Урок №9. Восточные славяне в древности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе урока:

§ раскрыть хозяйственную деятельность восточных славян на основе сравнительной характеристики с занятиями древних германцев;

§ проанализировать процесс распада родоплеменных отношений и складывание предпосылок образования государства у восточных славян;

§ отметить взаимосвязь хозяйственной деятельности и религиозных представлений (язычество) славян.

 

Средства обучения: учебник §7, историческая карта №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

 

Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с последующим обсуждением результатов работы, аналитическая беседа по сравнительной характеристики занятий, общественного строя восточных славян V – VIII вв.

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Раскройте взаимосвязь влияния природно-географических условий Восточной Европы на хозяйственно-культурные типы.

2. Как сказывались природные условия на экономическое развитие народов Восточной Европы?

3. Что такое этническая карта? Какие народы размещались на территории Восточной Европы? Как складывались отношения между ними?

4. Как вы думаете, почему первые государства в Восточной Европе – Хазарский каганат и Волжская Булгария – возникли на Волге?

5. Проследите и покажите по карте пути расселения и размещения восточных славян на территории Восточно-Европейской равнины.

 

Последний вопрос повторительной беседы станет логическим переходом к изучению вопросов и проблем новой темы. По своему содержанию данный параграф является смысловым продолжением предыдущей темы урока. Исторический материал параграфа не представляет трудности для его восприятия учащимися, так как он в значительной мере уже знаком десятиклассникам. Поэтому целесообразно предложить школьникам познакомиться с содержанием параграфа в процессе самостоятельной работы. С целью активизации познавательной деятельности учащихся по теме урока является необходимым решение проблемных вопросов и заданий в процессе работы с текстом учебника.  

По первому пункту плана урока «Занятия восточных славян» выполняется задание «Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями западноевропейцев в раннем Средневековье» (см. задание №1, стр. 55). Характеристика занятий западноевропейцев в раннее Средневековье рассматривалось на уроке №4 «Страны Западной Европы в раннее Средневековье» (см. §3, стр. 21). Выполнение задания по сравнительной характеристики занятий восточных славян и западноевропейцев (германцев) не сложно для учащихся, так как оба материала в учебнике описывается даже одинаковыми словами. Сложность может возникнуть у школьников при определении различий. Поэтому во время беседы по результатам выполнения данного задания необходимо обратить их внимание девятиклассников на то, что западноевропейские народы могли напрямую использовать достижения античной цивилизации в области хозяйства (например, двуполье).

По второму пункту плана урока «Общественный строй» также можно поставить учащимся задание по сравнительной характеристики общественного строя германских племен и восточных славян (см. §3, п. «Варварские королевства») и проследить общий процесс вызревание предпосылок для создания восточнославянского государства – Киевская Русь. В процессе беседы по результатам выполнения данного задания целесообразно использовать для анализа фрагмент документа «Стратегикон» в конце параграфа (см. стр. 55).

Основным при знакомстве учащихся с материалом учебника о мировоззрении и языческих представлений восточных славян является определение влияния хозяйственной деятельности на религиозные представления. На выполнение этой работы нацелено задание №2 «Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и религиозные представления славян? Приведите примеры». 

 Подумайте! Характеризуя нравы восточных славян, киевский летописец выделяет полян. Они имеют обычаи кроткие и тихие, имеют и брачный обычай. Нравы остальных племен у него описаны чёрными красками; древляне, радимичи, вятичи и северяне убивали друг друга, ели всё нечистое, браков у них не было, но игрища между селами, где молодые люди , сговорившись с девицами, похищали их; держали по две и по три жены. Если кто умрет, творили над ним тризну (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания или игры), сжигали труп и, собравши кости, складывали в малый сосуд, который ставили на столбе, на распутье".

§ Как составитель летописи характеризует нравы славян-язычников? Почему летописец отрицательно отзывается о других славянских племенах, а защищает полян? С чем это связано?

Обратите внимание! С точки зрения исторического подхода, религия рассматривается как составная часть развития культуры, на которую влияет хозяйственная деятельность человека. Таким образом, каждой стадии социально-экономического развития общества соответствуют определенные религиозные представления или форма религии. Славяне верили в существ, которые олицетворяли силы природы (язычество). Первоначально славяне поклонялись упырям (вампиры, оборотни) олицетворяющих зло и берегиням – добрые духи. С развитием родового строя и сельского хозяйства развивается языческий культ Рода – божества плодородия. Позже в период образования племенных союзов и выделении знати славяне стали молиться Перуну (бог грозы, войны, оружия) – покровитель князя и дружины; Хорсу и Даждьбогу – божества солнца; Велесу – «скотий бог»; Стрибогу – бог ветра; Семарглу – божество подземного мира и Мокоши – богиня женского начала и ткачества.

§ Как менялись языческие представления восточных славян в зависимости от изменений хозяйственной деятельности?

Задание! Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал эпоху VIII-III вв. до н.э. от Тихого океана до Атлантики «осевым временем» мировой истории. В этот период духовного брожения совершился переход к этическим основам религий с огромной жаждой спасения и универсальной идеей ценности личности. Именно в это время были заложены основы мировых (прежде всего монотеистических) религий, которые и сегодня определяют жизнь многих людей.

§ А к какому «времени», с точки зрения ученого, можно отнести язычество славян? Почему вы так считаете?

§ В чем принципиальная особенность языческих религиозных представлений по сравнению с религиозными представлениями мировых религий («религий спасения») христианством и исламом?

В тексте учебника присутствует фраза: «В нашей современной жизни очень многое напоминает нам о временах восточных славян», но не раскрывается в тексте. Поэтому, опираясь на данное утверждение, целесообразно или заслушать на уроке и обсудить с классом заранее подготовленное сообщение одного из учащихся по теме «Наследие культуры древних славян в современной жизни» (см. вопрос №4, стр. 55), или в ходе обсуждения мировоззрения восточных славян сразу поставить вопрос «Приведите примеры языческих верований, праздников, ритуалов. Какие из них сохранились до нашего времени? Как вы можете это объяснить?»

Коллективное обсуждение представленных результатов работы по самостоятельной работе с текстом учебника и выполнение заданий и вопросов, а также выводы о восточных славянах в древности, которые будут сделаны в ходе беседы, подведут итог уроку.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.