Социальная структура общества Древней Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 


    

 

 

 


Характеристика социальной структуры древнерусского общества учащимися, возможно сочетать с работой по повторению, обобщению и закреплению знаний старшеклассников по рассмотренным вопросам пункта плана урока. Например:

 

                  Высшие слои общества § Управление государством, полюдье § Налоговая реформа княгини Ольги § Проявление власти, князь - дружина § Любечский съезд князей 1097 г. и его значение § Сущность политической раздробленности § «Лествичный» порядок престолонаследия § Вотчина  
                   Свободные слои населения § Община § Сельский мир § Вече  
                   Зависимые слои населения § Процесс захвата земель крестьян-общинников § Купа § Ряд § Вотчинное хозяйство

 

 



Древнерусское общество X - XII вв.

 

 

Урок №12. Церковь и культура Древней Руси.

 

В процессе урока:

§ показать организационное строение Русской Православной Церкви в качестве митрополии константинопольского патриарха, ее огромное влияние на развитие материальной и духовной культуры древнерусского общества;

§ проанализировать воздействия на развитие древнерусской культуры, которое оказало крещение Руси;

§ выявить особенности проявления древнерусской культуры в образцах византийской культуры, влиявшей на нее после принятия христианства по византийскому обряду;

§ охарактеризовать основные памятники древнерусской культуры в архитектуре, литературе, письменности и грамотности, летописании, изобразительном искусстве;

§ подвести к выводу о том, что принятие христианства по византийскому обряду – от самой развитой в культурном отношении страны – позволило Древней Руси стать передовой в культурном отношении державой.

 

План урока:

1. Влияние Русской Православной церкви на культуру Руси.

2. Влияние крещения Руси на древнерусскую культуру.

3. Архитектура и живопись.

4. Образование и литература.

5. Бытовая культура разных слоев древнерусского общества.

 

Средства обучения: учебник §10, возможно использовать на уроке видеофильмы: «Древнерусская икона», «Архитектура. Россия XII – XIX вв.» (фрагмент о русском городе XII века), «Храмы мира. Путь горний» (фрагмент о развитии храмового зодчества Византии и России), «Из истории русской письменности» (фрагмент об истории создания славянской азбуки, первой русской книги, «Слово о полку Игореве») и др.

Рекомендации по проведению урока.

Повторение основных вопросов предыдущей темы целесообразно провести письменно в виде исторического диктанта по основным понятиям и датам, основных вопросов и событий пройденного материала (см. план урока №11), тестовых заданий.

Содержание параграфа не содержит значительного теоретического материала. Поэтому целесообразно задать этот параграф учащимся на дом для предварительного ознакомления, подготовке сообщений по данной проблематике. Организация проведения урока зависит от тех образовательных задач, которые учитель считает важнейшими.

Вариант №1. Работа с текстом учебника и обсуждение основных вопросов темы по вопросам и выполнению задания к параграфу (стр. 75-76). Использование в процессе беседы иллюстративного материала, диа- и видеофильмы.

Вариант №2. Урок возможно организовать на основе прослушивания сообщений учащихся о памятниках культуры Древней Руси, предварительно подготовленных индивидуально или по группам. Обсуждение результатов представленных работ.

Вариант №3. Эффективность урока, посвященный вопросам развития древнерусской культуре, повысится, если организовать тематическую экскурсию учащихся.

Тема урока, посвященная культуре Древней Руси, предполагает помимо текста учебника активное использование на уроке в сочетании с ним иных источников знаний, которые обогатят знания и представления старшеклассников: хрестоматии, научно-популярные книги по культуре, энциклопедии, диа- и видеофильмы, экскурсий. Необходимо использовать на уроке межпредметные связи по литературе, Мировой художественной культуре. Работу по изучению вопросов плана урока уместно сочетать с прослушиванием сообщений учащихся с последующим их обсуждением.  

1. Летописание как исторический источник и литературный жанр («Повесть временных лет»).

2. Богословская политическая речь «Слово о Законе и Благодати», «Поучение Владимира Мономаха».

3. Храмовая архитектура Древней Руси.

4. Мозаика и фреска храма Св. Софии в Киеве.

5. Символика русской православной иконы.

В процессе изучения данной темы в начале урока необходимо с помощью сравнительной характеристики с феодальным обществом Западной Европы выделить и подчеркнуть особенность древнерусской культуры – ее религиозный характер, который пронизывал все стороны духовной и материальной жизни наших предков в то время.

