От раздробленности к объединению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 


Проведение сравнительной характеристики в начале урока может вызвать у учащихся трудности. Поэтому на усмотрение учителя данную работу возможно провести по завершению ознакомления учащихся с содержанием основных событий объединительного процесса русских земель. 

Задание. Почему Москва стала центром объединения? Историк В. О. Ключевский оставил замечательные по своей точности характеристики первых московских князей. Познакомьтесь с этими фрагментами ученого и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие личные качества московских князей определили их победу в деле объединения русских земель? Почему в галерее московских князей историк выделяет Дмитрия Донского? Чем отличалась политическая деятельность Ивана Калиты и Дмитрия Донского?»

При подготовке учащимися ответов на поставленные вопросы задания уместно обратить их внимание на материал учебника, посвященный Куликовской битве (см. стр. 124-126) и в процессе беседы постараться обосновать историческое значение победы русских войск в этой битве для становления единого Русского государства, главное из которых было то, что Москва – признанный лидер в объединении русских земель.

1 “Московские великие князья … довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском столе под именами Ивана, Семена, другого Ивана, Димитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана III как две капли воды похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий. Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью—не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия. …Это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их … В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Московские князья—очень почтительные сыновья: они свято почитают память и завет своих родителей. Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу. Недаром первый из них, добившийся успеха в невзрачной с нравственной стороны борьбе, перешел в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам».

Данное задание целесообразно использовать совместно с выполнением учащимися задания на стр. 130 учебника. Работа школьников по этим заданиям и фрагментами исторических исследований не только поможет привлечь внимание к проблеме причин возвышения Москвы как центра объединения русских земель, но и покажет различные точки зрения историков по этому вопросу.

Характеризуя причины победы русских войск на Куликовом поле и значение этой битвы, целесообразно привлечь внимание школьников к выполнению задания: «Сравните Куликовскую битву (1380) и битву на реке Калка (1223). Почему результат в открытом сражении с ордынцами в этих битвах был различным?». Оно позволит привести учащихся к выводу о том, что на Куликовом поле, в отличие от Калки, сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя.

Раскрывая вопросы о Куликовской битве, вероятно, нецелесообразно включать в комментарии учителя проблему отсутствия бескомпромиссного противостояния «ненавистным татарам» Дмитрия Донского. Резкое расхождение с трактовкой учебника этого (и других) события принесет больше вреда для учащихся, чем пользы.

Закрепление и систематизацию исторического материала урока можно провести с помощью повторения включения русских земель в состав Московского княжества (по карте «Территориальный рост Московского княжества 1300 – 1462 гг.») и событий, которые повлияли на объединительный процесс.

На втором уроке, когда дома школьники более внимательно познакомятся с фактическим материалом параграфа, проверяется выполнение задания по подготовке ответа на вопрос: «Этапы объединения русских земель вокруг Москвы». В процессе беседы с классом и ответов учащихся по карте ее результаты (как один из вариантов) закрепляются в таблице.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.