В процессе урока:
§ выявить комплекс причин, которые привели к проведению петровских преобразований в России;
§ повторить, углубить и систематизировать знания десятиклассников об основных событиях и реформах Петра I по европеизации и модернизации российского общества и государства;
§ охарактеризовать особенности реформ государственного управления и создания «регулярного» государства Петром I;
§ отметить в ходе урока противоречия модернизации российского общества и государства начала XVIII века;
§ проанализировать причины и особенности эпохи дворцовых переворотов, их влияние на развитие России XVIII века;
§ определить своеобразие российского «просвещенного абсолютизма», на основе сравнения правлений Петра I и Екатерины II.
План урока:
1. Предпосылки и задачи модернизации России на рубеже XVII-XVIII вв.
2. Внешнеполитические события и реформа армии и флота.
3. «Регулярное» государство Петра I.
4. Эпоха дворцовых переворотов: борьба за наследство Петра I.
5. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.
Средства обучения: учебник §30, таблица «Эпоха дворцовых переворотов», схемы «Органы власти и управления России в XVII веке» и «Органы власти и управления Российской империи 20-70-е гг. XVIII века», учебный кинофильм «Северная война и реформы Петра I», видеофильмы «Первый император России», «От Екатерины I до Екатерины II». На основе видеоматериала возможна организация киноурока.
Основные понятия: регулярная армия, «регулярное» государство, регламентация, территориально-административная система, эпоха дворцовых переворотов.
Рекомендации по проведения урока:
Большой объем исторического материала, его важность для последующей истории России, анализ значимых проблем политического развития страны в XVIII веке, вероятно, предполагает не один, а проведение двух уроков, посвященных данной теме.
Вводное слово учителя. Эпоха Петра I Великого (1682-1725 гг.) оказала очень сильное влияние на развитие Российского государства XVIII-XIX вв. Созданное в России Петром пережило многие поколения. Судите сами: последний рекрутский набор, введенный при Петре, состоялся в 1874 г. и длился 170 лет, Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т.е. 206 лет, государственное подчинение церкви (Синод) – с 1721 по 1918 г. (197 лет), а система подушной подати была отменена лишь в 1887 г. (163 года).
Задание. На основе материала учебника и дополнений, определите предпосылки и задачи петровской модернизации. Историк С.М. Соловьев писал: «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования …» Докажите, используя текст учебника, что реформы Петра I были не случайным явлением, а вызваны необходимостью преобразований России на рубеже XVII-XVIII вв.
Ориентация России на Запад в XVII веке проходила медленно и осторожно, захватывая отдельные стороны общества. Процесс «обмирщения» в XVII веке не нарушал в целом традиционные устои общества. Оставаясь периферией Востока (Византийская империя, Золотая Орда, Османская империя), Россия в конце XVII в. столкнулась с возрастающей мощью европейских держав. Поэтому перед страной и российским обществом были два взаимоисключающих пути: самоизоляция и консервация традиционных ценностей или быстрое сближение с Европой на основе западноевропейского опыта. Реформы Петра Великого стали «ответом» на «вызов» того времени, тем самым предопределили «догоняющий» характер развития российского государства и общества.
Архаичная (древняя) политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике важных результатов. Выход к Балтийскому и Черному морям в конце XVII века по-прежнему был закрыт. Для того чтобы на равных бороться с европейскими державами необходимо было не только перенимать отдельные достижения Европы, но сделать европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни выше традиционных ценностей. Только тогда страна могла войти в круг европейских держав, став европейской державой, периферией Европы.
Все внимание Петра Алексеевича было сосредоточено на Северной войне, которая непрерывно продолжалась в течение почти всего его правление. Эта война стала основным рычагом всех преобразовательных начинаний эпохи Петра Великого. Создание регулярной армии и флота, реформы в сфере финансов, налогообложения были тесно связаны с событиями военного времени и оказывали сильное влияние на преобразования почти всех сторон государственной и общественной жизни. Данную взаимосвязь мы и попытаемся рассмотреть на уроке.