Показать, какой была древнерусская литература, чарующая красота литературных произведений Древней Руси, какие проблемы волновали образованное общество, как думали в то время, призвано привлечение на уроке фрагментов из древнерусских произведений, которые в виде дидактического материала, могут быть предложены старшеклассникам с последующим их обсуждением.

Например: Воспроизводится извлечение из «Похвалы Владимиру» «Слова о Законе и Благодати» (по "Великие духовные пастыри России") Комментарии Кузьмина А.Г.

1 «Как же тебя восхвалим, о досточестный и славный средь земных владык и премужественный Василии? (Василий — христианское имя Владимира, данное, по интерпретации Илариона, в честь Василия Великого — богослова IV века, а не современного ему византийского императора. Само имя, в греческом «Базилеос», значит «царь, владыка, повелитель». Именно это его значение, как и титулование Владимира «каганом», стремился подчеркнуть Иларион. — А.К.) Как выразим восхищение добротою, крепостью и силой? Какое воздадим благодарение тебе за то, что приведены тобой в познание Господа и избыли идольское прельщение, ибо повелением твоим по всей земле славится Христос? Ибо что тебе примолвим христолюбче, друже правды, вместилище разума, средоточие милости?

Как уверовал? Как воспламенился любовью ко Христу? Как вселилось в тебя разумение, превосходящее разумение земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш! Откуда повеяло на тебя дыхание Святого Духа? Откуда явилась жажда испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда восприял вкусить и видеть, как благ Господь?

Не видел Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Иные, видев его, не веровали, ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Посему со дерзновением и не усомнившись взываем к тебе: о блаженный! — ибо сам Спаситель так назвал тебя. Блажен, ибо уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по неложному слову Его: «И блажен, кто не соблазнится обо Мне!» Ибо знавшие Закон и пророков распяли Его, ты же, на Закона, ни пророков начитавший, Распятому поклонился! (…)

О подобный великому Константину, равный умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям Его! (...)Тот покорил Богу царство в эллинской и римской земле, ты же — на Руси: ибо Христос уже как у них, так и у нас зовется Царем. Тот с матерью своей Еленой веру утвердил, принеся крест из Иерусалима и распространив по всему миру своему, — ты же с бабкою твоей Ольгою веру утвердил, принеся крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставив по всей земле твоей".

§ Какие заслуги князя Владимира автор особенно выделяет? Почему Иларион сравнивает Владимира с императором Константином?

§ Как вы думаете, почему Илаорион ничего не говорит о Византии, когда происходило крещение Руси?

1 Фрагмент из «Поучения» Феодосия Печерского (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3).

«Наводит Бог по гневу своему казнь какую-либо или поганых, потому что не обращаемся к Богу; междоусобная рать бывает от соблазна дьявольского и от злых людей. Страну согрешившую казнит бог смертью, голодом, наведением поганых, бездождием и другими разными казнями (…) Не погански ли мы поступаем? Если кто встретит монаха или монахиню, свинью или коня лысого, то возвращается. Суеверию по дьявольскому наущению предаются! Другие чиханью веруют, будто бывает на здравие главе. Дьявол прельщает и отвлекает от Бога волхвованием, чародейством, блудом, запойством, резоиманием, прикладами, воровством, лжею, завистию, клеветою, трубами, скоморохами, гуслями, сопелями, всякими играми и делами неподобными. Видим и другие злые дела: все падки к пьянству, блуду и злым играм. А когда стоим в церкви, то как смеем смеяться или шептаться?.. На праздники больших пиров не должно затевать, пьянства надобно бегать. Горе пребывающим в пьянстве! Пьянством ангела-хранителя отклоняем от себя, злого беса привлекаем к себе: Дух Святый от пьянства далек, ад близок...»

§ Можно ли составить представление по отрывку о нравах и обычаях того времени? Например?

§ Как в «Поучении» нашло отражение двоеверие на Руси?

§ К какому жанру древнерусской литературы относится «Поучение» Феодосия Печерского? Какие жанры вам еще известны? Приведите примеры литературных произведений Древней Руси.

§ Как объяснял Феодосий Печерский причины междоусобных войн князей? А как вы бы объяснили?

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 278.