Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V - XI веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Европа Ближний Восток
Рим был взят и разграблен вандалами   455 г.    
Западная Римская империя прекратила существование. Последний император Ромул Августул смещен Одоакром.   476 г. V в. Восточная Римская империя (Византийская) отбила вторжения варварских племен.
Образование Франкского королевства. Хлодвиг. 486 г. 527-565 Правление Византийского императора Юстиниана I. Период наивысшего могущества Византии.  
Первые упоминания о славянах в византийских источниках VI в. 622 г. Бегство Мухаммеда из Мекки в Ястриб (Медина). Начало мусульманского летоисчисления.  
Образование Болгарского государства 681 г. 630 г. Победа ислама в Аравии. Начало завоевательных походов арабов.  
Разгром арабов-мусульман Карлом Мартеллом при Пуатье. 732 г. VIII в. Период наивысшего могущества Арабского халифата.  
Коронация Карла Великого в Риме. Образование Франкской империи. 800 г. IX в. Византия остановила натиск арабов.  
Верденский раздел Империи внуками Карла Великого.   843 г. IX-X вв. Распад Арабского халифата.
Коронация в Риме короля Германии Оттона I. Образование Священной Римской империи германской нации.   962 г. X в. Включение Болгарии в состав Византийской империи.
Окончательный раскол между Восточной (православной) и Западной (католической) церквями.     Окончательный раскол между Восточной (православной) и Западной (католической) церквями.  

 

 



Тема 2. Древняя Русь

 

В теме рассматриваются события и процессы значительного по времени периода: с момента образования Древнерусского государства до потери политической самостоятельности в результате столкновения Руси с Монгольской державой. Так как история одной страны, в данном случае России, всегда проходит на фоне мировой истории, то исторический материал главы построен на сравнительной характеристики развития различных сторон восточных славян с аналогичными процессами в Западной Европе. Большое место в содержании главы занимают вопросы мировоззрения, культуры, этнической особенности восточных славян как основы российской цивилизации. Поэтому основными приемами работы на уроках по темам, посвященных Древней Руси V – XIII веков, станет сравнительный анализ этих процессов и событий с аналогичными процессами в странах Западной Европы с помощью составление сравнительных таблиц, схем. Характеристика этих проблем происходит на основе исторического материала учебника и имеющегося у десятиклассниках ранее полученных знаний по курсу истории России.  

 

 

Урок №8. Народы Восточной Европы.

В процессе урока:

§ дать сравнительную характеристику природных условий Восточной и Западной Европы и их влияние на историческое развитие этих двух регионов;

§ выявить природно-географические условия Восточной Европы и их влияние на формирование различных хозяйственно-культурные типы;

§ проанализировать особенности формирования первых государств на территории Восточной Европы;

§ охарактеризовать этническую карту Восточной Европы, отметив направления колонизации восточными славянами и локализацию восточнославянских племен на территории Восточно-Европейской равнины;

§ провести сравнительный анализ природно-климатических условий и этнической карты Восточной Европы.

Средства обучения: учебник §6, карта №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

Рекомендуемые методы и приемы проведения урока: урок изучения нового материала, образное повествование с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с исторической картой.

Рекомендации по проведению урока.

Выявление на уроке влияния природно-географических условий на формирование хозяйственно-культурных типов Восточной Европы целесообразно построить на основе сравнительно-сопоставительного метода. Вопрос в конце параграфа «Сравните природные условия Восточной и Западной Европы и определите, как они сказывались на историческом развитии этих двух регионов» относится к первому абзацу (см. стр. 44). Основной вывод, который формулируется учащимися в результате сравнения по тексту учебника – условия Восточной Европы были менее благоприятны для жизни человека и хозяйственной деятельности, чем в Западной Европе, что стало сдерживающим фактором экономического развития. Необходимо, чтобы в процессе работы школьников над характеристикой материала первого пункта параграфа они использовали знакомые им термины: присваивающее и производящее хозяйство. 

В конце первого пункта параграфа присутствует фраза, на которую необходимо обратить внимание школьников: «Закономерно, что у племен, живших вдоль речных путей, складывались первые государства». Вопрос к классу «Почему закономерно? Какая связь между речных путей и возникновение государства?» подтолкнут учащихся сделать важные выводы о развитие обмена, который ускорил процесс разложения первобытнообщинных отношений. Попытка сравнения, которая возможна механически, с возникновением ранних цивилизаций Востока закончится неудачей, так как особенности природно-географических условий Восточной Европы и мест возникновения древнейших (речных) цивилизаций были различны. Выявление этих различий поможет закрепить рассмотренный материал первого пункта плана урока.

Очень важно, чтобы в ходе беседы о влиянии природно-географических факторов на хозяйственно-культурные типы Восточной Европы учащиеся не противопоставляли их, а у них сложилось представление о взаимосвязи, экономической и культурной взаимозависимости народов. С этой целью в ходе образного повествования учитель, возможно, сочтем уместным построить решение данной проблемы на основе фрагмента работы известного этнолога Л.Н. Гумилева (От Руси до России).

Обратите внимание! В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие — в степях или глухих лесах, третьи — на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили. Понятно, что лесовики могли продуктивно заниматься охотой, например, добывать меха и, продавая их, получать все то, чего им не хватало. Но этого не могли делать ни обитатели знойного Египта, где пушных животных не было, ни насельники Западной Европы, где горностаи были столь редки, что их мех шел лишь на королевские мантии, ни степняки, занимавшиеся скотоводством. Зато у степняков было в изобилии молоко и мясо, они делали вкусный и питательный непортящийся сыр и могли продавать его. Кому? Да лесовикам, изготавливавшим из дерева телеги, на которых могли ездить степняки. А самое главное, обитатели лесов делали деготь, без которого не вращались колеса степных телег. Итак, у каждого народа был свой способ ведения хозяйства, свой способ поддержания жизни.