Предпосылки: процесс «обмирщения» до Петра в XVII веке, отставание военное и экономическое от европейских держав. Задачи: для решения внешнеполитических задач необходимы реформы по европеизации России, чтобы войти в круг европейских держав.
Наиболее последовательной и эффективной были петровские реформы в военной области.
Вспомните, военные преобразования Петра I. Чем была вызвана необходимость военных реформ?
Петру I удалось создать мощные регулярные армию и флот, обеспечить их финансирование.
Продолжите предложение. Петр I стремился сделать армию вольнонаемной, как в Европе, но это не получилось, пришлось прибегнуть к ___________ (рекрутчине).
Обратите внимание! Формирование регулярной армии проходило трудно, жестокими методами. Нормой рекрутского набора было определено с 20 дворов одного рекрута. В рекруты забирали лиц от 15 до 20 лет, холостых, «добрых, человечных (!) и в службу годных». Слишком тяжела была военная служба, прекращавшаяся только по инвалидности. Поэтому население принимало все меры, чтобы уклониться от рекрутчины: разбегалось по лесам. На них проводились властью облавы. Поэтому не удивительно, что никогда не удавалось набрать по спискам количество новобранцев. За теми кого удавалось поймать устанавливали строгий надзор. Для предупреждения побегов рекрутов с 1712 г. заковывали в кандалы, позже на левой руке накалывали крест и затирали его порохом, то есть клеймили. Но и в армии дезертирство солдат было обыкновенным явлением. Пойманных дезертиров допрашивали, применяя пытки, а затем подвергали смертной казни через повешение, впоследствии смертная казнь была заменена на каторжные работы. По воинскому уставу 1716 года бежавшим рекрутам резали ноздри и ссылали на каторжные работы.
Вопросы и задания:
1. Чем отличалась армия, созданная при Петре от русской армии предыдущего века?
2. Определите сущность военной реформы Петра. Продолжите предложение: Если в XVII веке после окончания войны дворянское ополчение распускалось по домам, а стрельцы несли караульную службу в городах и занимались ремеслом и торговлей, то в результате военной реформы Петра … (армия не распускалась, а стала постоянной, то есть регулярной)
3. Важным событием для последующей модернизации России, историки считают заграничное путешествие Петра Алексеевича в составе «Великого посольства» в Западную Европу. Прочитайте фрагмент из работы историка Ключевского В.О. и постарайтесь ответить на вопрос: Что прежде всего интересовало Петра за границей?
«… Пустившись на Запад за его наукой, московские ученики не подумали, как держаться в тамошней обстановке. Зорко следя там за мастерствами, они не считали нужным всмотреться в тамошние нравы и порядки, не заметили, что у себя в Немецкой слободе они знались с отбросами того мира, с которым теперь встретились лицом к лицу в Амстердаме и Лондоне, и, вторгнувшись в непривычное им порядочное общество, всюду оставляли здесь следы своих москворецких обычаев, заставлявшие мыслящих людей недоумевать, неужели это властные просветители своей страны».
4. Современник Петра архиепископ Новгородский Феодосий дал следующую оценку внешней политики царя: «За воинские дела не для чего его хвалить: воевал он от младенческой своей охоты и из тщеславия, а не для государственной пользы». Почему архиепископ считал, что победа Петра в Северной войне была «не для государственной пользы»? Чем пугало представителей церкви «окно в Европу», прорубленное Петром в результате победы в Северной войне?
5. Военная реформа Петра имела серьезные политические последствия: «Преобразованные в полки Преображенский и Семеновский и перенесенные на невское финское болото, они стали забывать в себе москвичей и чувствовали себя только гвардейцами. С заменой местных связей полковыми казарменными, гвардия могла быть под сильной рукой только слепым орудием власти, под слабой – преторианцами или янычарами». К каким последствиям для власти после смерти Петра I привели изменения в армии и гвардии?
