Обратите внимание! Приказы органы центрального управления XVI века. Термин «приказ» произошел от глагола «приказывать» и означал поручение, который давал царь доверенному лицу – боярину или дьяку. В течение XVI века были созданы приказы: Большого дворца (ведал дворцовым хозяйством), Земский (ведал управлением Москвы), Разрядный, Стрелецкий и Поместный (ведали организацией и снабжением войска), Разбойный (ведал контролем за ведением уголовных дел, губными учреждениями), Посольский (ведал международными делами). К концу царствования Ивана Грозного окончательно сложилась система приказов как органов центрального управления.
Задание: «Охарактеризуйте взаимоотношение церкви и государства, складывавшиеся в процессе образования Российского централизованного государства», позволит в ходе обсуждения текста учебника привлечь внимание учащихся к этому вопросу.
Четвертый пункт плана урока потребует сравнительной характеристики с развитием хозяйственной жизни в странах Запада. Сравнительная характеристика материала каждого абзаца пункта параграфа «Экономический подъем Руси» поможет в результате беседы выделить характерные черты экономического развития России этого периода:
1. Отсутствие технологического развития в сельском хозяйстве России (там, тяжелый колесный плуг, водяные мельницы и др.).
2. Для городов России не характерны процессы в Западной Европе, где наблюдался «городской бум», в результате борьбы с феодалами возникали «вольные» города, развивалось городское самоуправление.
3. Внешняя торговля преобладала над внутренней. Внешняя торговля, по-прежнему, связана не с потребностями экономики (натуральное хозяйство), а с потребностями знати (предметы роскоши) и государства (оружие).
4. Понятие «мануфактура» стр. 388.
На уроке очень важно раскрыть, обозначенный в тексте учебника, но и только, особенности формирования сословий в России. Эта работа на уроке особенно важна, так как в конце параграфа школьникам предлагается задание: «Дайте характеристику общих черт и отличий сословной структуры русского и западноевропейского средневекового общества», с которым ученики без помощи учителя вряд ли справятся. Дело в том, что в главе 3 не дается характеристика сословий западноевропейского средневекового общества и учащиеся, скорее всего, приведут характеристики направлений культуры – «рыцарской», «крестьянской», «городской». Но по отдельным фактам главы 3 учитель может помочь сформулировать основное отличие: основной принцип западноевропейских сословий – соотношение прав и обязанностей, закрепленных законами (вспомните «Великую хартию вольностей»), частная собственность, как гарантия прав. В России формирование сословий происходило на основе приоритета обязанностей над правами (см. §21, стр. 154). Характер Московского государства был исключительно военный. Все население делится на две категории – служилых и не служилых, - воинов и тех, кто кормит армию, то есть все несли тягло (служили государству), все «холопы», все «рабы». Особое внимание следует уделить Судебнику 1497 г. и положению крестьян (Юрьев день, как начало процесса закрепощения крестьян).
Закрепление материала урока проводится по вопросам и заданиям в конце параграфа. Особенно важны для подведения итогов урока и проверки знаний учащихся вопросы №2-4 и задания №3.
Уроки №24-25. Кризис государства и общества. Смутное время.
В процессе уроков:
§ охарактеризовать личность, взгляды и политику Ивана IV;
§ проанализировать политику опричнины, ее итоги и последствия, спровоцировавшие кризис государства и общества;
§ выявить причины Смутного времени;
§ рассмотреть основные события и этапы Смуты, социальный состав участников этих событий с точки зрения проявления гражданской войны в России;
Средства обучения: учебник §20.
План уроков:
1. Опричнина Ивана Грозного.
2. Итоги и последствия правления Ивана IV.
3. Причины Смуты.
4. События Смутного времени.
Рекомендуемые методы и приемы проведения уроков: комбинированный урок, образное повествование с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. Составление хронологической схемы «Основные события Смутного времени в России», решение познавательных заданий, работа с документами. Возможна школьная лекция и самостоятельная работа учащихся по составлению развернутого плана лекции.
Персоналии: Иван IV Грозный, Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.
Рекомендации по проведению уроков.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Дайте определение монархии. Какой тип монархии сложился в России XVI в.?
2. Назовите органы власти и управления централизованного Российского государства. Раскройте их взаимосвязь.
3. Охарактеризуйте процесс формирования сословий в России. Чем они отличались от сословий западноевропейского средневекового общества?
4. Какое значение для отношения церкви и государства имела идея монаха Филофея «Москва – третий Рим»? О чем спорили нестяжатели и иосифляне? Какую роль сыграл Стоглавый собор в формировании централизованного государства? Почему этот собор получил такое название?
5. Какие символы подчеркивали власть московских государей? Что они олицетворяли, символизировали?
В процессе уроков необходимо обратить особое внимание (возможно с помощью лекционных вставок) на: систематизацию реформ Избранной рады, значении Ливонской войны для России, более четко, чем учебник, раскрыть сущность, причины, цель и средства опричнины. Лекцию или сообщение учителя можно построить на следующем дополнительном материале, дополнив или сократив его объем и содержание на уроке. Обязательно напомнить школьникам «заповедные лета» и «урочные годы» как продолжение процесса закрепощения крестьян.
Вводное слово. Есть в истории темы, важные для изучения каких-либо закономерностей, есть темы актуальные для текущего момента, но есть темы наполненные страстями, борьбой, тиранством, славой, подвижничеством, - переломные темы в истории страны и народа. Эти темы всегда привлекают внимание, далеко не только историков, независимо от их «важности» в настоящий момент. Они вечно актуальны. Именно к таким темам отечественной истории относятся события правления Ивана Грозного и Смутного времени. Лучшие историки отдали этим темам дань, пытаясь объяснить их с точки зрения законов исторического развития, встроить в прямолинейный поток русской и европейской истории. Но, вероятно, на то эти темы и «вечные», что остаются до сих пор загадочными.
