Этапы объединения русских земель вокруг Москвы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этап Московский князь Основные события Территории, вошедшие в состав Московского княжества
Первая половина XIV в. Даниил Александрович   Юрий Данилович   Иван Калита (1325-1340)   Симеон Гордый и Иван Красный   § Образование Московского княжества   § Начало соперничества с Тверью за ярлык на Владимирский престол.   § Восстание в Твери (1327) против баскака Чолхана и подавление его Ордой и Москвой. За это получил великокняжеский ярлык и право сбора дани с русских земель. § Перенос резиденции митрополита в Москву – духовный центр Руси.   Переславль, Можайск, Коломна  
Вторая половина XIV в. Дмитрий Донской (1359-1389) § Удалось сохранить великокняжеский престол. § Отбиты походы Литвы и Твери на Москву. § Решающий перевес над Тверью. 1375 г. Москва организовала поход против Твери, приняли участие почти все князья Северо-Восточной Руси. Михаил капитулировал и признал старшинство московского князя. § Открытый конфликт с Ордой. Куликовская битва. Поход хана Тохтамыша на Москву (1382).   Углич, Дмитров, Белоозеро
Первая половина XV в. Василий I   Василий II Темный § Разгром Орды Тимуром и восстановление ордынского владычества Едигеем.   § Династический конфликт между Василием II и дядей Юрием, а после смерти – Василий Косой и Иван Шемяка. § Распад Золотой Орды – Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Большая Орда.   Муромское княжество, Нижний Новгород, Ржев, Тарусса.  
Вторая половина XV – начало XVI в. Иван III (1462-1505)   Василий III (1505-1533) § «Стояние на Угре». Иван III + крымский хан Менгли Гирей, Ахмат + польский король Казимир IV. Окончательное освобождение от ордынского владычества (ига). § Союз Новгорода с Литвой ¢ битва на реке Шелони. § Поход на Тверь.                                    ¤ Образовалось независимое, православное, единое Российское (Московское) государство. Присоединение Новгорода (1478), Твери (1485).     Псков (1510), Смоленск (1514), Рязанское княжество (1521)              ¤ Объединение Северо-Восточной Руси завершено.  

 

Урок №23. Россия: третье православное царство.

В процессе урока:

§ раскрыть завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы, образования Российского государства;

§ охарактеризовать органы власти централизованного Российского государства, как сословно-представительной монархии;

§ проанализировать характер взаимоотношений православной церкви и власти, формирование и сущность идеологии «Москва – третий Рим»;

§ показать особенности формирования сословий российского общества конец XV – XVI вв.;

Средства обучения: учебник §19, карта «Объединение русских земель в 1462 – 1533 гг.», схема «Органы власти централизованного Российского государства».

План урока:

1. Завершающий этап объединение русских земель.

2. От единого к централизованному государству.

3. «Москва – третий Рим».

4. Экономика России.

5. Формирование сословий.

 

Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: урок изучения нового материала, самостоятельной работы учащихся с текстом учебника с элементами беседы. Работа по составлению схемы «Органы власти централизованного Российского государства», с исторической картой.

 

Персоналии: Иван III.

 

Рекомендации по проведению урока.

Так как закрепление исторического материала проводилось на предыдущем уроке, то урок можно посвятить полностью изучению нового материала. Если события по завершению объединения русских земель по первому пункту плана не рассматривались на предыдущих уроках, то работа с классом по этому пункту плана урока проводится по завершению заполнения таблицы «Этапы объединения русских земель вокруг Москвы». В процессе выполнения задания по таблице можно дать краткую характеристику личности Ивана III учителем или прослушать заранее подготовленное краткое сообщение одного из школьников.

Обратите внимание! После кончины отца Василия II Темного (1462 г.) на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462— 1505). Он продолжал политику своего отца в объединении земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, в том числе и родных братьев, возвращение русских земель, захваченных Литвой. В отличие от своих предшественников, Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, осуществлял общее руководство их действиями, обеспечивал дипломатический успех. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю.

Вопрос о символах Российского государства, появившиеся при Иване III, следует пояснить. Титул “Государь всея Руси” означал, что великий князь – господин, собственник государства, территории и населения. Кроме того титул имел и внешнеполитический смысл – претензия на русские земли в составе княжества Литовского. Вопрос о происхождении загадочной двуглавой хищной птицы на гербе Московского великого князя пока является дискуссионным. Во всяком случае, византийское влияние в настоящее время учеными оспаривается. Вероятно, в случае с гербом прослеживается западноевропейская символика: на лицевой великокняжеской печати был изображен не Георгий Победоносец, а воин в западноевропейских турнирных доспехах, двуглавый орел практически полностью копирует изображение двуглавого орла печатей императоров Священной Римской империи германской нации (более подробно см. Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 года // Вопросы истории, №4-5, 1999).

По второму пункту плана урока учащиеся на основе текста учебника составляют схему схема «Органы власти централизованного Российского государства». При обсуждении представленных результатов работы необходимо, чтобы школьники смогли прокомментировать составленную схему с использованием терминов и понятий: местничество, приказы, Судебник 1497 года, поместье, дворянское ополчение, сословно-представительная монархия, «большая соха». Вопрос: «Помните, Ключевский - «явления не сходные, а только параллельные». Чем сословно-представительные органы власти в России отличались от западноевропейских – парламент, Генеральные штаты, кортесы?» Обратить внимание школьников на особенность сословно-представительной монархии в России - власть у монарха, у органов – только советы. В Западной Европе – введение налогов, принятие законов, заключение международных договоров (см. §14, стр. 101) – действительно, органы власти.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 264.