Вариант №1. В ходе фронтальной беседы и работы с текстом учебника выделяются основные реформы государственного управления и их сущность – «регулярное» государство. Делаются записи в тетради и на доске.
Тяжелейшая Северная война стала определяющим влиянием на реформы в области государственного управления в эти годы. Лихорадка войны не давала возможность Петру выработать сразу новую систему управления. Только в конце петровского правления такая достаточно стройная система была создана. Определяющим фактором петровских государственных преобразований были его слова: «Денег как возможно собирать, - писал Петр в инструкции, - понеже деньги суть артерия войны».
1. Местное самоуправление. Ратуша (1699). Главный и городские магистраты. Административная реформа началась с создания в 1699 г. особого ведомства городов – Московской Ратуши. Управление городами возлагалось на выборных бурмистров из купечества и городского населения. Городское самоуправление уничтожило власть воевод в городах. Реформа самоуправления Петра напоминала реформу Ивана Грозного. Новым было, кроме терминологии, подчинение городских органов самоуправления – земских изб - центральному также выборному учреждению – Московской ратуше. Эта реформа не только упраздняла власть воевод, но и наносила удар по приказному строю. Все денежные средства городов поступали в центр, минуя приказы. Таким образом, главной целью реформы стало концентрация финансовых средств на нужды государства. Позже Ратуша переименована в Главный, а земские избы в городские магистраты.
2. Губернская реформа. Создание регулярной армии и близкое окончание Северной войны, поставило перед правительством вопрос о содержании армии после войны. Под влиянием шведской системы Петр решил распределить полки по областям на содержание населения области. Так родилась идея губернской реформы. Страна территориально делилась первоначально на 8 губерний во главе с губернаторами, а губерния делилась на провинции. При этом приказы были или перенесены в область, или закрыты.
3. Сенат (1711). Боярская дума в силу административных преобразований принимала новый вид. В силу частых отлучек царя Думе приходилось управлять в отсутствии государя. В нее стали входить доверенные сановники царя не всегда родовитые. Постепенно из Боярской думы возник Сенат – высший орган государственного управления. Сенаторы обсуждали дела и принимали решение коллегиально, на общем собрании, скрепляя свои решения подписями. Сенат обладал законодательной инициативой и самостоятельностью, которую активно поощрял Петр. Причина такого положения сам царь сформулировал следующим образом: «Всякие дела, о которых (Сенат) советует, записывали и каждый министр своею рукой подписывал, ибо этим всякий дуростью виден будет».
4. Фискалы. Генерал-прокурор (1722). Средством надзора Сената за областной администрацией стал институт фискалов. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, судебной ответственности местных властей, от ответственности за неверные доносы. По словам Петра эта должность была «тяжела и всеми ненавидима», потому что основана на принципе – «лучше доносом ошибиться, чем смолчать». С 1722 года контроль за самим Сенатом был возложен на генерал-прокурора. Он контролировал всю работу Сената и его аппарата, принятие решений и их исполнение. Генерал-прокурору подчинялись все прокуроры на местах и фискалы.
5. Коллегии. Слабость петровской системы управления являлось отсутствие промежуточных учреждений между Сенатом и губернским управлением. Восполнить этот пробел призвана была реформа по созданию коллегий. За образец Петр принял шведскую систему учреждений, для изучения которых отправил в Швецию своего тайного агента Фика. Царь-реформатор требовал, чтобы шведская модель коллегий не переносилась на русскую почву механически, а учитывала особенности Российского государства. Эти особенности были потребности государства в войске и финансах. Поэтому первые коллегии составили коллегии иностранных дел, воинская и адмиралтейская, затем шли финансовые коллегии: камер-коллегия (государственные доходы), штатс-коллегия (расходы) и ревизион-коллегия (государственный контроль). Коммерц-коллегия, мануфактур-коллегия и берг-коллегия ведали промышленностью и торговлей, а юстиц-коллегия – судопроизводством. Коллегиям напрямую подчинялись воеводы провинций, а контроль за ними осуществлял Сенат. Таким образом, шведская модель государственного управления помогла Петру разработать стройную систему «регулярного» управления, приспособленную к условиям Российского государства и русской жизни.