Иван IV Васильевич, Грозный (1533-1584), сын великого московского князя Василия III (1505-1533) и Елены Глинской (?-1538). Дед Грозного Иван III после смерти первой жены тверской княжны женился второй раз на византийской принцессе Софье (Зое) Палеолог. Иван III передал трон не внуку от первого брака Дмитрию, а Василию III сыну от второго брака. Василий III также был женат дважды: в первый раз на Соломонии Сабуровой, а во второй – на литвинке княжне Елене Глинской, предки которой вели род от хана Мамая. Первый брак оказался бездетным и Соломония была насильно заточена в монастыре. После пяти лет брака с Еленой 25 августа 1530 г. наконец родился наследник престола – Иван IV. Иван IV получил от предков тяжелую наследственность. Царская семья вырождалась. Младший брат Ивана князь Юрий был глухонемым идиотом, впоследствии сын самого Ивана Федор страдал слабоумием, а другой его сын Дмитрий – эпилепсией. Сам Иван был подвержен припадкам, во время которых он впадал в безумие, на губах выступала пена. Перед смертью Василий III передал управление страной регентскому совету из шести бояр во главе с князем Андреем Старицким. Избранные советники должны били управлять страной и опекать великокняжескую семью до совершеннолетия Ивана. Опекуны сразу короновали великим княжением младенца Ивана и уморили голодом его соперника на великокняжеский престол удельного князя Юрия Ивановича брата Василия III. Совершив переворот и устранив опекунский совет, регентом при малолетнем Иване с 1533 года стала его мать Елена Глинская. Иван рос окруженный материнской лаской до семи лет, когда сформировались основы его характера. После смерти Елены воспитанием Ивана занимались опекуны. С их смертью в воспитании Ивана произошли изменения: патриархальная строгость уступила место попустительству. Великий князь предался диким потехам и играм. В 12 лет он забирался на терема и спихивал вниз кошек и собак. С ватагой сверстников разъезжал по улицам Москвы и топтал конями народ, бил и грабил простонародье. Самостоятельно стал править Иван IV после «венчания на царство» в 1547 г.
§ Какой процесс развития Московского государства закрепляло «венчание на царство» Ивана IV?
§ Что менялось в положении главы государства внутри страны и во внешнеполитических сношениях с другими странами? Вспомните, кого до этого момента на Руси величали царями?
Опираясь на «Избранную раду» (или Избранная рада, опираясь на царя), царь провел реформы с целью укрепления центральной власти: Судебник (1550), Стоглавый собор (1551), отмена кормлений, военную реформу (стрельцы, Уложение о службе), формирование приказной системы, учредил Земский собор (1549).
§ Вспомните и дайте краткую характеристику этим реформам начала царствования Ивана IV. Какие государственные органы сформировались в результате реформ середины XVI века?
При Иване Грозном в состав Московского государства вошли территории Казанского и Астраханского ханств, началось освоение Сибири (Ермак). Попытка выйти и закрепиться на Балтийском море в результате Ливонской войны (1558-1583) – самая длительная война, которую вела Россия за свою историю! - закончилась поражением России.
Обратите внимание! В ходе Ливонской войны немецкое население Ливонии переселялось в центр Московского государства; из торговых кораблей делались военные и по приказу Грозного передавались под управление испанским, английским и немецким командирам; ливонский дворянин Юрген Фаренсбах (Юрий Францбек) по приказу царя набрал семитысячный отряд из ливонских солдат и участвовал в разгроме крымских татар Девлет-Гирея на Оке; личный медик и астролог Грозного был выпускник Кембриджа в Лондоне Елисей Бомелей, много иностранцев было и в опричной гвардии царя и т.д.
§ Как вы думаете, к каким последствиям для традиционного, восточного русского общества могло привести увеличение количества иностранцев в стране с Запада?
§ Происходило ли до Грозного приток иностранцев с Запада в Россию, усиление западного влияния? В чем отличие этой политики Ивана III и Ивана IV?
Задание. Особенностью внутренней политики Ивана IV стало учреждение опричнины. Вопрос о целях политики Ивана Грозного периода опричнины до конца в исторической науке не решен. Перед вами представлены несколько основных точек зрения на опричнину известных историков, а также современников той эпохи. Определите сущность политики опричнины, используя данный текст.
1 «Современники Грозного ее [опричнину] не понимали, потому что правительство не давало народу объяснений по поводу тех мер, какие принимало; самые же меры представлялись очень странными. Смиренный дьяк Иван Тимофеев, "книгочтец и летописных книг писец", представляет в своем "временнике" дело так, что царь возненавидел грады земли своея" и во гневе разделил их и "яко двоеверны сотворил". Другой современник выразился крепче, сказав, что, по разделении государства, царь одну его часть взял себе, другую дал великому князю Симеону Бекбулатовичу и заповедал своей части "оную часть людей насиловати и смерти предавати". Итак, видно было только разделение государства и насилие над одною частью его, "земщиною", другой его части — "опричнины".
[Платонов С.Ф. Иван Грозный. М., УРАО, 1998, с.79]
§ Какие выводы можно сделать о главной причине опричнины, по мнению современников Ивана Грозного?
§ Согласны ли вы с тем, что современники царя связывали причину установления режима опричнины с жестокостью характера Ивана IV? Обоснуйте свой вывод.
