Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Материал данной темы дает представление о становлении основ европейской цивилизации. Исторический материал главы учебника рассматривает важные проблемы экономических (развитие городов, ремесленное мелкотоварное производство), политических (образование централизованных государств) и социальных (буржуа и формирование новых буржуазных ценностей) процессов в странах средневековой Европы. Незначительный по объему исторический материал главы важен с точки зрения изучения аналогичных процессов в России и для определения особенностей, отличий, которые сходны, но только на первый взгляд, направлений исторического развития средневековой России и стран Запада.

Урок №17. Экономическое и политическое развитие.

В процессе урока:

§ отметить важные изменения в хозяйственной жизни средневекового общества Западной Европы и их последствия для бурного развития городов;

§ проанализировать причинно-следственную связь между процессами экономического подъема, превращения горожан во влиятельную политическую силу средневекового общества и образованием централизованных государств в Западной Европе;

§ дать сравнительную характеристику укрепления королевской власти и создания централизованных государств на примере Франции и Англии;

§ охарактеризовать ослабление власти пап над светскими монархами, рост еретических движений в Европе.

Средства обучения: учебник §14.

План урока:

1. Отделение ремесла от сельского хозяйства.

2. Средневековый город – центр ремесла, торговли и банковского дела.

3. Создание централизованных государств в Англии и Франции.

4. Изменение роли церкви в жизни общества.

Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: урок изучения нового материала, образное повествование с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. Беседа с учащимися по выявлению изменений хозяйственной жизни Западной Европы в XI-XV вв., решение познавательных заданий.

 

Рекомендации по проведению урока.

Изучение первого пункта плана урока целесообразно построить на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (первые три пункта параграфа). В процессе работы школьники должны найти в тексте и впоследствии обосновать ответы на вопрос: «По подсчетам историков в Германии в XIII веке было основано около 400 городов и еще около 300 – в XIV веке. Наиболее активный период создания новых городов во Франции приходится на вторую половину XII – начало XIV в. В Англии абсолютное большинство городских центров известно с XIII века. Чем был вызван городской бум в странах Западной Европы в этот период Средневековья?» В процессе последующего обсуждения ответов на поставленный вопрос важно, чтобы десятиклассники проследили взаимосвязь между ростом городов и экономическими изменениями:

§ изменение климата ¢ внутренняя колонизация ¢ трехполье и колесный плуг ¢ появление излишков продуктов у земледельцев ¢ отделение ремесла от сельского хозяйства, мелкотоварный характер ремесла ¢ цехи и гильдии ¢ рост городов ¢ борьба за право самоуправления ¢ «вольные» города.

В процессе беседы следует обратить внимание на работу по закреплению понятий темы. Из фактов, которые приводят учащиеся в своих ответах выделяем существенные черты и формулируем признаки понятий.

Задание. XI – XIII века в истории Европы ученые часто называют периодом «высокого» Средневековья, желая подчеркнуть важность совершившихся тогда экономических перемен.

§ Какие важные перемены произошли в хозяйственной жизни Западной Европы?

Подумайте! Ремесла, промыслы, торговля предметами собственного производства становятся профессиональным занятием горожан. Городские поселения возникают как ответ на местные хозяйственные потребности.

§ Что стимулировало развитие ремесленного производства?

Как вы думаете, почему такие страшные эпидемии и болезни как чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении Средневековья были типично городскими заболеваниями? Почему, несмотря на эти болезни и значительную смертность городского населения Средневековья, желающих стать гражданами города не убавлялось? Для ответа на данный вопрос целесообразно воспользоваться заданием по работе с документом «Присяга при принятии на гражданство города Кельна» (см. стр. 104).

Обратите внимание! Городской цех ремесленников одной специальности был и религиозным объединением (каждый цех имел своего святого покровителя), и братством взаимопомощи (из средств цеховой кассы обедневшим или заболевшим мастерам оказывалась помощь), и политическим объединением (выдвигали своего кандидата в городское самоуправление), и военной (создавали отряды самообороны). Но главная задача цеха – оградить от конкуренции нецеховых ремесленников. 

§ Почему горожане активно поддерживали короля в борьбе с крупными феодалами в эпоху раздробленности? Какие экономические цели преследовали при этом горожане?

В процессе сообщения учителя по пункту плана о создании централизованных государств в Англии и Франции учащиеся готовят развернутый план ответа на вопрос: «Укрепление королевской власти и создание централизованных государств в Англии и Франции» и самостоятельный поиск по тексту учебника ответы на вопрос: «Какие меры предпринимали короли Англии и Франции для укрепления своей власти и создания централизованного государства? Чем отличались эти процессы в Англии по сравнению с Францией?» Особое внимание уделяется работа с понятиями: централизованное государство, сословно-представительные учреждения и правовое государство («Великая хартия вольностей»).

