Урок №2. Древний Восток и античный мир.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе урока:

§ дать сравнительную характеристику присваивающему хозяйству и производящему;

§ раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э. для появления ранних цивилизаций;

§ выявить факторы, определивших места возникновения ранних цивилизаций и причины образования государства на Востоке;

§ проанализировать особенности полисной системы государств в Греции и Италии как основы развития демократической формы государственного строя;

§ охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;

§ провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства при восточных деспотиях и полисах греко-римского общества.

План урока:

1. Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

2. Государство на Востоке.

3. Античная цивилизация.

4. Эллинизм: государство и общество.

5. Эллинизм: государство и общество.

 

Средства обучения: учебник §1, историческая карта №1 «Римская империя в I в. до н.э. – I в. н.э.», схемы «Присваивающее и производящее хозяйства» и «Цивилизации Востока и античная цивилизация».

Рекомендуемые методы и приемы организации урока: урок изучения нового материала, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, решение познавательных заданий, работа с исторической картой. Возможна самостоятельная работа учащихся по групповым заданиям (по вопросам плана урока) с последующим обсуждением результатов работы.

Основные понятия: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, ирригационное земледелие монархия, централизованное государство, деспотия, частная собственность, привилегии, античная цивилизация, полис, демократия, гражданская война, эллинизм.

Основные даты: VIII – VII тыс. до н.э. – неолитическая революция.

                           V – II тыс. до н.э.   – возникновение ранних цивилизаций.

                              753 г. до н.э.           – легендарное основание Рима.

Рекомендации по проведению урока.

Материал для изучения данной темы достаточно сложен. В очень сжатом виде повествуется о значительных по объему и важности событиях от появления первых цивилизаций на Востоке до вершины могущества Древнего Рима. Кроме того, текст параграфа насыщен историческими понятиями и названиями. Однако значительная часть этих понятий уже знакома старшеклассникам и потребует на уроке работу учителя по вспоминанию их. В процессе урока необходимо уделить главное внимание трем важнейшим вопросам, которые связаны, во-первых, с факторами места возникновения первых цивилизаций и причин их появления; во-вторых, сущностью и предпосылкам образования государства, так как в дальнейшем знание этого вопроса понадобится школьникам при анализе возникновения Древнерусского государства (см. Тематическое планирование. Урок №10) и, в-третьих, выявление с помощью сравнительного анализа взаимоотношения человека и государства в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира, что является смысловой основой содержания текста параграфа.

В начале урока классу целесообразно дать вопросы и задания, для решения которых учащиеся должны обратить внимание в тексте учебника на основные, существенные события и процессы:

1. Сравните присваивающее и производящее хозяйство.

2. Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Почему их называют «речными»?

3. Какие причины привели к возникновению государств на Востоке? Дайте определение понятию государство. Выделите из текста учебника основные признаки государства.

4. Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили?

5. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира. (Задание №1. §1).

В ходе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и последующей беседой по выявлению существенных признаков основных понятий урока проводится работа по составлению опорных схем и решению познавательных заданий.

По первому пункту плана урока в процессе беседы необходимо отметить, что между природой и обществом существует неразрывная связь, так как человек и общество сами являются частью природы. Природная среда, географические и климатические факторы оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Они ускоряют или замедляют темп развития народов. Но, с другой стороны, общество активно влияет на природную среду обитания человека.

· При каком хозяйстве возможно влияние на природную среду обитания человека? Почему переход к производящему хозяйству получил название неолитическая революция?

Подумайте! С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым – коза, а третьим домашним животным стала кошка. 

· Приручение какого из животных характерно для присваивающего хозяйства, а какого и для производящего?

· Как вы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне даже обожествляли кошку и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был "домом богини-кошки Баст".

[Приручение кошки следует прямым образом связывать с возникновением земледелия и создания запасов зерна, которые нуждались в охране от многочисленных грызунов].

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.