1 «Недовольный окружавшею его знатью, он [Иван IV Грозный] применил к ней ту меру, какую Москва применяла к своим врагам, именно — "вывод". И отец и дед Грозного, следуя старому обычаю, при покорении Новгорода, Пскова, Рязани, Вятки и иных мест выводили оттуда опасные для Москвы руководящие слои населения во внутренние московские области, а в завоеванный край посылали поселенцев из коренных московских мест. Это был испытанный прием ассимиляции, которым московский государственный организм усваивал себе чуждые общественные элементы. В особенности крут и ясен был этот прием в Великом Новгороде и на Вятке; при самом Иване Грозном в несколько лет Казань была превращена в русский город, из которого татары все были выведены в "татарскую слободу". Лишаемый местной руководящей среды, завоеванный край немедля получал такую же среду из Москвы и начинал вместе с нею тяготеть к общему центру Москве.
То, что так хорошо удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним, т.е. с теми людьми, которые ему представлялись враждебными и опасными. Он решил вывести с удельных наследственных земель их владельцев княжат и поселить их в отдаленных от прежней оседлости местах, там где не было удельных воспоминаний и удобных для оппозиции условий; на место же выселенной знати он сажал служебную мелкоту, детей боярских, на мелкопоместных участках, образованных на пространстве старых больших вотчин. Таким образом, борьба с "изменою" была целью; опричнина же являлась средством».
[Платонов С.Ф. Иван Грозный. М., УРАО, 1998, с.79-80]
§ Какую особенность проведения опричнины выделяет историк С.Ф. Платонов?
§ Против какой части знати была направлена опричнина?
§ Какую главную задачу, по мнению историка, должна была решить опричнина?
§ Какую оценку можно дать политике опричнины, основываясь на приведенных данных историком?
1 «Иван IV лишь довел до полного развития те начала военной монархии, которые наметились во времена его деда. Главное учреждение военной державы, поместная система, возникла из борьбы со степью. С середины XVI в. сильнейшим побудителем к ее расширению становится западная война. Грозный, мастер военной техники, вооруженный опытом своих предшественников, пытается придать ей наибольшую гибкость и производительность, на какую она только была способна. Опричнина отражает взгляд на служилое сословие, в силу которого оно должно явиться вполне послушным орудием центра; порядки, заведенные с 1564 г., составляют верх напряжения военно-монархического устройства (периода Ливонской войны).
То обстоятельство, что реформа совершалась во время трудной войны, что она осложнялась столкновением с княжатами, среди которых, вероятно, было немало сочувствовавших Курбскому, придало ей характер судорожно-резкий. Но не в террористических мерах Грозного заключалась сущность перемен. Работая над введением нового военного строя, реформатор не имел покоя и простора. Преобразование было задумано как орудие для устранения опасных людей и для использования бездеятельных в интересах государства, а сопротивление недовольных превращало самое реформу в боевое средство для их уничтожения, и вследствие этого преобразование становилось внутренней войной».
[Р.Ю. Виппер. Иван Грозный. М., УРАО, 1998, с. 158-160]
§ Чем отличается гипотеза историка Р.Ю. Виппера о сущности и цели опричнины от приведенных ранее мнений?
§ Какие аргументы использует историк для доказательства своей точки зрения?
Подумайте! Посетившие Россию в XVI веке иностранцы оставили воспоминания о своем пребывании в стране и о событиях, которыми были свидетелями. Давая оценку положения Российского государства и народа, часто поверхностно и легкомысленно, некоторые из них отмечали, что страна стоит на пороге гражданской войны.
«С другой стороны, я слышал большой ропот от многих знатных людей. Обе стороны скрывали свою вражду, с большой осторожностью взвешивая свои возможности, это, однако, не могло хорошо кончиться ни для одной из сторон» [Джером Горсей «Путешествие сэра Джерома Горсея].
«Такие тиранские его (Ивана Грозного) поступки, с целью произвести всеобщий раздор и повсеместное разделение между подданными, произошли от чрезвычайной мнительности и безнадежного страха, возникших в нем ко многим из туземного дворянства во время войны с поляками и крымскими татарами, когда он впал в сильное подозрение, что они стоят в заговоре с поляками и крымцами… Столь низкая политика и варварские поступки (хотя и прекратившиеся теперь [после смерти Ивана Грозного] так потрясли все государство и до того возбудили всеобщий ропот и непримиримую ненависть, что это должно окончиться не иначе, как всеобщим восстанием [Джильс Флетчер «О Русском Государстве»].
§ Как вы думаете, на основании каких фактов иностранцы, в целом плохо знавшие страну и ее народ, смогли предвидеть близость Смутного времени начала XVII века?
§ Какую связь между событиями XVI века в России и будущей Смутой они выделяли в качестве основной? Свою точку зрения обоснуйте.
Обратите внимание! В исторической науке нет единой оценки личности и деятельности Ивана IV. Кровавое правление царя Ивана оставило глубокий след в памяти современников и потомков. Царь Иван Грозный вмещал в себя причудливое переплетение противоположных свойств натуры. В характере Ивана была одна удивительная черта: при всей своей подозрительности и жестокости он, как верно подметил В.О. Ключевский, обладал особой привязчивостью. Людям, которые смогли доказать ему свою преданность, он доверял безгранично, до излишества. Будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушению, Грозный постоянно подчинялся влиянию своих любимцев. Без их совета он не мого обойтись ни при решении важных политических дел, ни при выборе очередной невесты. Сильвестр был первым учителем жизни Ивана. Адашев увлек его замыслом обширных реформ. Алексей Басманов, один из лучших воевод XVI века, внушил ему мысль об опричнине — правлении, основанном на неограниченном насилии. Скуратов вдохновил его на кровавые погромы. Но сколь бы долго ни подчинялся Грозный влиянию временщиков, он в конце концов безжалостно уничтожал их. Жертвою всеобщего страха и подозрительности в стране стал и сам Грозный. Современники замечали странное несоответствие между царственной осанкой московского царя и выражением его глаз, которые постоянно бегали и наблюдали за всем с большим вниманием. В конце концов страх загнал царя Ивана в опричную слободу. Он окружил себя людьми самыми сомнительными, бессовестными карьеристами и палачами. В царстве опричного террора Грозный сам стал игрушкой в руках авантюристов типа Малюты Скуратова. Наиболее точен портрет Ивана Грозного который оставил австрийский посол. По его словам, в 45 лет Иван был полон сил и довольно толст. Его отличал высокий рост, длинная и густая борода рыжего цвета с черноватым оттенком, бритая голова и большие бегающие глаза.
