Урок №4. Страны Западной Европы в раннее Средневековье.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе урока:

§ раскрыть основные события истории варварских королевств от предпосылок образования варварских государств до образования Священной Римской империи германской нации;

§ проанализировать на основе текста учебника черты феодального общества Средневековья, дать развернутую характеристику каждой из них;

§ отметить причины феодальной раздробленности в Европе X века и их проявление в эту эпоху;

§ охарактеризовать сословия феодального общества по критериям определения понятия «сословие», их положение в средневековом обществе;

§ сделать выводы о роли католической церкви и ее влиянии в средневековом обществе, подчеркнув ее стремление к политической власти.

 

План урока:

1. Природа и хозяйство Западной Европы.

2. Варварские королевства.

3. Империя Карла Великого и ее распад.

4. Феодальная собственность и вассальные отношения.

5. Западная Европа в эпоху феодальной раздробленности.

6. Сословия феодального общества.

7. Католическая церковь.

 

Средства обучения: учебник §3, историческая карта №3 «Европа в VIII – IX вв.», дидактический материал, таблица «Причины феодальной раздробленности и их проявление в странах Западной Европы в раннее Средневековье», схема «Феодальное общество в Средневековье».

Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по выявлению черт феодализма и их характеристики, с последующим обсуждением результатов работы. Решение познавательных заданий, работа с документами, исторической картой. Беседа по сравнительной характеристики сословий феодального общества. Обсуждение причин феодальной раздробленности и влияние католической церкви на средневековое общество.

Основные понятия: подсечное земледелие, двуполье, родовая община, соседская община, династия, феодальная раздробленность, феодализм, вассальные отношения, «феодальная лестница», барщина, оброк, домен, феодальное общество, сословие, крепостные крестьяне, церковь.

Персоналии: Карл Великий.

 

Основные даты: Конец V – VIII в. – Варварские королевства в Западной Европе.

                          800 – 843 гг.    – Каролингская империя.

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Причины кризиса поздней Римской империи.

2. Какие последствия для Римской империи имело Великое переселение народов? Почему оно происходило?

3. Какое влияние на средневековую западноевропейскую цивилизацию оказала античность и варварские народы? Приведите примеры.

4. Почему средневековую европейскую цивилизацию характеризуют как «христианский мир»?

 

Тема одна из самых важных в изучении периода Средневековья. Материал темы урока и текст учебника насыщен сведениями теоретического характера, который необходим учащимся не только для понимания процессов развития средневековой западноевропейской цивилизации, но и необходим для анализа событий и процессов в истории феодальной России. Несмотря на обилие понятий (их целесообразно сразу написать на доске и использовать в процессе всего урока), представленных в материале учебника, практически все они в основном должны быть знакомы десятиклассникам по предыдущим курсам истории. Поэтому основная задача работы на уроке состоит в организации вспоминания понятий и теоретических знаний, их обобщение и систематизация.

Работу на уроке по изучению темы возможно построить по двум вариантам.

Вариант №1. Необходимо четко следовать логике плана урока и структуре подачи исторического материала параграфа. Опираясь на текст учебника, в классе проводится коллективная работа и беседа по: 1. Выявлению влияния природы Западной Европы на хозяйственную жизнь; 2. Определение причин феодальной раздробленности и основных черт феодализма; 3. Характеристика сословий феодального общества и 4. Обсуждение роли католической церкви и ее влиянии в средневековом обществе. В процессе изучения вопросов темы используются для беседы вопросы в конце параграфа. Необходимо внимательно следить, чтобы школьники осознанно применяли термины на уроке, активная работа со словарем. Обобщить основной исторический материал поможет работа по составлению таблицы. На основе текста учебника она может выглядеть так:

    



Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.