Дата | Причины | События | Территории, вошедшие в состав России | Народы |
1552 г. 1556 г. | Столкновение Москвы и Казани за расширение территории и числа данников. Опасность для России союза Казанского и Крымского ханств. | Осада русскими войсками и штурм Казани. Подчинение Астраханского ханства. | Среднее и Нижнее Поволжье. | Татары, чуваши, башкиры, финноязычные народы. |
XVI-XVII вв. | Степные просторы юга были почти незаселенными (Дикое поле). | Возникновение казачества. По национальному происхождению: русские и украинцы. | Южные степи по Белгородской и Симбирской крепостными линиями. | Днепровские (запорожские), донские, волжские, терские казаки. |
1581 г. 1643 – 1648 гг. | Добыча пушнины. | Военная экспедиция во главе с казачьим атаманом Ермаком. Поражение сибирского хана Кучума. Экспедиции Дежнева и Пояркова (см. карта №9). | Пермь, Вятка, Сибирь. | Финноязычное население. Ханты и манси. Сибирские татары, якуты. Тунгусо-маньчжурские народы: эвенки, эвены, нанайцы. Буряты, ненцы. |
1654 – 1667 гг. | Необходимость возвращения смоленских и черниговских земель, потерянные в Смутное время. Национально-освободительная война (1648-1654) населения Украины и запорожских казаков во главе с гетманом Б. Хмельницким. | Включение в состав Российской державы на правах автономии по просьбе казацких руководителей – Переяславская Рада. Русско-польская война. | По Андрусовскому перемирию в состав России вошли смоленские и черниговские земли, Левобережная Украина с Киевом. | Украинцы, запорожские казаки. |
Беседа проводится по вопросам в конце параграфа (см. стр. 162). Целесообразно поставить школьникам задание: «Приведите примеры разных путей присоединения к Московскому государству новых территорий в XVI-XVII вв.: а) добровольное вхождение, б) завоевание, в) присоединение, ранее завоеванных другими государствами», которое поможет раскрыть и сделать выводы о путях формирования многонационального Российского государства и условиях вхождения народов в его состав.
Урок №28. Русская культура в XIV – XVII вв.
В процессе урока:
§ раскрыть причины подъема культуры России в XIV – XVII веках;
§ охарактеризовать основные направления развития русской культуры и ее отдельных выдающихся представителей;
§ подчеркнуть многонациональный характер формирования русской культуры изучаемого периода;
§ отметить особенность русской культуры XVII века, проникновение в нее светских элементов.
Средства обучения: учебник §23, дио-, видеофрагменты, иллюстративный материал.
План урока: аналогично пунктам параграфа учебника.
Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: урок изучения нового материала, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с последующим обсуждением ответов на вопросы и задания в конце параграфа, решение познавательных заданий (возможна работа по группам).
Рекомендации по проведению урока.
Задание. На иностранцев, побывавших в России в XVI веке, производил большое впечатление быт московитов. Какие особенности жизни русских людей авторам показались необычными и почему?
1). «Пьют они пиво, приготовленное из размоченных зерен, и мёд, это смесь меда и воды; а из них затем приготовляют водку или горилку, как они ее называют, подогревают на огне и по своему обыкновению пьют всегда на пирах, чтобы уничтожить вздутие живота, которое вызывают местная пища и напитки. Пьянство среди простого народа карается самым суровым образом; законом запрещено продавать водку публично в харчевнях...» [Джованни Паоло Компани «Московское посольство»].
2). Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом самого князя, так и его сыновей, молится о их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» [Джованни Паоло Компани «Московское посольство»].
3). «В праздничные дни московиты не освобождаются от занятий и телесного труда, они считают, что в эти дни запрещается не труд, а греховные поступки…. Прекращение работы подобает богатым и духовным лицам, бедные же, так как они живут одним днем, не могут прекратить работу» [Джованни Паоло Компани «Московское посольство»].
4). «Они строят свои храмы и церкви преимущественно в вышину, как я раньше уже указывал, и почти на турецкий лад с пятью или тремя круглыми башнями (главами), с тройными крестами на них, намекая сим на Пресвятую Троицу... Колокола у них в большом употреблении, но они звонят в них совсем иначе, нежели это делается у нас, а именно: ударяя языком колокола то в один бок его, то в другой...» [Герг Фон-дер-Ябель «Краткое, но правдивое описание путешествия в Персию …»].
5). "У них (в России) нет ни одной школы, ни университета. Только священники учат молодежь читать и писать, что привлекает немногих. Большая часть их букв греческая, и почти все их книги написаны от руки, за исключением нескольких печатных книг" [Жак Маржерет «Состояние Российской империи и великого княжества Московии»].