6. Священный Синод (1721). Монастыри и священнослужители лишились права собирать доходы с недвижимости в свою пользу. Были установлены государственные оклады для церковнослужителей, но и их церковь часто не получала. В результате монахи голодали, храмы разрушались без ремонта. В 1721 году утвержден «Регламент или Устав Духовной Коллегии» и создан Священный Синод - светское государственное учреждение по управлению делами церкви. Духовенство, особенно черное, было недовольно наступлением на его права и владения. Не случайно в 1701 году появился указ, запрещавший монахам держать в кельях бумагу и чернила, дабы они не писали «без повеления начального». В делах Преображенского приказа, который занимался политическим сыском, преступления духовных лиц (распространение порочащих царя слухов, подметных писем и сочинений, осуждавших нововведения) составляли одну пятую часть всех политических процессов. Кроме того, правительство возложило на приходское духовенство непосредственные полицейские обязанности. В целях борьбы с расколом и политической смутой священники обязаны были «отмечать в книгах погодно об исполнении прихожанами долга исповеди, штрафовать не исповедовавшихся и доносить на них, производить розыск раскольничьих попов», а также, раскрывать тайну исповеди, доносить правительству о назревающих бунтах.
7. Указ о наследии престола (1722). Петр отошел от национальной политической традиции, согласно которой престол переходил только к прямым наследникам царя. По Указу о наследии престола только воля монарха определяла наследника престола. Но сам император не назначил в завещании своего наследника. Смерть Петра в 1725 году приведет к длительному кризису власти, который известен как «Эпоха дворцовых переворотов». Своим указом Петр сам подготовил этот кризис.
Вариант №2. С целью закрепления и проверки усвоения знаний проводится самостоятельная работа с текстом учебника и схемами по сравнению реформ Петра и государственного управления России XVII в. Возможно сразу построить изучение реформ государственного управления на основе сравнения.
Обратите внимание на противоречия петровской модернизации.
¢ Результатом петровской модернизации стало превращение России в европейскую державу. Однако статус России определялся не уровнем социально-экономического развития, а военным могуществом.
¢ Экономика страны была приспособлена к задаче обеспечения армии в бесконечных войнах.
¢ Поверхностная европеизация затронула лишь образ жизни дворянства, что усилило культурный раскол российского общества.
¢ В отличие от Европы, где вольнонаемный труд был выгоднее крепостного, в России наоборот крепостной труд оказался выгоднее вольнонаемного. Поэтому мануфактурное производство в России развивалось на феодальной, крепостнической базе.
¢ Абсолютная монархия при Петре укрепилась за счет полного бесправия населения, а европеизация затронула только внешние формы государственных учреждений.
¢ Попытки Петра по развитию самоуправления потерпели полный крах. Горожане и дворяне видели. Вполне оправданно, в органах самоуправления не выразителей сословных интересов, а государственную повинность.
Сделайте выводы! То что у Петра I Алексеевича были сторонники и последователи в его преобразовательной деятельности не вызывает сомнения. Но были и противники, которым деятельность императора казалась безумной прихотью. Самым важным моментом является вопрос о том, как действия и реформы Петра I воспринимались простым народом, то есть со стороны традиционных сил?