Подумайте! Историк Л.Н. Гумилев дал такую оценку альбигойской ереси: «Катары (альбигойцы) отождествляли злого бога — создателя мира с богом Ветхого Завета — Яхве, переменчивым, жестоким и лживым, создавшим материальный мир для издевательства над людьми. Но тут средневековый христианин сразу задавал вопрос: а как же Христос, который был человеком? На это были приготовлены два ответа: явный для новообращаемых и тайный для посвященных. Явно объяснялось, что «Христос имел небесное, эфирное тело, когда вселился в Марию. Он вышел из нее столь же чуждым материи, каким был прежде... Он не имел надобности ни в чем земном, и если он видимо ел и пил, то делал это для людей, чтобы не заподозрить себя перед сатаной, который искал случая погубить Избавителя». Однако для «верных» предлагалось другое объяснение: «Христос — творение демона: он пришел в мир, чтобы обмануть людей и помешать их спасению. Настоящий же не приходил, а жил в особом мире, в «Небесном Иерусалиме»». Довольно деталей. Нет и не может быть сомнений в том, что (альбигойцы) в Провансе и Ломбардии (Южная Франция) — не просто ересь, а антихристианство и что оно дальше от христианства, нежели ислам... Бог и дьявол в (их) концепции сохранились, но поменялись местами. Именно поэтому новое исповедание имело в XII в. такой грандиозный успех. ... Детали ее привычны, и замена плюса на минус для восприятия богоискателей оказалась легка. Следовательно, в смене знака мог найти выражение любой протест, любое неприятие действительности, в самом деле весьма непривлекательной. …Альбигойское учение для массы допускало коварство и обман в вопросах веры и не предписывало страданий за религиозные убеждения».

§ Как вы думаете, в чем состояла главная опасность, по мнению автора, альбигойской ереси?

§ Почему Л.Н. Гумилев не считал это движение ересью?

Закрепление и подведение итогов изученного исторического материала темы урока проводится в процессе работы с вопросами в конце параграфа.

Урок №18. Взаимодействие средневековых цивилизаций.

 

В процессе урока:

§ показать факторы влияния и взаимоотношений католического, православного и мусульманского мира в средние века;

§ выявить причины крестовых походов, итоги и их влияние на развитие истории Европы и Ближнего Востока;

§ обсудить причины и последствия гибели Византийской империи;

§ подвести итоги военного столкновения католического, православного и мусульманского миров.

Средства обучения: учебник §15, исторические карты: «Европа в XIII – IX вв.», «Византийская империя в IX – XI вв.» и «Завоевания арабов. Арабский халифат».

План урока:

1. Взаимодействие католического, православного и мусульманского миров в период крестовых походов.

2. Судьба Византии и южнославянских государств.

3. Реконкиста.

4. Германская экспансия в Восточной Европе.

 

Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: урок изучения нового материала, самостоятельной работы учащихся с текстом учебника с последующим обсуждением результатов работы, подготовке развернутого плана ответа. Работа с исторической картой, документами (см. Задание №3, стр. 111).

 

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Какие изменения в хозяйственной жизни европейцев произошли с XI века по сравнению с предыдущим периодом Средневековья?

2. К каким экономическим, социальным и политическим последствиям эти изменения привели в странах Западной Европы?

Материал параграфа носит событийный характер и практически не содержит сложного теоретического материала. Поэтому целесообразно дать задание учащимся по предварительному ознакомлению с содержанием параграфа дома. На уроке в ходе самостоятельной работы с текстом учебника, учащимися выполняется задание по подготовке развернутого плана ответа на вопрос: «Военное столкновение католического, православного и мусульманского миров XI – XV вв.» Обсуждение представленных результатов работы в классе сопровождается беседой по вопросам и заданиям:

1. Определите характер взаимодействия католического, православного и мусульманского миров накануне крестовых походов.

2. Какие причины привели к экспансии католического мира на Ближний Восток? Почему военные походы европейцев получили название «крестовые походы? Кто был их организатором? Почему?

3. Какое значение для отношения католического и православного мира имел штурм и разгром Константинополя крестоносцами в 1204 году?

4. Как отразились события 1439 и 1453 годов на положении России?

5. Где еще, помимо Ближнего Востока, проходила экспансия западноевропейцев? Каковы их итоги?

6. Какими были итоги военного столкновения католического, православного и мусульманского миров?

7. Как связаны между собой даты: 1096 – 1099, 1204, 1410 и 1453 г.?

