В процессе урока:
§ раскрыть социально-экономические и политические предпосылки образования государства у восточных славян в IX веке;
§ проанализировать процесс образования Древнерусского государства, отметив его закономерный характер;
§ охарактеризовать деятельность первых русских князей по расширению и укреплению Древнерусского государства;
§ раскрыть причины и значение крещения Руси с точки зрения цивилизационного развития.
План урока:
1. Образование Древнерусского государства.
2. Первые князья и укрепление Древнерусского государства.
3. Русь и Византия.
4. Крещение Руси и последствия принятия христианства.
Средства обучения: учебник §8, историческая карта №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с последующим обсуждением результатов работы, решение познавательных заданий, работа с исторической картой и документами.
Рекомендации по проведению урока.
Вопросы для повторительной беседы:
1. Расселение и занятия восточных славян.
2. Язычество. Этапы развития языческих представлений у восточных славян.
3. Раскройте влияние хозяйственной деятельности восточных славян на их мировоззрение.
4. Какие процессы в общественном строе древних славян второй половины I тысячелетия говорят о складывании предпосылок государственности? Докажите, что восточные славяне в IX веке стояли пороге образования государства.
Два вопроса являются основными, ключевыми по важности в изучении темы урока: образование Древнерусского государства и крещение Руси при Владимире Святославиче. По решению первой проблемы организуется самостоятельная работа школьников с текстом учебника (п. 1 и 2 параграфа) по вопросам «Каковы были основные предпосылки формирования Древнерусского государства?» и «Назовите события, которые в годы правления Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Владимира Святославича явились ключевыми в процессе становления Древнерусского государства», на которые они должны найти ответы в историческом материале учебника. При этом следует иметь в виду, что для ответа на первый вопрос учащимся необходимо знание материала предыдущего параграфа «Общественный строй, где раскрывались социально-экономические предпосылки государственности у восточных славян: соседская община, общественное и имущественное неравенство, рост власти князя и дружины. Поэтому необходим вопрос 4 повторительной беседы, чтобы обратить внимание школьников на эти важные явления. В ходе последующего обсуждения результатов работы учащихся уточняются и углубляются знания по первым двум пунктам плана урока.
Задание. Начало развития Древнерусского государства носит легендарный характер и связан с летописным известием о призвании варягов. «Имаху дань варяги, приходяще из замория на Чуди и на Словенах и на Мери и на Веси и на Кривичах. В лето 862. Изгънаша вырягы за море и не даша им дани и почаша собе владети (…) Словене свою волость имаху. А Кривичи – свою, а Меря – свою, а Чудь – свою. И всташа сами на ся воевать и бысть межю ими рать велика и усобица и въсташа град на град и не бе в них правды. И реша к собе «поищим собе кънязя, иже бы владел нами и рядил по праву». Идоша за море к Варягам и реша: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету. Да поидете к нам къняжить и владеть нами» (ПВЛ).
§ Докажите, опираясь на текст «Повести временных лет», что славяне стояли на пороге образования государства.
Подумайте! Ранние государства тогда могут считаться созданными, когда возникает монопольное право на установление правил (закона) для всех и на применение силы, если правило не выполняется.
§ Покажите, опираясь на текст учебника, что власть на этапе формирования древнерусского государства основывалась на применение силы. Для ответа используйте карту.
Обратите внимание! И Новгород, и Киев начали исторический путь практически одновременно. Но если Киев был ориентирован на Византию (контроль торгового пути «из варяг в греки»), то Новгород на Северо-Западную Европу (Балтийское море). Начало Киевской Руси положил Олег, захватив Киев. Перенеся столицу в Киев («матерь городов»), князь Олег не только объединил Новгород (Север) с Киевом (Юг), но и совершил цивилизационный выбор, ориентируя Русь на Византию.
1 Ученые установили, что термин «матерь городов» является одним из эпитетов Константинополя, которые применяли греки к своей столице. Таким образом, применение термина означало, что Киев – это русский Константинополь.
§ При сходстве образования государств у германцев, кельтов и славян у первых было существенное преимущество. Как вы думаете в чем? Необходимо чтобы учащиеся обязательно обратили внимание в тексте на то, что в отличие от германцев и кельтов, восточные славяне не могли напрямую использовать политические достижения античной цивилизации.
Вопрос «Почему Древнерусское государство неизбежно должно было столкнуться с Византией?» поможет привлечь внимание школьников к проблеме отношений Киева и Константинополя.
Русско-византийские отношения в X веке
Анализ причин крещения Руси и влияние на развитие государственности и культуры народов России проводится на основе текста учебника и коллективной беседы с классом. Для характеристики методов крещения князем Владимиром следует использовать документ из «Повести временных лет» на стр. 62. При этом главное внимание учащихся необходимо обратить на цивилизационное развитие страны и народа. В сильном классе с хорошей подготовкой возможно организовать дискуссию по проблемам крещения Руси, альтернатив развития страны в результате возможного выбора веры Владимиром и т. д.
§ Какие причины привели к принятию христианства Руси в 988 г.? Почему именно православие?
§ Какое значение имело крещение Руси для ее государственного и культурного развития?
§ Что такое двоеверие? Как вы думаете, двоеверие было закономерным явлением для культуры Руси или нет? Поясните свой ответ.
Подумайте! Постарайтесь ответить на вопрос ученого, с точки зрения цивилизационного развития России (см. Урок №12. Приведен отрывок митрополита Илариона из «Похвалы Владимиру, которым можно воспользоваться при ответе на поставленный в задании вопрос).
1 «По своим личным поступкам Владимир не мог претендовать не только на святость, но и на уважение. Он публично изнасиловал пленную княжну Рогнеду, предательски убил своего брата Ярополка, заманив его для переговоров в шатер, где таились убийцы-варяги, установил в Киеве обряд человеческих жертвоприношений Перуну; держал для удовлетворения своей похоти сотни славянских и иноземных пленных девиц в загородных дворцах, а его карательные походы на славянские племена, отпавшие от Киева во время смуты, описаны в летописи столь лаконично, что, видимо, даже летописцу эти воспоминания были неприятны. Так почему же не только церковь, но и народ чтил память князя в былинах?»
Задание в учебнике №1 следует адресовать для следующей темы урока, так как материал о восстании древлян и убийстве князя Игоря помещен в §9. Составление хронологической таблицы «Основные события истории Древней Руси в IX – начале XIII века» (см. задание №2, стр. 62) из-за сложности изучаемого материала и дефицита времени лучше всего задать на дом. При этом обязательно следует обратить внимание десятиклассников, что в учебнике и таблице такие даты как 882 г. (объединение князем Олегом севера и юга восточнославянских земель и образование Древнерусского государства) и 988 г. (крещение князем Владимиром Руси).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.