§ Какие особенности характера царя Ивана Грозного сказались на его политике? Приведите примеры.
§ В какие периоды правления царя пороявлялась “его особая привязчивость”? Кто становился жертвой этой привязчивости?
Царь Федор Иванович (1584 – 1598) В 1581г. Грозный царь Иван Васильевич в одну из дурных минут побил свою сноху. Царевич Иван - наследник престола, вступился за свою жену. Вспыльчивый отец, ударом посоха положил сына на месте. Царь едва не помешался с горя по сыну, с неистовым воплем вскакивал он по ночам с постели, хотел отречься от престола и уйти в монастырь. Однако поправить было ничего нельзя. Приемником Грозного стал его второй сын – царевич Федор. После гибели брата Ивана он стал наследником престола, хотя Грозный считал его неспособным к управлению государством. Умирая, Иван Грозный учредил регентский совет. По случаю «венчания на царство» Федора проведена амнистия – освободили многих князей и бояр, они получили прощение и вернули им поместья. Царь Федор отличался болезненностью, слабым телосложением, походка у него была нетвердая. Федор вырос в Александровской слободе, среди безобразий и ужасов опричнины. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, он оборонялся от капризного отцовского гнева. Власть в стране при Федоре Ивановиче фактически сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова. Война Речи Посполитой с татарами и турками позволила России нанести удар Швеции. Царь Федор лично повел в поход свои рати. В январе 1590 г. русские полки заняли Ям, блокировали Копорье и Нарву. Воевода князь Дмитрий Хворостинин разгромил шведские войска. Осадой Нарвы руководил Годунов, но взять крепость не удалось. По условиям перемирия Ивангород и Копорье возвращены России. Шведский король Юхан III в союзе с крымским ханом Казы-Гиреем попытался взять реванш. Псков устоял, а крымские татары с турецкими янычарами 4 июля 1591 г. по серпуховской дороге подошли к Москве. Русские полки встретили их под Даниловым монастырем в подвижном укреплении – “гуляй-городе”. Татары потерпели поражение и бежали. В 1595 г. подписан “вечный мир” в Тявзине со Швецией. Россия вернула земли, потерянные в Ливонской войне. В этот период при активном влиянии Годунова в России утверждено патриаршество. Как и его предшественники Федор унаследовал страсть к византийским развлечениям. Он упивался зрелищем кулачного, и в особенности медвежьего, боя. На его глазах вооруженный рогатиной охотник отбивался от медведя в круге, обнесенном стеной. Потеха редко обходилась без крови. «Умилосердился Господь, пишет современник, на людей своих и даровал им благополучное время, позволил царю державствовать тихо и безмятежно». Федор Иванович умер, не оставив наследников: единственная дочь умерла в младенческом возрасте. Брат Федора царевич Дмитрий погиб в Угличе при странных обстоятельствах.
§ Как вы думаете, в чем особенность периода правления при царе Федоре?
§ Какие собития этого периода вы считаете главными? Почему?
Царь Борис Годунов (1598-1605). «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач…» («Борис Годунов» А.С. Пушкин). Предки Годунова не были татарами («Сказание о Чете» – легенда), ни рабами (природные костромичи, служили боярами при московском дворе). Борис при дворе находился подростком, а сестра Ирина воспитывалась в царских палатах с 7 лет (?!). Решающую роль в карьере Годуновых (и Бориса) сыграла опричнина. Сестра Бориса Ирина была женой царя Федора, поэтому при царствовании Федора Ивановича Борис стал фактически правителем России. Борис Годунов был избран на царство Земским собором в 1598 г. Боярин, отнюдь не самый знатный в государстве, явно не мог претендовать на трон по праву рождения. Но он стремился подчеркнуть свою связь с прежней династией, пуская в ход даже явный вымысел о завещании Ивана IV, который якобы отказал (т.е. оставил в наследство) Годунову московский престол. Избрание Годунова нарушало привычные ценности местничества - «рабоцарь». Бояре, натерпевшись от Грозного, хотели, «чтобы он (Годунов) государству по предписанной грамоте крест целовал». Но Годунов хотел править самодержцем. Это была ошибка Годунова, за которую он со своей семьей жестоко поплатился. Борис был не наследственным вотчинником Московского государства, а народный избранник. Следствием этого было формирование боярской оппозиции (Шуйские, Романовы). Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразился страшный голод. Люди начинали думать, что это - кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром. Народное воображение было возбуждено до крайних пределов. Росли слухи о том, что появились две или три луны, или солнца, на небе пылали огненные столпы, от бурь падали колокольни, рождались уроды, над Москвой парили орлы и т.д. Начинались народные бунты. Самым крупным было восстание под предводительством атамана Хлопка в 1603 г. В 1604 году из Польши началось вторжение армии Лжедмитрия I, объявившим себя законным наследником престола. В разгар борьбы с авантюристом царь Борис скоропостижно скончался в 1605 г.
