В процессе уроков:
§ проанализировать причины Американской и Великой французской революций в XVIII веке;
§ показать влияние идей Просвещения на революционные события в Северной Америке и во Франции;
§ раскрыть основные события революций XVIII века, подчеркнув их особенности на основе сравнительной характеристики;
§ охарактеризовать положения Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции;
§ сделать выводы о значении революций в Северной Америке и во Франции XVIII века в истории человечества.
План уроков:
1. Западная Европа накануне революционной эпохи.
2. Американская революция: причины, основные события, результаты.
3. Предпосылки и начало Великой французской революции.
4. Свержение королевской власти во Франции.
5. Якобинская диктатура и термидорианский переворот.
Средства обучения: учебник §§27-28, схема «Государственное устройство США», опорный конспект «Декларация независимости США и Декларация прав человека и гражданина во Франции».
Основные понятия: народный суверенитет, конституция, федерализм, конституционная монархия, якобинцы, жирондисты.
Персоналии: Б. Франклин, Д. Вашингтон, Т. Джефферсон, М. Робеспьер, Ж. Дантон, Жан-Поль Марат.
Рекомендуемые методы и приемы проведения уроков: работа с текстом учебника, аналитическая беседа, работа по составлению схемы «Государственное устройство США» и опорного конспекта «Декларация независимости США и Декларация прав человека и гражданина во Франции», решение познавательных заданий, работа с документами. Заслушивание подготовленных сообщений учащихся о наиболее знаменитых и ярких представителях революций XVIII века.
Рекомендации по проведению уроков:
Вопросы для повторительной беседы:
1. Какие важные изменения в начале Нового времени произошли в науке и общественной жизни стран Западной Европы?
2. Почему XVIII век характеризуется историками как эпоха Просвещения?
3. Какие идеи эпохи Просвещения, с вашей точки зрения, оказали наибольшее влияние на современников? Почему вы так считаете?
На первом уроке рассматриваются проблемы анализа причин революций XVIII столетия, влияние идей Просвещения на революционные события в Северной Америке и во Франции. Основное внимание на первом уроке следует уделить Американской революции. Второй урок посвящен анализу событий Великой французской революции на основе сравнительной характеристики с Американской революцией. В заключение второго урока проводится работа по подведению итогов революций XVIII века, их влияние на последующую историю человечества, прежде всего западноевропейской цивилизации.
Причины и характер революций XVIII века анализируется на основе сопоставления фактов в тексте учебника о процессе развития капиталистических отношений (уклада) и сохранением феодальных традиций. Учащиеся в ходе работы должны выделить следующие феодальные элементы, которые сохранялись в странах Европы XVIII столетия:
1. Привилегии ремесленных цехов.
2. Наличие внутренней таможни, препятствующей торговли.
3. Сохранение исключительных прав феодалов.
4. Абсолютизм и произвол властей в политической области.
Предложенный классу вопрос: «Какие идеи Просвещения могли стать идеологической предпосылкой революционных выступлений в XVIII столетии?» поможет применить знания, полученные на предыдущем уроке, раскрыть роль общественных идей Просвещения в революциях Северной Америке и Франции.
Задание. Философ Вольтер считал, что на смену деспотизму придет царство свободы и разума, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – личной неприкосновенности, право на частную собственность, свободу слова, совести, печати и объединений. «Свобода состоит в том, - считал Вольтер, - чтобы зависеть только от закона».
§ Подумайте, какие политические выводы могли сделать современники Вольтера из его идей?
§ Кто из идеологов Просвещения оправдывал революционный путь борьбы людей за свои естественные права?
Почему в XVIII веке именно Англия стала экономическим лидером в Европе? Какие условия благоприятствовали развитию капитализма в этой стране? Подготовка учащихся ответа на вопрос: «Противоречия между Англией и ее североамериканскими колониями» проводится на основе работы с текстом учебника.
Определите! Какие из перечисленных в учебнике факторы вызывали наибольший рост оппозиционных настроений североамериканских колонистов? Как вы думаете, почему североамериканские колонисты считали кофе напитком патриота, а чай напитком изменников?
Изучение событий Американской революции целесообразно провести в процессе работы с текстом параграфов и сообщений учащихся по характеристике деятельности знаменитых лидеров войны за независимость («отцов основателей» США). Оформление государственного устройства США по конституции в виде схемы. Работа над понятием «конституция».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 392.