Само поведение русского царя Петра Алексеевича и его публичные поступки не соответствовали традиционным представлениям русского человека той эпохи. Все не только замутилось в вихре петровских преобразований, но и смутилось. Недоумение и неприятие в традиционном сознании простого народа вызывало буквально все, что делал великий реформатор: триумфальные празднования, иноземная музыка, языческие символы, фейерверки, шуты, публичное пьянство, приступы эпилепсии, убийства часто невиновных жертв. Все поведение Петра говорило окружению, что он «не настоящий» царь. Даже недуг Петра (подергивание головы, лица, рук, ног), как бы подтверждал этот вывод в глазах простого народа. Поэтому естественно пошли слухи, что он «головой запреметывает и ногой запинается, и то, знамо, его нечистый дух ломает».
И совершенно невероятными для москвичей были сцены невиданной жестокости и, самое главное, участие в них самого государя. Во время стрелецкого розыска сам Петр собственноручно рубил головы стрельцам. Даже Иван Грозный, не отличавшийся особой гуманностью, не позволял себе унизиться до роли палача! Необъяснимым явлением, приводящий в шок москвичей, были выходки царя, когда по его приказу кесаря Ромадановского, главу страшного Преображенского приказа, ужаса Москвы и всей России, рядили в одежды патриарха и царей, которые носили отец и дед Петра.
Петр, стремясь стереть внешнее различие между русскими и немцами, нетерпеливо переливал «новое вино в старые мехи», не думая о последствиях. Необычность, «бесчинность» поведения государя, не похожего на своих предшественников ни поведением, ни занятиями, ни отношением к православной церкви, ни отношением к родне, необычные формы его забав и гнева, - все это трагически отделяло монарха от своих подданных. Все больше в умах москвичей крепла уверенность, что Петр больше похож на немецкого мастера, чем на великого государя; на «лютора», чем на православного христианина. Поэтому все что происходило на глазах москвичей требовало объяснений. Стали рождаться легенды.
Наиболее распространенными были две легенды о том, что Петр не настоящий сын царя Алексея Михайловича, а подменный немец. Рассказ о подмене ребенка царя Алексея Тишайшего на сына Лефорта имел широкое хождение среди москвичей: «Над нами царствует ныне не наш государь Петр Алексеевич, но Лефортов сын. Блаженной памяти государь царь Алексей Михайлович говорил жене своей, царице: «Ежели сына не родишь, то учиню тебе некоторое озлобление». И она, государыня, родила дщерь, а Лефорт – сына, и за помянутым страхом, втайне от царя, разменялись – и тот Лефортов сын и ныне царствует!»
Другой вариант рассказа отличается от выше приведенного, тем, что подмена произошла не в момент рождения, а во время путешествия за границу Петра в составе Великого посольства, где его якобы подменили на немца: «Наш государь пошел в Стекхолм (Стокгольм), а там его посадили в заточение, а этот, что ныне царствует, не наш государь, Петр Алексеевич, а иной – немчин». Этот вариант рассказа основан, вероятно, на крутых действиях Петра по европеизации внешнего вида своего окружения сразу после возвращения в Москву из Великого посольства.
Ощущение иностранной оккупации усиливала практика расположение военных полков на квартиры мирного населения, когда армия вела себя как настоящие оккупанты. «Мужикам бедным страшен один въезд и проезд офицеров и солдат, комиссаров и прочих командиров, тем страшнее правеж (суд) и экзекуции … крестьяне не только скот и пожитки продают, но и детей закладывают, а иные врозь бегут. После расположения полков на квартиры в душах такой ущерб является, что в одном Вологодском полку, который расположен в Казанской губернии, убыло (из населения, содержащего этот полк) слишком 13.000 человек…» Не случайно в рассказе того времени «О скончании мира» современник сопроводил солдат в кафтанах петровской эпохи цитатой из библейского пророка Исайи: «Страну вашу чужии поядят».
