(«дружинное государство»)
Обратите внимание! Основным стержнем власти (государственности) было полюдье. Князь с дружиной зимой правил, ходил по людям, побирался, чинил суд и расправу над непокорными. По мнению ряда историков, полюдье – плата за несостоявшийся набег (узаконенный рэкет) или контрибуция с завоеванных племенных союзов. Что собирали для внешней торговли? Мед, воск, меха, но главное – рабы. Покорение славянских племен сопровождалось обращением массы побежденных в рабство. Араб Ибн-Даста в X веке писал, что Русь производит набеги на славян, забирает их в плен и продает другим народам. В X-XI вв. рабы составляли главную статью русского вывоза на черноморские и волжско-каспийские рынки.
Задание. Писатель Салтыков-Щедрин, обожавший язвить по поводу различных эпизодов отечественной истории, был недалек от истины, когда в «Современной идиллии» мифический новгородец IX века объясняет причину напряженных отношений соотечественников с варягами тем, что они «грабят не чередом, убивают не ко времени, насилуют не по закону». Когда собеседники удивленно спрашивают, почему быть ограбленным по закону лучше, новгородец убежденно отвечает: «Как же возможно! По закону или без закона! По закону, всем ведомо, - лучше!».
§ Кто из князей пострадал за «грабеж не по закону»? Почему он вынужден был вторично собирать дань с древлян?
§ Кто ввел «правила», «закон» сбора дани? Можно ли считать уроки и погосты, введенные княжной Ольгой, регулярно собираемым государственным налогом?
§ Как изменилась система управления в начале XI века?
Государственное устройство Древней Руси и Франкской империи
Вывод: большая власть великого князя Древней Руси и, следовательно, влияние государственных институтов было более всеобъемлющим, чем в раннесредневековой Европе.
Подумайте! Можно ли охарактеризовать Древнюю Русь как «варварское королевство»? Почему вы так считаете?
Вопросы, связанные с сущностью «лествичного» («лестничного») порядка престолонаследия и влияние его на княжеские усобицы, как правило, не вызывают проблем по усвоению у старшеклассников. Следует обязательно обратить внимание учащихся на содержание текста, посвященный политической раздробленности со слов «Для прекращения усобиц …» (см. стр. 65-66). Дается анализ решений Любечского съезда и определение политической раздробленности как «совокупность самостоятельных княжеств и земель, властители которых лишь формально признавали первенство великого киевского князя».
Задание. В Западной Европе феодалы жили в замках на земле своего феода. На Руси замков не было. Почему? Вотчина переходила по наследству, но частной собственностью не являлась. Кому она фактически принадлежала? Почему? Что значит «наследственное держание земли»? За что давали вотчину?
Последний пункт плана урока раскрывается в процессе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и составлением схемы «Социальная структура общества Древней Руси». В том случае, если ранее аналогичная схема составлялась или демонстрировалась в готовом виде (созданная на основе материала учебника для 6 кл. Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История государства и народов России), то целесообразно использовать ее на уроке, дополнив характеристикой социальной структуры, используя текст учебника (рисунки автора).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.