В данной теме рассматриваются очень важные события и явления отечественной истории – объединение русских земель во главе с Москвой, образование централизованного многонационального Российского государства. Анализ по сравнительной характеристики процессов в России и Западной Европы основываются на знаниях исторического материала учащимися предыдущей главы. Данная работа с классом представляет определенные трудности, так как еще историк Ключевский В.О. метко заметил, что явления в России напоминают аналогичные в Западной Европе, «но это – явления не сходные, а только параллельные». Выявление особенностей, различий исторического процесса в России и Западной Европы в этот период и станут основой характеристики цивилизационного развития России в XIV – XVII веках.
Уроки №21-22. Москва во главе объединения русских земель.
В процессе уроков:
§ показать на основе сравнительной характеристики особенности процесса объединения русских земель и аналогичный процесс в Западной Европе, выделив причины объединения русских земель;
§ проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса вокруг Москвы и методы объединительного процесса;
§ охарактеризовать Великое княжество Литовское и Русское как один из центров возможного объединения русских земель, отметив отличия в общественном строе от Московского государства;
§ проследить отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой в этот период исторического развития;
§ дать сравнительную характеристику личности и деятельности московских князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского по объединению русских земель.
Средства обучения: учебник §§17-18, схема «От раздробленности к объединению», исторические карты «Территориальный рост Московского княжества 1300 – 1462 гг.» и «Великое княжество Литовское в XIII – XV вв.», таблица «Этапы объединения русских земель вокруг Москвы».
План уроков:
1. Предпосылки и особенности объединения русских земель.
2. Великое княжество Литовское и Русское.
3. Борьба за независимость. Дмитрий Донской.
4. Московское государство при Василии I и Василии II Темном.
5. Итоги объединительного процесса русских земель к середине XV века.
Рекомендуемые методы и приемы проведения уроков: урок изучения нового материала, образное повествование с элементами аналитической беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. Работа по сравнительному анализу событий и явлений, деятельности исторических личностей. Решение познавательных заданий.
Персоналии: Иван Калита, Дмитрий Донской.
Рекомендации по проведению уроков.
На протяжении двух уроков учащиеся должны познакомиться и проанализировать значительный по объему и важности процесс, посвященный образованию единого Русского государства (почти 200 лет!). Завершающий этап этого процесса рассматривается на следующем уроке по теме «Россия: третье православное царство». Чтобы не разрывать ход и логику событий объединения русских земель, целесообразно материал первого пункта §19 до слов «Со второй половины XV в. наряду со старыми наименованиями …» включить в данные уроки. Так как содержание параграфа и темы носит в основном событийный характер, то возможно на первом уроке разобрать все вопросы пункта плана урока, а второй урок посвятить закреплению изученного материала темы, характеристики наиболее важных событий процесса объединения русских земель. Исторический материал темы урока раскрывается по традиционной схеме: предпосылки объединения, причины собирания русских земель вокруг Москвы, основные этапы и события объединительного процесса.
Содержание текста учебника дает возможность выявить особенности объединения русских земель на основе сравнения с Западной Европы. Сравнение проводится на основе работы с текстом учебника и фактами сходного процесса в западноевропейских странах (см. §14, стр. 99-101). Результаты работы фиксируются в виде схемы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 307.