Перенос столицы Российского государства из Москвы, города, который своими державными традициями символизировал единение власти и народа, так ярко проявившиеся в годы Смуты и событиях XVII века, в Петербург, европейский город и, следовательно, совершенно чуждый старомосковскому сознанию, означал разрыв с прежними традициями восприятия власти, что еще больше углубило раскол между властью и народом. Преобразования Петра по европеизации России привели не только к культурному расколу русского общества на дворянскую, европейскую культуру и народную, традиционную. Раскол проходил гораздо глубже и затронул отношение власти и народа. До Петра все злоупотребления в стране приписывались народом боярам и слугам царя, но в самом монархе простой народ видел, хотя и далекую, но все же свою «надежду», от которого можно было добиться правды и защиты. В лице Петра эта последняя «надежда» на православного царя в сознании народа умирала.
Полное равнодушие народных масс по поводу власти и привело к тому, что вопросы престолонаследия после смерти Петра I решала узкая группа знати и гвардии, что престол занимали правители, которые чаще всего не имели на трон никаких прав. Знаменательно, что когда решался вопрос, кому быть наследником Петра в 1725 году, достаточным основанием оказалось заявление гвардейских офицеров (даже не всей гвардии), что они «голову разобьют старым боярам», если те не поддержат (бывшую прачку и жену императора) Екатерину на престоле.
Подумайте! По мнению историка В.О. Ключевского каждый закон Петра «либо довершал процесс, начавшийся уже ранее в укладе русской жизни, либо переиначивал сложившееся в ней сочетание составных частей, то разделяя слитые элементы, то соединяя раздельные».
§ Что имел в виду ученый, указывая на то, что петровские реформы довершали процесс, начавшийся уже ранее?
§ Приведите примеры процесса европеизации в XVII веке в России. Чем они были вызваны?
Задание. Продолжите реформы петровской европеизации России, следуя смыслу текста: «Война (Северная война 1700-1721 гг.) указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой …»
Вспомните, что одной из причин падения авторитета Лжедмитрия I в Смутное время и его гибель стали его европейское поведение и внешний вид - бритое лицо, «латинская» одежда, нарушал заветные обычаи старины: не спал после обеда, не ходил в баню, общался просто, не по-царски. Поэтому проведение реформы Петра по европеизации России были бы невозможны без единомышленников и помощников.
Сопоставьте соратников Петра – «птенцов гнезда Петрова» и их характеристикам.
1) Он был полководцем, администратором, дипломатом и даже членом научного Британского Королевского общества, хотя едва умел нацарапать свою подпись. Сделал головокружительную карьеру от торговца пирожками до светлейшего князя, «полудержавного властелина» (А.С. Пушкин), а после смерти Петра был лишен чинов и наград и отправлен в ссылку. (А.Д. Меншиков).
2) Получившая от Петра I в частные руки завод, эта семья позднее станет известна России своей предпринимательской деятельностью. (Демидовы).
3) Этот знатный боярин при Петре прославился в Северной войне и стал первым русским фельдмаршалом. (Б.П. Шереметев).
Сделаем выводы! Что нового появилось в России в результате петровских преобразований? Какие противоречия европеизации первой четверти XVIII века вы считаете главными? Какие факты говорят о «регулярном» характере государства, созданного Петром?
Внимательно познакомьтесь с оценкой петровских преобразований С.М. Соловьева и В.О.Ключевского. Какие стороны преобразований Петра I считал важным каждый из ученых? С оценкой кого из историков вы бы согласились? Почему?
Историк С.М. Соловьев назвал Петра I «революционером на троне».
Ключевский считал, что «реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни, взволновала все классы общества. … Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников. Это было скорее потрясение, чем переворот. Это потрясение было непредвиденным следствием реформы, но не было ее обдуманной целью».
Работа учащихся по заполнению таблицы на основе текста учебника и сообщений по вопросу дворцовых переворотов.