§ Подумайте, почему Годунов, избранный на престол вполне на законных основаниях, не пользовался поддержкой подданных?
Царевич Дмитрий. Сын Ивана IV Грозного от седьмой жены Марии Нагой, Святой. После смерти отца в 1584 г. Дмитрий вместе с матерью и ее родственниками жил в Угличе, который был передан ему в удел. По словам Ключевского династия в лице Федора Ивановича вырождалась явно, добавим, и в царевиче Дмитрии. В полдень 15 мая 1591 г. царица Мария стала обедать, а сына Дмитрия отпустила погулять и поиграть с четырьмя сверстниками. Дети играли на небольшом заднем дворе. За ними приглядывали три няньки. Обед только начался, как вдруг на дворе громко закричали. Царица поспешно сбежала вниз и с ужасом увидела, что ее сын мертв. Нагая велела бить в колокол и созывать народ. Сбежался народ, и началась расправа. Во время самосуда (погибло 15 человек) возникла версия о злодейском убийстве царевича. Следствием в Угличе руководил князь Василий Шуйский – самый опасный противник Бориса Годунова. Следственные материалы свидетельствовали о непричастности Годунова к смерти царевича. Царевич погиб днем на глазах у многих людей. Главный вывод следствия – «играл-де царевич в тычку ножиком … на заднем дворе и пришла на него болезнь – падучий недуг (эпилепсия) – и набросился на нож». Вскоре наступит Смутное время и имя «царственного младенца» примет дерзкий авантюрист, овладевший московским троном, и смерть Дмитрия превратится в загадку. Широкая популярность в народе имени царевича, убежденность многих людей в его чудесном спасении привела к появлению ряда самозванцев, выступавших под его именем – Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III.
На втором уроке разбираются вопросы 3 и 4 пунктов плана, то есть события Смутного времени.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Что такое «Избранная рада»? Кто в нее входил? Вспомните, какие реформы провел Иван IV, опираясь на «Избранную раду»?
2. Раскройте цели Ливонской войны. Почему она называется «Ливонская»?
3. Как вы думаете, почему Ливонская война завершилась поражением России? Как война отразилась на внутреннем положении России?
4. Почему период правления Ивана Грозного в 60-70-е гг. получил название «опричнина»? Раскройте сущность, цель и средства опричнины.
5. Какое событие привело к отмене опричнины?
6. Почему опричнина сопровождалась террором? Кто осуществлял террор? Как вы думаете, почему символами опричнины стали голова собаки и метла?
7. Как вы думаете, соответствовала ли цель укрепления неограниченной власти царя Ивана IV средству ее осуществления? Аргументируйте свой ответ.
8. Согласились бы вы с мнением, что правление Ивана Грозного подготовило кризис Российского государства и общества - Смуту? Если да, то почему вы так считаете?
Смута и ее характеристика достаточно полно изложена в учебнике. Поэтому целесообразно на данном уроке организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника (возможно и предварительная работа дома накануне урока) по заданиям, которые должны обратить внимание на ряд важных вопросов – причины Смуты, последовательность основных событий и характеристика Смутного времени как гражданской войны:
1. Используя текст учебника (стр. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте 1604-1613 гг.? (В учебнике четко не обозначены хронологические рамка Смуты, но по тексту дата понимается как 1604 – 1613 гг.).
2. На основе текста учебника докажите, что Смутное время в истории России являлась гражданской войной.
3. Проследите причинно-следственную связь с начала введения опричнины Иваном Грозным до избрания царем Михаила Федоровича на Земском соборе в 1613 г.?
4. Составьте развернутый план ответа на вопрос: «События Смуты как проявление гражданской войны в России 1604-1613 гг.»
5. Обратите внимание на изображение в учебнике памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (стр. 146). Памятник был создан в 1818 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Как вы думаете, почему на памятнике Отечественной войны 1812 г. изображены герои Второго ополчения 1612 года? На щите князя Пожарского изображен Спас Нерукотворный (Иисус Христос). Подумайте, что было основой подъема освободительного движения в конце Смуты, национального самосознания русского народа?
6. Обратите внимание! На Красной площади есть памятник непосредственно посвященный окончанию Смутного времени и изгнанию иностранных интервентов. Первоначально на углу Красной площади на средства одного из руководителей Второго ополчения князя Дмитрия Ивановича Пожарского была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери. По преданию, князь лично перенес в храм копию иконы Казанской Божией Матери, которая находилась при нем во время освобождения Москвы от польских войск в 1612 г. Деревянный храм сгорел и на том же месте освящен новый Казанский собор, построенный на средства царя Михаила Федоровича и его семьи. В 1936 г. в ходе реконструкции Красной площади храм был снесен. В 1990-1993 гг. воссоздан в первоначальном виде.
Урок №26. Становление самодержавия Романовых.
В процессе урока:
§ выявить основные последствия Смутного времени и направления их ликвидации правительством царя Михаила Федоровича и методы их решения;
§ охарактеризовать процесс становления и законодательное оформление самодержавной власти монарха в России XVII века;
§ проанализировать характер отношений православной церкви и государства в период церковного раскола, отметив значение этого события для развития Российской цивилизации;
§ раскрыть черты социально-экономического развития страны, духовной жизни общества как зарождение в России XVII века элементов рыночных отношений и светской культуры.
Средства обучения: учебник §21, историческая карта «Европейская часть России в конце XVII в.»
План урока:
1. Ликвидация последствий Смуты.
2. От сословно-представительной к абсолютной монархии.
