В процессе урока:
§ показать влияние природы на хозяйственную жизнь Византии в сравнении с Западной Европой;
§ провести сравнительную характеристику православного (восточного) и католического (западного) христианских миров;
§ проанализировать причины общие черты и отличия христианских миров;
§ проследить характер отношений Византийской империи и славянского мира.
План урока:
1. Природа и население Византийской империи.
2. Античная и христианская традиция в жизни византийцев.
3. Государственная власть и церковь в Византийской империи.
4. Византия между Западом и Востоком.
5. Византия и славяне.
Средства обучения: учебник §4, исторические карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №4 «Византийская империя в IX – XI вв.», таблица «Западный и восточный христианские миры».
Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с элементами беседы, решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой, заслушивание сообщений учащихся. Работа по составлению таблицы сравнительной характеристики православного и католического христианских миров.
Основные понятия: отцы церкви, крестово-купольный тип церкви, православный (восточный) и католический (западный) христианские миры.
Персоналии: Юстиниан I, Кирилл и Мефодий.
Основные даты: 1054 г. – окончательное разделение между Восточной (православной)
и Западной (католической) церквями.
Рекомендации по проведению урока.
Вопросы для повторительной беседы:
1. В результате каких предпосылок в Западной Европе возникли государства варваров? Охарактеризуйте империю Карла Великого?
2. В чем причины феодальной раздробленности? Какое событие закрепило распад Империи Каролингов?
3. Назовите основные черты феодализма, дайте их развернутую характеристику.
4. Христианская церковь так объясняла в Средневековье, почему следует считать справедливым и соответствующим предначертаниям Бога разделение людей на духовенство, воинов и трудящихся: первые молятся о спасении человеческих душ всех христиан, помогая искупить первородный грех и последующие грехи; вторые - действуя во главе с королями — призваны карать мечом тех, кто не следует господним заветам или вовсе не принимает христианскую веру; третьим же надлежит обеспечивать всех остальных хлебом насущным; выполняя свой долг, каждый из этих социальных разрядов помогает всем остальным и тем обеспечивает всеобщее благоденствие.
§ Как объясняли в ту эпоху деление феодального общества на сословия?
§ Какой критерий, с точки зрения христианской церкви, лежал в основе деления на сословия? Какой критерий характеристики средневековых сословий предложили бы вы?
§ Для какой части средневекового населения было предложено обоснование существования неравенства между сословиями церковью?
5. Целесообразно после повторительной беседы предложить учащимся исторический диктант на знание и применение понятий пройденного материала темы.
Рассмотрение материала темы урока уместно начать с характеристики природно-географического положения Византийской империи. С этой целью школьникам предлагается, используя материал учебника «Природа и население Византийской империи», карты №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи» и №4 «Византийская империя в IX – XI вв.», дать характеристику природно-географического положения Византии.
§ Как природно-географическое положение Византийской империи сказалось на ее развитии?
§ Сравните влияние природы на особенности хозяйственной жизни Византии и Западной Европы (§3, п.1). Чем отличалась экономическое развитие Византии от Западной Европы?
Материал учебника, посвященный Византийской империи, рассматривает в основном ее политические и культурные особенности. Поэтому на уроке возможно дополнить сведения о социально-экономических отношениях Византийской империи. Тем более эта проблема важна на фоне материала предыдущего урока, посвященного в основной формированию феодальных отношений в Западной Европе.
Подумайте! Западная Римская империя пала под ударами варваров, которые своими разрушениями окончательно уничтожили рабовладельческие отношения. Восточная Римская империя (Византия) устояла и отбила варварские нашествия.
§ Как это сказалось на существовании в Византийской империи рабовладельческих социально-экономических отношениях?
Важно, чтобы школьники самостоятельно пришли к выводу о том, что варварские племена на развалинах Западной Римской империи способствовали развитию феодальных отношений – основную роль в экономике стали играть первоначально свободные крестьяне-общинники, а затем крепостные крестьяне, что являлось экономической основой феодальных отношений. Тем более, что предыдущий вопрос был связан с природно-географическими особенностями. В Византийской империи достаточно долго и в эпоху Средневековья продолжали господствовать рабовладельческие отношения: рабы трудились в поместьях землевладельцев, в ремесленных мастерских. Рабов сажали на землю, позволяли иметь семью и вести собственное хозяйство. Рабство играло большую роль в экономике.
Задание. Познакомьтесь с содержанием последнего пункта параграфа «Византия и славяне» и определите по аналогии с предыдущим вопросом, какое последствие для развития социально-экономических отношений Византийской империи имели вторжения славянских племен на ее территорию и расселение их на Балканах и Малой Азии? Только с этого момента в Византии начинают развиваться феодальные отношения за счет преобладания свободных славянских крестьян-общинников, которые стали основой хозяйственной жизни Византии. Завоевание крестоносцами Константинополя в 1204 году привело к окончательному утверждению феодальных отношений в Византии. Только накануне своей гибели под ударами турок в 1453 году Византия вступит в период феодальной раздробленности.
Внимание, которое уделено на уроке данной проблеме вполне оправдано, так как в дальнейшем учащимся станут более понятны некоторые особенности развития Древнерусского государства, особенно после принятия христианства и вошедшая в орбиту влияния Византийской империи.
2,3 и 4 пункты плана урока целесообразно рассмотреть в процессе организации работы десятиклассников по сравнительной характеристике восточного (православного) и западного (католического) христианских миров. После самостоятельной работы с текстом учебника (кроме первого и последнего пунктов параграфа) по определению особенностей государственной власти, православной церкви и культуры Византийской империи в ходе беседы составляется сравнительная таблица.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 385.