Присваивающее и производящее хозяйство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 


Далее следует обратить внимание учащихся на понимание ими понятия «цивилизация» по тексту учебника и словарю терминов. При ответе на вопрос о факторах, определивших места возникновения ранних цивилизаций, необходимо, чтобы десятиклассники в своих ответах отметили о роли благоприятных природных условиях.

Обратите внимание! Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос», так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне называли свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».

· Какая природная особенность, закрепленная египтянами в названии своей страны, способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

 

Наиболее сложными для понимания школьниками и выполнения ими являются ответы на вопросы №3,4,5 учебника. Необходимо в процессе ответов на эти вопросы по тексту учебника и составления сравнительной схемы добиться, чтобы учащиеся вспомнили сущность государства и причины его образования. Если затрудняются, то учителю следует напомнить данный теоретический материал.

Задание. На основе определения охарактеризуйте государство на Востоке. Государство – это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.


Цивилизации Востока и античная цивилизация

 

 

   

 

 


В процессе работы по составлению сравнительной опорной схемы проводится беседа по выявлению основных признаков понятий темы урока. С этой целью можно воспользоваться вопросами и заданиями в конце параграфа. Особое внимание на завершающем этапе урока следует обратить на правильное восприятие понятий темы.

 


Урок №3. Рождение европейской средневековой цивилизации.

 

В процессе урока:

§ раскрыть причины и проявления кризиса поздней Риской империи;

§ выявить причины и последствия для античной цивилизации Великого переселения народов;

§ проанализировать влияние античности и варварских народов на становление европейской средневековой цивилизации;

§ охарактеризовать сущность христианства и причины превращения церкви во влиятельную политическую и экономическую силу средневековой цивилизации.

Изучение новой темы

 

Вопросы плана урока Приемы и средства обучения
1. Поздняя Римская империя. Å Аналитическая беседа. Работа с картой №1 «Римская империя в I в. до н.э. – I в. н.э.».  
2. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Å Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с картой №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи».  
3. Влияние античности и варварских народов на средневековье. Å Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Влияние античности и варварских народов на Средневековье».  
4. Христианство. Å Беседа с учащимися о сущности христианства и причинах превращения церкви во влиятельную политическую и экономическую силу. Составление опорной схемы.

 

 

Средства обучения: учебник §2, историческая карта №1 «Римская империя в I в. до н.э. – I в. н.э.» и №2 «Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи», таблица «Влияние античности и варварских народов на средневековье».

Основные понятия: натуральное хозяйство, Великое переселение народов, романизация, колонизация, христианство, христианский мир.

Основные даты: 476 г. – падение Западной Римской империи.

Рекомендации по проведению урока.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Предпосылки и места возникновения ранних цивилизаций и государств Древнего Востока.

2. Особенности отношений между государством и человеком на Древнем Востоке и греко-римской цивилизации.

3. В чем проявлялся синтез культур и цивилизаций в эпоху эллинизма и Римской империи?

 

Основным вопросом темы урока является проблема кризиса поздней Римской империи и причин падения Западной ее части в V веке н. э. В процессе беседы с классом и работы учащихся с текстом первого пункта параграфа выделяются основные причины кризиса Римской империи в III веке н. э.:

L Рабство стало тормозом дальнейшего развития хозяйства. Попытка решить проблему с помощью системы колоната («рабы с хижинами»).

L Разорение страны, свертывание внутренней торговли в результате гражданских войн.

L Переход к натуральному хозяйству. *

L Натиск варварских племен на границах Империи.

L Ослабление центральной власти («солдатские императоры»).

L Отчуждение римской армии от интересов гражданского населения в результате ее варваризации.

* В процессе работы по этому вопросу следует иметь в виду, что понятие «натуральное хозяйство» в тексте учебника не используется. Поэтому очень важно, чтобы школьники самостоятельно сделали вывод из текста (п.1, абз. 2), что имеется в виду натуральное хозяйство знакомое им по предыдущему курсу истории.

Вопрос в учебнике №1 поможет обобщить социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи в III веке. Кроме того, возможно углубление этой проблемы с помощью проблемных заданий, анализа документов, используя раздаточный материал.

Подумайте! Уже в период поздней Римской империи было обычным, что народы, которых правительство приглашало само, расселялись на отведенных им землях. Эту практику старались сохранить, когда переселение варваров приняло повальный характер. Относительная легкость, с которой осуществлялось германское переселение, свидетельствует о степени обезлюдения территорий Западной Римской империи. Миграция в Европу варварских народов, прежде всего германских племен, ускорило процесс упадка Римской империи. Французский историк Ж. Ле Гофф отметил по этому поводу, что «их (германцев) варварство наложилось на варварство одряхлевшего Римского мира, выпустив наружу дикие примитивные силы, скрытые ранее лоском римской цивилизации».