3. Церковный раскол.
4. Изменения в экономическом и социальном строе.
5. Новые явления в духовной жизни российского общества XVII века.
Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: образное повествование, возможна самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, с последующим обсуждением результатов работы или работа по группам по вопросам плана урока.
Персоналии: Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум.
Рекомендации по проведению урока.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Что послужило причинами кризиса Российского государства и общества в годы Смутного времени?
2. Раскройте основные события Смутного времени, их взаимосвязь.
3. Какая связь между причинами Смуты и расцветом самозванства в то время?
4. Что послужило поводом польской интервенции?
5. Какие события привели к окончанию гражданской войны в России?
Основное внимание при рассмотрении темы следует уделить двум вопросам – эволюции монархической власти в направлении самодержавия, абсолютизма и появлению элементов товарно-денежных отношений в экономической жизни России, что дало повод историкам отметить XVII век как Новое время в отечественной истории. Содержание данной темы в значительной степени носит теоретический характер, что предполагает изложение основных проблем урока учителем и обсуждение с классом. Основные проблемы первого и второго пунктов плана урока целесообразно обсудить с учащимися после самостоятельного ознакомления с текстом учебника по вопросам: «Определите последствия Смутного времени и пути их решения правительством царя Михаила Романова» и «Почему в XVII веке усилилось стремление заимствовать опыт европейских стран? Какие новые явления появились в духовной жизни российского общества в XVII веке?» При ответе школьников на первый вопрос должны быть определены последствия Смуты и пути их решения:
При ответе на второй вопрос следует обратить внимание учащихся на то, что идея заимствования опыта западноевропейского общества зрела прежде всего среди представителей высшей государственной власти. В первую очередь необходимость модернизации была связана с неудачами военного столкновения России с Западом в XVI веке (Ливонская война), и особенно в период Смутного времени. Именно поэтому наиболее значительным влияние европейского опыта было в вооружении и армии – полки нового строя. Логика заимствования западноевропейского опыта определялась военной необходимостью (пушки ¢ промышленность ¢ знания, образование, наука ¢ культура). Но заимствование ведет к разрушению традиционных устоев. Если не идти этим путем, то возникает угроза порабощения. Стремление сохранить, с одной стороны, традиционную культуру, общество и, с другой стороны, интерес некоторой знати и царя Алексея Михайловича к отдельным сторонам европейской культуры стали характерной особенностью развития России в XVII веке. Вторая половина XVII века – время, когда отчетливо стали видны не только традиционное, но и модернизационное направление развития российского общества, хотя само общество оставалось преимущественно традиционным.
Подумайте! Можно ли церковный раскол, порожденный реформами патриарха Никона, рассматривать как проявление конфликта традиционализма и модернизации? Почему вы так считаете?
Обратите внимание! Церковная реформа Никона по переводу русского православия на греческие образцы была обусловлена политической причиной – включить украинские и белорусские земли в состав Московского государства. В будущем предполагалось и государственное соединение православного Востока с Россией путем отвоевания Константинополя (Стамбула) у турок. Большую роль в проведении реформы сыграли украинские богословы, связанные с западным латинством (Симеон Полоцкий учился в Киево-Могилянской коллегии и в Виленской иезуитской академии).
§ Какую роль сыграла идеология «Москва – третий Рим» в никоновских церковных преобразованиях?
Ориентир! Исправление богослужебных книг проводилось не по «древним» греческим книгам, а по новоизданным, причем, часто по книгам, изданным в Западной Европе, т.е. на «латинском» Западе. Эти нововведения вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих, выступивших в защиту «древлего благочестия». Именно в этой среде продолжали сохранять свою актуальность идеи богоизбранности России, «Третьего Рима», особой исторической судьбы русского народа. В итоге произошел раскол Русской Православной церкви: от Московской патриархии («новообрядная» церковь) отделилась довольно значительная часть верующих, которых позднее стали именовать «старообрядцами» или «раскольниками».
Причины церковного раскола:
А) Традиционное общество. Поэтому очень решительные, жестокие и быстрые преобразования Никона вызывали ответную реакцию их неприятия у части общества - наиболее активных верующих. Павел Аллепский в книге «Путешествие патриарха Макария в Россию» отметил: «Во время проповеди Никон велел принести иконы старые и новые. Так как этот патриарх отличался крутостью нрава и приверженностью к греческим образам, то он послал своих людей доставить к нему все подобные иконы, даже из домов государственных сановников. Это случилось летом перед появлением моровой язвы. Никон выколол глаза у этих образов, после чего стрельцы носили их по городу, крича: «Кто отныне будет писать иконы по этому образцу, того постигнет наказание». Видя, как патриарх поступал с иконами, жители Москвы пришли в омерзение и сочли его противником икон. В это время случилась моровая язва, солнце померкло перед закатом 2 августа. Они подумали: «Все случившееся есть гнев Божий на нас за надругательство патриарха над иконами». Никон в доказательство недозволенности новой живописи указывал на то, что она подобна изображениям франков (западноевропейцев). Никон брал эти образа правою рукою, показывал народу и бросал их на железные плиты пола, после чего они разбивались, и приказал их сжечь».
Б) Религиозная психология верующих. Для некоторых верующих реформы были серьезным отступлением от традиционного канона. Ведь в церковных книгах написаны божественные откровения. А если текст исправлен человеком, то как можно было полагаться на текст писания? Лидером старообрядчества в XVII в. стал Аввакум. На церковном соборе 1666 г. старообрядчество было предано анафеме (проклятие). Началось преследование старообрядцев. В 1682 г. сожгли протопопа Аввакума, были казнены многие другие лидеры старообрядчества. Старообрядцы уходили на север, в Сибирь, но продолжали сохранять верность своей вере. Восемь лет (1668-1677 гг.) держал осаду Соловецкий монастырь, ставший одним из опорных пунктов староверия.