6). «Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют.
7). Одежда их сходна с греческой. Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает в опале у царя. Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо, как можно уродливее и безобразнее.
Сверх тафьи носят большую шапку из меха черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой или длинной тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки. На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх рубахи (разукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну) надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются, обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сукна или камлота. Сапоги, которые носят с заправленными в них онучка-ми (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи. Со двора они всегда выезжают верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими (детьми), или дворянами. … Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же» [Джильс Флетчер «О Государстве Русском»].
8). «Они никогда не оставляют покойников на сутки, будь то государь или раб. Но если кто умрет утром, то вечером его хоронят. Чтобы оплакивать покойников, есть обычно множество женщин, которые вопрошают, зачем он умер; разве он не был любим императором, разве не было у него довольно добра, разве не было довольно детей, честной жены; либо, если это женщина, разве не было у нее доброго мужа, и подобные глупости. Затем надевают ему новую рубаху, чулки, башмаки … , колпак, затем кладут в гроб и предают земле в присутствии родственников и друзей» [Жак Маржерет «Состояние Российской империи и великого княжества Московии»].
Урок №29. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 4 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике (стр. 172). Объем устной и письменной работы, формы проведения итогового повторительно-обобщающего урока определяются учителем, исходя из уровня подготовки и других особенностей конкретного класса. Организация работы на данном уроке можно построить, используя различные приемы и формы – семинар, урок-зачет, фронтальная проверка знаний по вопросам и заданиям, предложенных учителем. (см. Тематическое планирование).
Тестовые задания:
1). В отличие от западноевропейских государств на Руси процесс объединения характеризовался:
1. борьбой за независимость;
2. борьбой монарха со знатью;
3. наличием общенационального политического центра.
2). Москва стала центром объединения русских земель благодаря:
1. отсутствию других центров объединения русских земель;
2. наличию особенно благоприятных географических условий;
3. политики московских князей.
3). Для значения победы русских войск в Куликовской битве не характерно
1. начало возрождения национального самосознания русского народа;
2. освобождение от ордынского ига;
3. ослабление зависимости от Золотой Орды.
4). Окончательное освобождение Московского государства от ордынского владычества произошло в результате
1. «Стояния на Угре»;
2. «Великой замятни» в Орде;
3. автокефалии русской православной церкви.
5). Деятельность Земских соборов свидетельствовало о формировании в России
1. абсолютной монархии;
2. сословно-представительной монархии;
3. боярской аристократической республики.
6). Вставьте пропущенную фразу.
Идея о том, что Московскому государству суждено стать преемником великих христианских империй, получила название _____________________ .
7). Иосифляне и нестяжатели спорили о
1. монастырском землевладении;
2. богословских вопросах православия;
3. моральном состоянии русского духовенства.
8). Расположите в хронологической (временной) последовательности этапы формирования крепостного права в России.
1. Судебник Ивана III;
2. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича;
3. «Урочные лета»;
4. «Заповедные лета».
9). Какие исторические деятели были современниками московского великого князя Ивана III?
1. Нил Сорский;
2. Сергий Радонежский;
3. Андрей Курбский;
4. Ахмат;
5. Аристотель Фиораванти;
6. Богдан Хмельницкий.
а – 1,2,3 б – 2,3,5 в – 1,4,5
10). Установление автокефалии Русской православной церкви означало ее
1. самостоятельность;
2. зависимость от светской власти;
3. отказ от монастырского землевладения.
11). В XVI веке дворяне владели
1. вотчинами;
2. поместьями;
3. уделами.
12). В результате опричнины монархическая власть Ивана Грозного приобрела
1. демократические черты;
2. олигархические черты;
3. самодержавные черты.
13). Результатом Ливонской войны для России стало
1. присоединение территории Ливонии и выход в Балтийское море;
2. потеря большей части побережья Финского залива;
3. провозглашением Ивана Грозного царем.
14). Во время опричнины страна делилась на
1. государевы и боярские земли;
2. вотчинные и поместные владения;
3. опричнину и земщину.
15). В 1583 году в результате Ливонской войны Россия и Швеция заключили перемирие, по которому Россия
1. теряла выход к Балтийскому морю;
2. получила выход к Балтийскому морю;
3. уступала Швеции Псков.
16). Возглавил первую в России типографию
1. Иван Пересветов;
2. Иван Федоров;
3. Семен Дежнев.