Эпоха Дворцовых переворотов
Годы правления | Правитель | Каким путем занял престол? | Особенности переворота, правления |
1725 – 1727 1727-1730 1730-1740 1741-1761 1761-1762 1762-1796 1796-1801 | Екатерина I Петр II Анна Ивановна Елизавета Петровна Петр III Екатерина II Павел I | Требования новой знати (Меншиков) и гвардии. Не имела законных прав на престол. Законный наследник престола – сын царевича Алексея, внук Петра I. «Кондиции» верховников. Поддержка дворянства и восстановление самодержавной власти императрицы. Законная наследница престола. Дворцовый переворот гвардии на патриотической волне. Законный наследник престола по завещанию Елизаветы Петровны Дворцовый переворот. Гвардия. Законный наследник престола, сын Екатерины II. | Создание Верховного тайного совета – новая и старая чиновная знать. Борьба новой и старой знати за влияние на молодого императора. Поражение Меншикова и ссылка в Березово. Попытка Верховного тайного совета с помощью кондиций (условий) превратить самодержавие в ограниченную монархию закончилась неудачей. Ликвидация Верховного тайного совета и создание Кабинета министров. Бироновщина (остзейские немцы) - «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении» (Ключевский В.О.) В ходе переворота арестован император Иван Антонович и его родители. Указ о веротерпимости, прекращение гонений на старообрядцев, запрет на несудебное преследование – только по суду. Прекращение участия России в Семилетней войне. Манифест о вольности дворянства. Никаких прав на российский престол не имела. «Золотой век» русского дворянства. Противоречивая внутренняя и внешняя политика. Указ о престолонаследии, положивший конец дворцовым переворотам. Стал последней жертвой дворцового переворота. |
Подумайте! На памятнике Петру I в Петербурге, поставленный Екатериной II, написано: «Петру Первому Екатерина Вторая». Что хотела показать императрица, поместив на памятнике такое посвящение? Согласны ли вы с мнением о своей деятельности Екатериной II, что она продолжила дело Петра I? Почему?
Работа с документом «Жалованная грамота дворянству» (задание №2, стр. 225) позволит учащимся определить исключительные права и привилегии российского дворянства.
Упоминание в тексте параграфа крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева требует более пристального внимания на уроке. Необходимо, чтобы школьники вспомнили и определили причины, повод, основные этапы и значение «пугачевщины». Проблему определения характера выступления крестьян во главе с Пугачевым целесообразно предложить решить школьникам.
Задание. Среди современных отечественных историков нет единого мнения о характере «пугачевщины» крестьянская война или крестьянское восстание. Опираясь на признаки крестьянской войны, сделайте вывод о характере выступлений крестьян во главе с Пугачевым.
Признаки крестьянской войны:
1. Крупное выступление крестьян и других низших слоев населения, охватывающее значительную территорию.
2. Раскол страны на часть, контролируемую правительством, и часть, контролируемую повстанцами.
3. Угроза существования феодально-крепостнического строя.
4. Повстанческая армия ведет длительную борьбу с правительственными войсками.
Подумайте! Почему именно в правление Екатерины II («просвещенный абсолютизм») произошел самый свирепый и масштабный крестьянский бунт?
Обратите внимание! По указу 1736 г. помещики получили право определять меру наказания крепостным крестьянам за побег. С другой стороны, было определено смягчение служебной повинности самих дворян. По манифесту от 1736 года ею был ограничен срок обязательной дворянской службы 25 годами, чтобы дворяне не старыми получали увольнение и могли заниматься своим имением. Кроме того, освобождался от военной обязательной службы один из братьев для управления имением. Императрица дала возможность дворянам начинать службу не рядовыми, а офицерами. С этой целью Анной и фельдмаршалом Минихом был создан Шляхетский кадетский корпус. Анна отменила петровский указ о единонаследии. Недвижимость стали делить между детьми поровну, как до Петра I по Уложению 1649 г. Именно при Анне Иоанновне начинается процесс «раскрепощения» дворян.
§ Это начало процесса, а когда и чем он завершился? К каким политическим и социальным последствиям данный процесс привел?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 288.