Выводы:
1). Однако церковная реформа имела и негативное последствие – произошел первый в русском обществе раскол на религиозной основе;
2). Попытки создать в России «симфонию» власти и церкви с опалой Никона провалилась – был сделан первый шаг государством к подчинению церкви.
В ходе изложения вопросов 2 и 4 пунктов плана урока рассматриваются новые явления в политическом и социально-экономическом развитии России XVII века. Учащиеся выполняют работу по составлению развернутого плана ответа на эти основные вопросы. В процессе беседы с классом необходимо уделить внимание на завершении процесса закрепощения крестьян и вспомнить этапы этого процесса (Судебник 1497 г. ¢ Заповедные лета ¢ Урочные лета ¢ Соборное уложение 1649 г.). Отметить, что рост количества приказов и усиление роли дьяков в управлении, свидетельствовало о формировании бюрократического аппарата как основы самодержавной власти в России в конце XVII века. Более подробно, чем учебник следует остановиться на социальном строе России и социальных конфликтах в форме лекционных вставок или с помощью заранее подготовленных сообщений учащихся.
«Соляной бунт» 1648 г., восстание москвичей против власти. Причина – непрекращающаяся война с Речью Посполитой истощило казну. В 1646 году правительство боярина Морозова приняло решение заменить прямые налоги (ямские и стрелецкие деньги) на косвенные, повысив пошлины на торговлю солью. Это вызвало резкое повышение цен на соль. Возникла угроза голода, так как перестали солить рыбу в местах лова и отправлять в город. Дешевая соленая рыба была основным продуктом питания населения страны. В результате казна не получила денег и в 1647 году были отменены пошлины на соль, но при этом правительство стало проводить сбор ямских и стрелецких денег за два предыдущих года. Москвичи решили обратиться к царю Алексею Михайловичу во время возвращения его с богомолья. При попытке подать царю челобитную (грамоту) охрана плетьми разогнала народ. Расправа над москвичами, грубое нарушение обычая обращения народа к царю послужило поводом к бунту в Москве. Правительство Алексея Михайловича не располагало силой для подавления бунта, т.к. стрельцы поддержали восставших, и пошло на уступки. Толпе были выданы наиболее ненавистные дьяки: Плещеев, Траханиотов, Назарий Чистой, которые были тут же разорваны на части толпой. Боярин Морозов был сослан царем, чтобы спасти своего воспитателя от расправы. В Москве по требованию дворян и посадского населения в 1649 году был созван Земский собор и принято Соборное Уложение.
«Медный бунт» 1662 г., восстание москвичей против власти. Причина - непрекращающаяся война с Речью Посполитой истощило казну, объемы торговли с западноевропейскими странами сократилась и, как следствие, сократился приток серебра в страну. По инициативе боярина Ртищева правительство стало выпускать медные деньги по нарицательной стоимости серебряных монет. Причем жалование стрельцам, дьякам и др. платили медными деньгами, а налоги и пошлины собирали серебром. Массовое изготовление фальшивых медных денег, а также неконтролируемая чеканка их правительством привело к росту дороговизны и инфляции. Среди посадского населения зрело недовольство. Поводом послужило появление в Москве подметных писем, в которых вся вина возлагалась на окружение царя Алексея Михайловича. Огромная толпа москвичей двинулась в село Коломенское, где находился царь и весь двор. В отличие от «Соляного бунта» у царя было достаточно сил подавить выступление в Москве – стрельцам вовремя выдали жалование серебряными деньгами. Стрельцы в Коломенском, а затем в Москве стали «людей бити и рубити до смерти и живых ловити». Но все же правительство вынуждено было отказаться от выпуска медных денег.
«Разинщина», восстание крестьян и казаков под предводительством Степана Разина 1670-1671 гг.
А) Основной причиной, которая привела к мощному восстанию во главе с Разиным, стало закрепощение крестьян (Соборное Уложение 1649 г.) и развитие товарно-денежных отношений (Новое время), что привело к усилению эксплуатации крепостных крестьян (рост барщины и денежного оброка). Спасаясь от гнета, население бежало на окраины государства и прежде всего в южные районы. Там скопился огромный горючий материал из беглых крестьян, казаков, холопов, посадских людей.
Б) Поводом к выступлению послужило требование правительства царя Алексея Михайловича к донским казакам выдать беглых крестьян. Издавна на Дону существовал обычай: «С Дону выдачи нет». Но дворяне требовали вернуть бежавших на Дон крестьян по Уложению 1649 г. В ответ на отказ выдать беглых крестьян, московская власть прекратила посылать казакам царское жалование (порох, оружие, продовольствие и т. д.). На Дону возникла угроза голода, что вызвало резкий рост недовольства казацкой голытьбы.
В) В 1667 г., перейдя с Дона на Волгу, Разин первым делом захватил и разграбил шедший в Астрахань торговый караван, в составе которого находились помимо купеческих, царские и патриаршие корабли. Грабя все на своем пути, разинцы разорили все побережье Каспийского моря. Прежней дорогой они вернулись на Дон.