17) К кому из исторических деятелей относится характеристика его современника: «Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос – настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства. Он был пышно захоронен в церкви Архангела Михаила; охраняемый там днем и ночью, он все еще оставался столь ужасным воспоминанием, что, проходя мимо или упомянув его имя, люди крестились и молились, чтоб он вновь не воскрес …»
1. Ивану IV Грозному;
2. Ивану Калите;
3. Борису Годунову.
18). Князь, бежавший в Литву и командовавший литовскими войсками против России:
1. А.М. Курбский;
2. В.А. Старицкий;
3. А.М. Шуйский.
19). «Заповедные лета» были введены в правление:
1. Ивана III;
2. Ивана IV;
3. Василия III.
20). Расположите в хронологической (временной) последовательности:
1. Учреждение опричнины;
2. Венчание на царство Ивана IV;
3. Стоглавый собор.
21). В ознаменовании взятия Казани в Москве был построен (-а):
1. Церковь Вознесения;
2. Покровский собор что на рву;
3. Успенский собор в Кремле.
22). Событием, которое привело к отмене опричнины было:
1. гибель наследника престола царевича Ивана;
2. оражения в Ливонской войне;
3. разгром крымских татар на подступах к Москве.
23) К кому из исторических деятелей относится характеристика современника:
"Он завоевал царства …, все области и многочисленные народы ногайских и черкесских татар и другие близкие к ним народы, заселявшие пространства в две тысячи миль по обе стороны известной реки Волги и даже на юг вплоть до Каспийского моря".
1. Борису Годунову;
2. Ивану IV Грозносу;
3. Дмитрию Донскому.
24). Установите соответствие между высказываниями современника этой эпохи английского торгового агента Московской компании сэра Джерома Горсея и основными событиями внутренней и внешней политики царствования Ивана IV Грозного.
А) "Он завоевал Полоцк, Смоленск и многие другие города и крепости в семистах милях на юго-запад от города Москвы в областях Ливонии и в других доминионах королей Швеции и Польши …" Б) "Он завоевал царства …, все области и многочисленные народы ногайских и черкесских татар и другие близкие к ним народы, заселявшие пространства в две тысячи миль по обе стороны известной реки Волги и даже на юг вплоть до Каспийского моря". В) "Он завоевал Сибирское царство и прилежащие к нему с севера области …" Г) "Этот царь уменьшил неясности и неточности в их законодательстве и судебных процедурах, введя наиболее ясную и простую форму письменных законов, понятных и обязательных для каждого, так что теперь любой мог вести свое дело без адвоката, а также оспаривать незаконные поборы в царском суде без отсрочки". Д) "Этот царь установил и обнародовал единое для всех вероисповедание, учение и богослужение в церкви, согласно, как они называют, учению о трех символах или о православии, наиболее согласного с апостольским уставом…" Е) "Царь хотел отомстить его жителям за измену и коварство, так как он был особенно разгневан на этот город; он ворвался туда с 30 тысячами татар своих и 10 тысячами своей охранной стражи, которые … ограбили и захватили все, что находилось в этом городе, его казну, сосуды, сокровища, убили людей, молодых и старых, подожгли их склады, хранилища товаров …; растопившееся сало и воск залили стоки на улицах, смешиваясь с кровью ... убитых мужчин и женщин, детей; мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни". | 1) Опричный разгром Новгорода 1570 г. 2) Стоглавый собор 1551 г. 3) Ливонская война 1558-1583 гг. 4) Судебник 1550 г. 5) Завоевание Казанского и Астраханского ханств. 6) Поход казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем за Уральские горы. |
Ключ к тестовым заданиям:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
1 | 3 | 2 | 1 | 2 | «Москва – третий Рим» | 1 | 1,4,3,2 | в | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
2,3,1 | 2 | 3 | 2 | а- 3; б- 5; в- 6; г- 4; д- 2; е-1. |
Тема 5. Запад в Новое время
Если XVII век в истории Запада современники дали название «вывихнутое время», когда зарождались основы буржуазных отношений в европейских государствах, то XVIII век – период утверждения новых ценностей в результате победы буржуазных революций в Северной Америке и во Франции. Анализ на уроках учащимися событий XVII века, когда главным потрясением мира станет публичная казнь Божьего помазанника английского короля Карла I, будет началом долгой драмы рождения нового порядка в Европе. Противоречия «галантного» XVIII века, завершившийся кровавой мясорубкой якобинской диктатуры периода Великой французской революции, подведет итог победы буржуазных отношений в Европе. Становление идей Просвещения – вера в человеческий разум, естественное право на жизнь, свободу, первичности материи над духом и др. - будут сопровождаться разгулом террора, когда гильотина станет лихо отделять разум от материи. Демократические ценности современного западноевропейского общества формировались в муках и стоили огромных жертв.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 844.