Причины | Процесс | Проявление | Результат |
1. Развитие частного землевладения | Превращение земельных пожалований за военную службу в наследственную собственность | «Вассал моего вассала – не мой вассал». Власть короля распространялась на территории собственных владений – королевский домен | Ослабла зависимость феодальной знати от центральной власти |
2. Рост зависимости крестьян от феодалов | Вместо пешего ополчения крестьян-общинников при Карле Мартелле была создана тяжеловооруженная рыцарская конница | Падение роли собраний племенной знати и свободных общинников. Раздача рыцарям (феодалам) земли с крестьянами в пожизненное владение | Закрепощение крестьян. Ослабла поддержка власти монарха со стороны некогда свободных общинников |
3. Господство натурального хозяйства | Слабые хозяйственные связи между частями феодального государства | «На своей территории я – король». В структуре средневекового общества горожане не выделялись в отдельное сословие | Феодальные хозяйства в экономическом отношении были самодостаточны. Торговля была развита слабо. |
4. Культурные и этнические различия | Народы, входившие в состав империи Каролингов, говорили на разных языках, имели различные обычаи и традиции | Стремление к отделению, выступления против центральной власти в лице монарха (сепаратизм) | Верденский раздел 843 г. и возникновение королевств, давшие начало современным Франции, Италии и Германии |
Вариант №2. Так как содержание параграфа учебника построено на характеристике феодального общества раннего Средневековья, то целесообразно урок построить на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника по выявлению черт феодализма и их характеристики, с последующим обсуждением результатов работы. Выполнение данной работы затронет практически все пункты плана урока и весь теоретический материал. Важно при этом, чтобы в процессе работы у учащихся сложилось цельное представление о феодализме. Результаты проводимой работы фиксируются учащимися в виде составления опорной схемы или таблицы «Феодальное общество в Средневековье».
В этом случае в процессе беседы проводится повторение исторического материала пройденной ранее темы. В зависимости от уровня подготовки школьников учитель сам дает основные черты феодального общества, а учащиеся должны самостоятельно найти характеристику каждой из них в тексте учебника. Или предложить учащимся самим определить основные черты феодализма и характеристику по тексту учебника. Характеристику черт феодального общества в схеме учащиеся должны отобразить в виде кратких тезисов. В процессе беседы по результатам выполненной работы они дают развернутую характеристику феодальному обществу Средневековья. В учебнике (см. Словарь терминов) дается определение понятию феодального общества в очень лаконичном виде. Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили, а самое главное поняли, данное основное понятие курса, видимо, целесообразно черты феодализма в словаре терминов учебника расширить.
Уместным станет в процессе беседы по этой проблеме заслушать в классе заранее подготовленное сообщение одного из учащегося о масштабной, колоритной и, действительно, «Великой» личности раннего Средневековья Карле Великом. Это даст возможность переключить внимание ребят от сложного теоретического материала темы и сохранить необходимый темп урока.
Феодальное общество Средневековья
Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.