Г) Восстание. Удачный поход и огромная добыча, щедро раздаваемая Разиным стекающейся к нему со всех сторон голытьбе, позволили ему начать новый поход, на этот раз против «изменников бояр» на Москву. Требования восставших были изложены в «прелестных письмах» Разина, где содержался призыв к выступлению против бояр, дворян, купцов за «доброго царя». Главную боевую силу разинских войск составляла казацкая голытьба – бывшие крестьяне, недавно бежавшие на Дон и стремившиеся к мести феодалам. Движение носило открытый антикрепостнический и антибоярский характер. В 1670 г. казачье войско захватило Царицын. Подойдя к Астрахани, разинцы начали штурм крепости. Астрахань пала. Овладев Астраханью, казачье войско двинулось вверх по Волге. Разгоревшееся восстание охватило огромные области юга и центра России, число повстанцев достигло 200 тыс. Было убито много дворян, сожжены их имения. Знаменем восставших стало имя умершего к тому времени царевича Алексея Алексеевича. Разинцы объявили его чудом спасшимся и по приказу отца примкнувшим к их войску, чтобы покарать бояр и торговых людей «за измену". Засевший в Симбирской крепости боярин И. Б. Милославский целый месяц отбивал казачьи штурмы. Подоспевший с полками «нового строя» воевода Ю. Н. Барятинский в двухдневном сражении нанес повстанческому войску решительное поражение. Тайно, бросив на жестокую расправу свое войско, Разин с одними лишь донскими казаками ушел из-под Симбирска. Он надеялся набрать на Дону новые отряды для продолжения войны с царскими воеводами. Сохранившие верность царю казаки захватили Разина и передали его правительственным войскам. Степана Разина казнили на Красной площади в Москве через четвертование в 1671 г.
Закрепление исторического материала урока можно провести с помощью фронтального опроса по вопросам, которые помогут выделить основные проблемы темы урока и проверить степень усвоения исторического материала.
1. Почему ученые характеризуют XVII век как «Новое время»?
2. Дайте характеристику натуральному хозяйству. Оставалось ли оно господствующим в XVII веке?
3. Какие повинности несли крестьяне в пользу землевладельцев? Что такое оброк? Что такое барщина?
4. Докажите, что усиление барщинной повинности было следствием развития товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России XVII в.
5. Какие изменения произошли в ремесленном производстве в XVII веке? Что такое мелкотоварное производство?
6. Что такое мануфактура? Сравните ремесленное производство с мануфактурой.
7. Каковы особенности мануфактурного производства в России XVII века?
8. Где проходили крупные торговые операции в России? Что такое всероссийский рынок?
9. Как Судебник 1497 года регулировал выход крестьян? Когда и почему были введены «заповедные лета»? Что такое «урочные лета»? Какие положения «Соборного уложения» 1649 г. окончательно установили крепостное право в России? Раскройте сущность крепостного права.
10. Почему постепенно значение Земских соборов падает и их перестают созывать уже при Алексее Михайловиче?
11. Какой процесс происходил в эволюции монархической власти России XVII века?
12. Почему в середине XVII века назрела необходимость реформы русской православной церкви?
13. К каким последствиям в отношении светской и церковной власти привела опала патриарха Никона?
14. Почему XVII век в русской истории получил название «бунташного»?
15. Определите основные причины социальных конфликтов в XVII веке?
Урок №27. Начало формирования многонационального государства.
В процессе урока:
§ показать основные направления внешней политики Московского государства в XVI-XVII вв.;
§ раскрыть процесс включения в состав России Среднего и Нижнего Поволжья, как начало формирования многонационального государства;
§ охарактеризовать процесс образования казачества, его социальные и этнические корни;
§ проследить расширение территории Московского государства на восток и на запад, отметив особенности этого процесса;
§ сделать выводы о путях формирования многонационального Российского государства и условиях вхождения народов в его состав.
Средства обучения: учебник §22, исторические карты №9 «Великие географические открытия», №10 « Российское государство в середине XVI в.», №11 « Европейская часть России в конце XVII века», таблица «Расширение территории России в XVI-XVII вв.»
План урока:
1. Политическая карта Восточной Европы в XVI веке.
2. Завоевание Казанского и Астраханского ханств.
3. Освоение Дикого поля. Казачество.
4. Продвижение в Сибирь.
5. Присоединение Левобережной Украины.
Персоналии: Стефан Пермский, Ермак, Семен Дежнев, Богдан Хмельницкий
Основные даты: 1552 г. – завоевание Казанского ханства.
1556 г. – подчинение Астраханского ханства.
1581 г. – поход Ермака, начало освоения Сибири.
1654 г. – Переяславская Рада.
Рекомендации по проведению урока.
Вопросы для повторительной беседы:
1. С какими проблемами столкнулось правительство царя Михаила Романова после окончания Смуты? Как оно пыталось решать последствия Смутного времени?
2. Какой процесс происходил в эволюции монархической власти России в XVII веке? Охарактеризуйте этот процесс.
3. Сравните положение «служилых людей по отечеству» и «служилых людей по прибору». Дайте характеристику другим сословиям российского общества XVII века.
4. Докажите, что Соборное уложение 1649 г. завершило процесс закрепощения крестьян.
5. Сравните мануфактуру в России XVII века и в Западной Европе. В чем состояли особенности мануфактур в России?
Вариант №1. Сообщение учителем и обсуждение с классом основных вопросов темы урока. Заслушивание заранее подготовленных сообщений учащихся по характеристики деятельности исторических личностей периода начала формирования многонационального Российского государства. Привлечение краеведческого материала по данной проблематике. В ходе работы учащимся необходимо вспомнить основные события внешней политики Российского государства в XVI-XVII вв. На основе фактического материала и коллективной работы проводится систематизация знаний учащихся и анализируются последствия расширения территории России в этот период. Активно используется работа с историческими картами.
Вариант №2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение тематической таблицы «Расширение территории России в XVI-XVII вв.», с последующим обсуждением результатов представленных работ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.