· Какую причину падения западной Римской империи считает главной историк?

· Можно ли согласиться с выводом о том, что поздняя Римская империя до своего падения была варварской? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание. Одним из проявлений кризиса Римской империи стала варваризация римской армии. Это привело к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.

· Как это изменение в римской армии сказалось на военных успехах варварских племен, вторгавшихся на территорию Империи?

Обратите внимание! Некоторые ученые считают, что проявление кризиса и причины падения Западной Римской империи, приведенные в учебнике, являются не причинами, а следствием другой основной причины. Так известный этнолог Л.Н. Гумилев писал: «Проблема этнических упадков потому сложна, что нынешнее истолкование истории находится на уровне начала XIX в. В то время во всех науках господствовал прямолинейный механистический эволюционизм, ныне отброшенный даже в зоологии и замененный мутагенезом. Поскольку с таких позиций были необъяснимы летальные исходы огромных «цивилизаций», то виноватыми в гибели, например, Римской империи считали то варваров, то христиан, то рабов и рабовладельцев, но никак не самих римлян. А ведь причина гибели Римской империи и ее культуры гнездилась в них, хотя считать их виноватыми тоже неправильно: ведь нельзя же обвинять старика в том, что он не занимается боксом или альпинизмом, ссылаясь на больное сердце. Римляне в IV в. разучились воевать и даже защищаться. Достаточно вспомнить, что после разорения Рима вандалами в 455 г римляне обсуждали не как восстановить город, а как устроить цирковое представление; на большее они уже не были способны. А вождю герулов Одоакру они подчинились в 476 г. без сопротивления. Все системы ... распадаются, но каждая по-своему».

· Какую главную причину гибели Римской империи считает автор?

· Согласны ли вы с таким выводом? Почему? Западная Римская империя пала, но Восточная устояла, ведь и там наблюдалась «старость» римской цивилизации.

Задание. Сопоставьте приведенные факты и составьте причинно-следственные связи гибели Римской империи. Целесообразно привлечь к выполнению этого задания материал в учебнике о Великом переселении народов и вопрос №2, а так же задание №1 по работе с картой. Однако следует иметь в виду, что в тексте учебника отмечена только одна причина Великого переселения народов – движение в Европу племен гуннов. Задание №1 следует сделать более проблемным, предложив учащимся, пользуясь картой №2 (стр. II), доказать по материалу исторической карты, что основной причиной Великого переселения народов стало движение племен гуннов. 

Пункт 3 плана урока раскрывается в процессе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Влияние античности и варварских народов на Средневековье».

 


Влияние античности и варварских народов на Средневековье

 

  Влияние античности Влияние варварских народов
Политическая жизнь § Система налогообложения, элементы государственного аппарата. § Государственная почтовая служба. § Идея империи как мирового государства. § Нормы римского права.   § Народные собрания, на которых избирались короли, решались вопросы о войне и мире, раздел добычи и наказании виновных. § Дружины – основа рыцарского войска в Средневековье. § Обычное право на основе старинных обычаев.  
Культура § Романизация. Римский образ жизни. § Градостроительство: Планировка городов – в центре площадь, улицы пересекаются под прямым углом. § Архитектура: Методы и приемы античности – колонны, арка, купол, цемент и каменная кладка. § Латинский язык: Основа современных европейских языков романской группы. Средневековая письменность, судопроизводство, государственные документы, служба в католических странах, наука и образование на латыни.   § Общинный образ жизни населения. § Основная ценность – свобода и достоинство, символом которых было обладание оружием.

 

В качестве домашнего задания школьникам можно дать задание дополнить, приведенные в учебнике факты влияния античности на европейскую цивилизацию.

Античная цивилизация пала, но не умерла.

1 Христианство впитало в себя ценности античной цивилизации. Благодаря трудам «отцов церкви» грамотные люди знакомились с положениями античной философии, историей, мифами. В монастырях переписывали античные рукописи, благодаря чему они и дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую архитектуру.

1 Константинополь назывался «вторым Римом», византийцы себя называли «ромеями». После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме».

1 Опираясь на античное наследие александрийских математиков, арабы создали алгебру. Непререкаемым авторитетом в Средневековье оставались Птолемей и Гален. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему, опирался на труды древнегреческого ученого Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца.

1 Расцвет культуры Возрождения на основе античного классического искусства.

 

 


Причины превращения христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья

 

 

 

 


Вопрос №5 и задание №2 учебника поможет учителю подвести итог о роли христианской церкви после падения Западной Римской империи и дополнить новыми историческими фактами на основе анализа учащимися приведенного в задании документа.

 

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 299.