при Елизавете Петровне (1756-1762).
6) Борьба за Черное море – русско-турецкая война 1768-1774 гг. (сражения при р. Ларге и Кагул, Чесменский бой, Кючук-Кайнарджийский мир), присоединение Крыма к России (1783), русско-турецкая война 1787-1791 гг. (взятие Очакова, сражения под Фокшанами и на р. Рымник, взятие Измаила, победы русского флота у о. Тендра и у м. Калиакрия, Ясский мир).
7) Разделы Польши (1772, 1793 и 1795 гг.).
8) Итальянский и Швейцарский походы Суворова (1799 г.).
Рекомендации по проведению урока:
Вопросы для повторительной беседы.
1. Какие изменения в экономической жизни России произошли в XVIII веке по сравнению с XVII веком?
2. Охарактеризуйте положение сословий Российской империи XVIII века. Почему вторая половина XVIII века получила название «золотой век» дворянства?
3. Как и почему менялась политика российского правительства в промышленности этого периода истории страны?
Вариант №1. Сообщение учителем и обсуждение с классом основных вопросов темы урока. Заслушивание заранее подготовленных сообщений учащихся по характеристики деятельности исторических личностей и внешнеполитических событий, в результате которых продолжался процесс периода формирования многонационального Российского государства. Привлечение краеведческого материала по данной проблематике. В ходе работы учащимся необходимо вспомнить основные события внешней политики Российского государства в XVIII вв. Сравнительный анализ расширения этнического состава Российской империи в XVIII веке (таблица №1, стр. 236-237) с предшествующим периодом XVI-XVIII вв. На основе фактического материала и коллективной работы проводится систематизация знаний учащихся и анализируются последствия расширения территории России в этот период. Активно используется работа с историческими картами №12 и №13.
Вариант №2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующее обсуждение результатов представленных работ по вопросам и заданиям к параграфу.
Задания к параграфу №1-4 (стр. 242) целесообразно использовать в процессе урока. Все указанные задания посвящены работе с историческими картами №12, 13. Закрепление исторического материала урока проводится по вопросам к параграфу.
Основные типы империй
Возникает в Новое время | Возникает в древнем мире, Средневековье | |
Морской и океанский путь | Континентальный путь | |
Экономический интерес | Духовный универсализм («Москва – третий Рим», «Теория официальной народности» | |
Колониальная знать не входит в состав знати метрополии | Местная знать становится частью общеимперской аристократии (в XVIII веке из 3000 чиновников 40% нерусские) | |
Народ колоний – жертва эксплуатации | Народ титульной нации так же эксплуатируется как и другие народы империи. Русский народ не имел особых привилегий и прав по сравнению с нерусскими народами. | |
Временные образования. Когда прямая экономическая эксплуатация колонии становится не выгодной – она отторгается | Чтобы сохранить империю, центру приходится «кормить» окраины. Ресурсы перераспределяются не в пользу центра. Идет нарастание кризиса и распад |
Урок №41. Образование, наука и культура.
В процессе урока:
§ раскрыть особенности развития культуры России в XVIII веке, ее светский характер, основанный на принципах рационализма;
§ охарактеризовать культурный раскол общества при Петре I на культуру традиционную (народную) и европейскую (дворянскую);
§ обсудить черты нового и сохранение традиций в отечественной культуре XVIII века;
§ проследить развитие основных направлений культуры России (дворянской), основные стили и творческую деятельность ее выдающихся представителей.
План урока:
1. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII века.
2. Образование и наука.
3. Литература.
4. Архитектура.
5. Изобразительное искусство.
Средства обучения: учебник §33, комплекты иллюстративного материала, репродукции, видеофильмы «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга», «Русский музей» (видеофрагмент «Искусство XVIII века).
Основные понятия: рационализм, культурный раскол, «Северная Пальмира».
Рекомендации по проведению урока:
Вопросы для повторительной беседы.
1. Внешнеполитические задачи России в XVIII веке и пути их решения.
2. Расширение границ Российской империи на запад и юг.
3. Народы в составе Российской империи в XVIII веке.
4. Особенности российской традиционной империи.
Урок, посвященный изучению вопросов культуры, как правило, вызывает у школьников повышенный интерес и внимание. Фактический материал содержания параграфа отражает практически все важные по данной теме урока аспекты развития отечественной культуры XVIII века. Поэтому целесообразно дать параграф учащимся на дом для предварительного его изучения и выполнения заданий, основной характер которых состоит в привлечении по теме дополнительной литературы.
Вариант №1. Предварительная самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа и выполнение задания: «Подготовьте сообщения, используя дополнительную литературу, о культуре России XVIII века, памятники которой, на ваш взгляд, наиболее ярко отражают внутренний мир людей того времени». Обсуждение с учащимися основных проблем темы урока по вопросам к параграфу и сообщений школьников.
Вариант №2. Работа учащихся с текстом учебника и обсуждение основных вопросов темы урока по вопросам к параграфу. Использование видеофрагментов, указанных в средствах обучения. На основе видеоматериалов возможна организация киноурока.
Варианты возможных тем сообщений и докладов учащихся (индивидуально или по группам):
1. Смысл и содержание петровского культурного переворота (первая четверть XVIII столетия).
2. Архитектурный облик петровской России.
3. Изменения в быту и нравах сословий России XVIII века.
4. Петербург – «Северная Пальмира».
5. Культурный раскол российского общества при Петре I и его последствия.
6. Просвещение как тип культурной эпохи второй половины XVIII века.
7. Система информации XVIII столетия: газеты, журналы, книги, библиотеки, музеи.
8. Просветители XVIII века: ученые-энциклопедисты (Н.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова), литераторы (Д. Фонвизин), журналисты (Н. Новиков).
9. Антикрепостник А.Н. Радищев.
10. Светское образование в России: от Петра I до Екатерины II.
11. Светская живопись XVIII века: феномен русского портрета.
12. Барокко и классицизм эпохи российского просвещенного абсолютизма.
Следует, видимо, выделить отдельно преобразования в области культуры Петра I.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1015.