§ Какой процесс характерен для народов, живущих в разных природно-географических условиях, отмеченный в данном фрагменте?

§ Как вы думаете, хозяйственно-культурные различия способствуют или затрудняют обмен между этносами? Поясните свою точку зрения.

Анализ природно-климатических условий и этнической карты Восточной Европы (см. задание №1) проводится на основе текста учебника и карты №6 «Древнерусское государство в IX – XI вв.» Главным при характеристики этнической карты Восточной Европы должно стать изучение направлений и локализация восточнославянских племен на территории Восточно-Европейской равнины. Учителю следует иметь в виду, что в параграфе авторы учебника избегают использование термина «ассимиляция».

Задание. На территории Восточно-Европейской равнины, которую стали осваивать восточные славяне, уже проживали балтские и финно-угорские племена. Исторические памятники «... не помнят, ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний» (В.О. Ключевский) славян и этих племён. Впоследствии произошла взаимное слияние славян с финно-угорским и балтским населением.

§ Подумайте, почему колонизация Восточно-Европейской равнины восточными славянами не вызвала упорного сопротивления со стороны проживавших здесь финно-угорских и балтских племен?

§ Проследите по карте пути расселения восточных славян?

§ Назовите и покажите на карте племенные союзы славян, образовавшиеся на территории Восточно-Европейской равнины.

В ходе беседы по ознакомлению учащихся с Хазарским каганатом и Волжской Булгарией возникнет необходимость пояснить «каганат», «каган» и «иудаизм».

Подумайте! Хазарский правитель именовался каганом. Еврейское слово «кохен» - «священник», происходит от глагола «кохан» - «быть священнодействующим», то есть приносить жертву и совершать богослужение в храме (Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Lexikon zur Bibel, 1999).  

§ Какой титул раннего Средневековья близок по своему значению титулу хазарского правителя «каган»?

Учащимся при ответе на вопрос понадобиться знание истории Арабского халифата, так как именно титул «халиф» наиболее близок по своему значению титулу «каган». Из письменных источников Киевской Руси известно, что русские князья Владимир и Ярослав Мудрый названы в них каганами. Первый русский митрополит Илларион в проповеди «Слово о Законе и Благодати» называет киевского князя Владимира каганом. Это вполне справедливо, исходя из смысла титула, так как Владимир был инициатором крещения Руси. При Ярославе Мудром была основана митрополия в Киеве, подчиненная константинопольскому патриарху.

Ориентир! "Иудеями" в Ветхом Завете названы жители Южного царства или израильтяне из колена (рода) Иуды. После вавилонского плена обозначение "иудеи" стало общепринятым в отношении народа Иудеи и жителей Иерусалима, а затем и находившихся в рассеянии евреев. Помимо прямого значения, слово "иудеи" в Новом Завете приобретает также значение "противник Иисуса и Церкви». Как религия, иудаизм начал оформляться в период пребывания евреев в вавилонском плену и в период после него. Вследствие уничтожения еврейской государственности в народе пробудилось настойчивое желание быть не просто народом среди других народов, но стать Божьим народом (избранным народом), общиной Господа. Обрезание и суббота, жизнь по предписаниям Закона, противопоставляемая жизни язычников, среди которых вынужден был существовать еврейский народ, приобрели новое значение. Лишившись храма, иудеи не могли больше совершать ежедневные жертвоприношения, прекратились и пророчества. Их место заняли молитва и толкование Священного Писания; единственным источником получения Божьего откровения для народа осталось Слово Божье. Это привело к установлению канона (Священное Писание) и к организации синагоги. Богослужение состояло исключительно из чтения и толкования Священного Писания. Важнейшее место занимало Пятикнижие Моисея, Закон (Тора); также читались отрывки из Пророков и во время определенных праздников — Писания (Кетувим).

- В иудаизме господствует отрицание мессианского достоинства Иисуса.

- Современный иудаизм также обвиняет христиан в политеизме (догмат о Троице).

- Иудаизм отрицает первородный грех.

- Иудаизм полагает, что человек судится не по вере (в отличие от христианства), а по поступкам. Поэтому заслужить спасение может человек любого вероисповедания, в том числе христианин или мусульманин.

Возможно также дополнить материал учебника, посвященный Хазарскому каганату, обратив внимание на внутренние проблемы, которые приведут его к гибели. Столица хазар - Итиль, находилась примерно на месте современной Астрахани. Государственной религией с VIII века считался иудаизм, который исповедовала хазарская знать. Правящая верхушка Каганата исповедывала иудаизм хазарского толка (неортодоксального). Иудаизм, поддержанный прибывшими в страну с разных концов Евразии евреями, стал государственной религией. Но в стране началась ожесточенная гражданская война, в основе которой были религиозные противоречия между хазарской правящей династией и не принявшими иудаизм христианами и мусульманами (хорезмийская гвардия кагана исповедовала ислам). Война привела к гибели почти всех представителей правящего рода. Окончательный удар по ослабевшему каганату нанес русский князь Святослав в 965 году.  Богатство Хазарии основывалось на её ключевой роли в осуществлении транзитной торговли между Азией и Европой, а также за счет дани, которую платили хазарам многие племена, включая некоторые племенные союзы славян (поляне, вятичи, северяне, радимичи).

Закрепление материала параграфа целесообразно провести, воспользовавшись вопросами в конце параграфа №1-4, отвечая на которые учащиеся подведут итог уроку.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 675.