8. Прочитайте фрагмент из книги историка Ле Гоффа и отметьте, как оценивают результаты крестовых походов современные ученые? К каким последствиям для Европы привели крестовые походы, с точки зрения автора?

«Святые земли, ставшие ареной войны, отнюдь не были источником хороших иль плохих заимствований, о которых заблуждавшиеся историки некогда с увлечением писали. Крестовые походы не способствовали подъему торговли, который начался благодаря прежним связям с мусульманским миром и внутреннему экономическому развитию Запада; они не принесли ни технических новшеств, ни новых производств, которые проникли в Европу иными путями; они непричастны к духовным ценностям, которые заимствовались через центры переводческой деятельности и библиотеки Греции, Италии (прежде всего Сицилии) и Испании, где культурные контакты были более тесными и плодотворными, чем в Палестине; … они даже непричастны к распространению роскоши и сладострастия, которые в глазах суровых западных моралистов были свойственны Востоку ... что походы пробудили торговлю и обеспечили ее подъем в средневековом христианском мире, в это ни один серьезный историк более не верит. Напротив, они способствовали оскудению Запада, особенно рыцарства; ... походы сделали непроходимым ров, разделявший Запад и Византию, и вражда между латинянами и греками, обострявшаяся от похода к походу, вылилась в Четвертый поход и взятие Константинополя; ... вместо того, чтобы смягчить нравы, священная война в своем неистовстве привела крестоносцев к худшим эксцессам, начиная еврейскими погромами, которыми отмечены пути их следования, и кончая массовыми избиениями и грабежами, например в Иерусалиме в 1099 г. или в Константинополе в 1204 г. ... Таков тяжкий итог этих экспедиций. И я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали благодаря крестовым походам».

 

9. Так чем же закончилось военное противостояние католического, православного и мусульманского миров в XI – XV веках, по мнению историка Р.Ю. Виппера? Кто вышел победителем, не потерял, а приобрел в этом военном столкновении?

«С той поры как татары разгромили Суздальскую и Киевскую Русь (1237—1239), а франко-итальянские крестоносцы потеряли Иерусалим (1244), Азия не переставала высылать новые и новые массы кочевников на Европу. Никогда разбойничьи народы так не давили на промышленные и земледельческие страны Запада, как в конце XV и начале XVI в., когда пал христианский Константинополь, когда турецкие и татарские наездники подступали к Вене и Москве. Никогда в такой мере религия не служила знаком культурного разделения ... христианство было задвинуто в тесный северо-западный угол Европы, сохраняя лишь слабые остатки наследства античного мира. (Турецкий султан) достиг заветной цели неистовых азиатских завоевателей: сел в златоверхом Царьграде, наследником Ромейского Кесаря, водрузил на св. Софии вместо креста полумесяц. Опираясь на большое постоянное войско, силу, о которой тогда и мечтать не могло ни одно европейское правительство, он был бесспорно самым могущественным, можно сказать, единственным императором мира. В качестве верховного халифа, т.е. первосвященника и покровителя верующих, его чтили далекие окраины Сибири, Туркестана, Счастливой Аравии, африканского Туниса ... В письме к французскому королю Солиман II (1520—1566) называет себя царем царей, князем князей, раздавателем корон мира, тенью Бога в обеих странах света, властителем Черного и Белого морей, Азии и Европы ...»

 

 

Урок №19. Культура средневекового Запада.

 

В процессе урока:

§ Раскрыть особенности средневековых представлений о мироздании, связь «мира идей» с религиозной идеологией;

§ Проанализировать на основе сравнения представления об окружающем мире современного человека и человека Средневековья;

§ Выявить особенности церковной, рыцарской, крестьянской и городской культур, их влияние на развитие культуры средневекового Запада.

 

Средства обучения: учебник §16, таблица «Типология средневековой культуры», иллюстрации.

План урока:

1. «Мир идей» Средневековья.

2. Христианство и культура.

3. «Рыцарская» культура.

4. «Крестьянская» культура.

5. «Городская» культура.

 

Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: урок изучения нового материала, самостоятельной работы учащихся с текстом учебника по заполнению таблицы «Типология средневековой культуры», с последующим обсуждением результатов работы по сравнительной характеристики элементов культуры средневекового Запада.

 

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Охарактеризуйте основные итоги военного противоборства католической, православной и мусульманской цивилизаций в Средние века.

2. Какое последствие для Руси имели результаты военного столкновения средневековых цивилизаций и германская экспансия в Восточной Европе?

 

Вариант №1. Изучение исторического материала урока, посвященного культуре средневекового Запада, строится на основе работы с текстом учебника и составления таблицы «Типология средневековой культуры».

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 360.