В процессе урока:
§ охарактеризовать процесс организации управления Древнерусским государством на основе сравнения с государственным устройством Франкской империи;
§ отметить значение реформы сбора дани княгиней Ольгой по переходу к регулярно собираемого государственного налога;
§ раскрыть особенность «лествичного» порядка престолонаследия и его влияние на княжеские усобицы;
§ проанализировать значение решений Любечского съезда князей, как юридическое оформление политической раздробленности;
§ подчеркнуть особенности вотчинного землевладения;
§ сделать выводы о социальной структуре Древнерусского общества, отметив его особенности.
План урока:
1. Управление Древнерусским государством.
2. Княжеские усобицы и политическая раздробленность.
3. Община и вотчина.
4. «Русская правда» и социальная структура общества.
Средства обучения: учебник §9, таблица «Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII века», схемы «Государственное устройство Древней Руси и Франкской империи», «Социальная структура общества Древней Руси».
Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: образное повествование, обобщающая характеристика с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа по составлению схем «Государственное устройство Древней Руси и Франкской империи» и «Социальная структура общества Древней Руси», анализ документов.
Рекомендации по проведению урока.
Если тема предыдущего урока является одной из самых важных в главе 2, то тема «Древнерусское государство и общество» одной из самых сложных для изучения и восприятия школьниками. Сложность состоит в том, что содержание темы в основном не носит событийный характер, но в значительной степени социально-экономический, социологический. Поэтому исторический материал не вызывает у учащихся повышенного интереса и внимания, как, скажем, описание центральных событий истории России. Другая сложность обусловлена наличием значительного объема исторических понятий и названий, которые необходимы и обязательны не только для запоминания десятиклассниками, но и для понимания сущности процессов и явлений, которые эти понятия обозначают. Полюдье, регулярный государственный налог, погост, старцы градские, лествичный порядок престолонаследия, политическая раздробленность, вотчина, писаное право, смерд, закуп, рядович, холоп – вот перечень основных понятий и названий, на основе которых раскрывается материал темы урока. Конечно, со многими из этих понятий школьники уже знакомились ранее (6 класс). Однако впервые в 10 классе они сталкиваются с серьезным анализом древнерусской государственности и особенностей общества, ее структуры и взаимоотношений ее представителей.
Учителю следует иметь в виду, что авторы учебника не употребляют привычные по зарубежному средневековью термины феодал, феодальные отношения. По отношению к древнерусской знати, характеризуя их как землевладельцев, употребляется термин вотчинник, вотчинное землевладение. Только в конце параграфа, в разделе «Подведем итоги» и то в скобках, дается пояснение, что вотчинные формы собственности являются феодальными в своей основе. В тексте учебника не употребляется в отличие от зарубежного средневековья и привычный с точки зрения формационного подхода термин феодальная раздробленность (см. §3, стр. 24), а используется название политическая раздробленность. Это связано с дискуссионностью многих процессов и явлений древнерусского общества и государства в современной исторической науке: каким являлось общество Древней Руси в большей степени – патриархальным, периодом «городов-государств» с доклассовым общественным строем (наличие значительной части свободных крестьян-общинников, сильные вечевые традиции), феодальным (многие процессы схожи с процессами раннего Средневековья Западной Европы), но для IX-X вв. сведения в источниках о вотчинных владениях отсутствуют, или рабовладельческим (значительная часть «Русской правды» посвящена холопам, их эксплуатация являлась основой вотчинного хозяйства)? Поэтому, чтобы не нарушать смысловое и понятийное содержание текста, необходимо придерживаться данной в параграфе терминологии, отдельные моменты которой необходимо старшеклассникам пояснить. Современная отечественная историческая наука рассматривает Древнюю Русь как систему «государственного феодализма», когда основная масса земледельческого населения зависела не от отдельных «феодалов», а от государства, в пользу которого несла повинности. «Государство» - это дружинная корпорация средневековой социальной элиты Древней Руси во главе с князем (отсюда еще один термин – «дружинное государство»).
Содержание параграфа является логическим и смысловым продолжением предыдущей темы. Поэтому работу по проверке домашнего задания целесообразно провести в ходе обсуждения новой темы урока. Сложность изучения материала темы урока предполагает коллективную работу класса и учителя по основным проблемам темы. В основу обсуждения в процессе проведения урока можно использовать вопросы к параграфу. По первому пункту плана используется опрос «В чем состояло сходство и различие государственного устройства Франкской империи и Древней Руси? Пункт 2 плана целесообразно раскрыть на основе работы по ответу на вопрос «Какое значение имели решения, принятые на любечском съезде князей 1097 года? Обоснуйте свой ответ». Дата 1097 г. обязательна для запоминания учащимися. Вопросы №3 и 4 параграфа соответственно лягут в основу обсуждения проблем «Община и вотчина» и «Русская правда» и социальная структура общества.
С целью обобщения знаний полученных на уроке их закрепления и лучшего понимания сущности процессов используются схемы на доске составленные в процессе работы с текстом учебника и коллективной беседы или заранее подготовленные в виде плакатов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 297.