Тестовое задание | Эталон |
Задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения | Образец полного и правильного выполнения действия служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым |
При разработке дисциплинарных и других тестов рекомендуется использовать задания:
- на сравнение («В чем сходство…», «Чем отличается …», «Признаки, отличающие … от … »);
- на установление причинно-следственных связей («Что произойдет, если .…»,
«Как изменится …», «Что послужило причиной …», «Какие причины …»,
«Какая связь существует…», «Чем объясняется …», «От чего зависит …»,
«Почему …»);
- на определение цели действия процесса («Какую цель преследует…»,
«Каково назначение …», «Для чего выполняется …»);
- на установление характерных черт, признаков или качеств предметов,
явлений («Укажите особенности…», «Укажите признаки, характерные для…»);
- на классификацию предметов, явлений по указанному признаку («Укажите… , относящуюся к …», «На какие группы подразделяют …», «Что относится к …» ;
- на установление значения того или иного явления, процесса (Какое влияние оказывает…);
- на объяснение, обоснование («Чем объяснить …», «Увеличение … при
сокращении … объясняется…»);
- на выводы и обобщения («Какой вывод можно сделать …», «Сущность …
заключается в …»).
Для подготовки дисциплинарных, квалификационных и других тестов
используются различные формы (виды, типы) тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы (табл. 2):
- закрытые;
- на установление соответствия;
- на установление правильной последовательности;
- открытые.
Таблица 2
Формы тестовых заданий | Модификация |
Закрытые | Вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором. К ним относят: фасетные задания (предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания), задания-задачи с предлагаемым вариантом ответов – числами. |
На установление соответствия | Устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. К ним относят: термины-определения, показатели-способы расчета, хозяйственные операции. |
На определение правильной последовательности | Необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Обучаемый вводит номера предлагаемых операций в нужной последовательности. Разновидность – задания на ранжирование: расположение элементов по возрастанию их значимости. |
Открытые | Задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений: в месте пропуска (точек) указывается слово или несколько слов. |
На практике применяются различные модификации закрытых заданий,
называемых также вопросами с выбираемыми ответами, вариантами ответов,
множественным выбором. К закрытым относят фасетные задания (с изменяющимся ключевым словом), задания-задачи с предлагаемыми вариантами ответов – числами. При контроле знаний обучаемый из предлагаемых вариантов ответов выбирает один или несколько правильных.
В заданиях второй формы устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. Иногда их называют заданиями на совмещение.
В заданиях на определение правильной последовательности необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Обучаемый вводит номера предлагаемых в задании операций в нужной последовательности. Это форма заданий может использоваться также для проверки знаний определений, последовательности дают правильную их формулировку.
Похожими являются задания на ранжирование – расположение элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик.
Открытые задания называют также заданиями на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений. При контроле знаний обучаемый должен вспомнить и написать в поле ввода экранной формы слово, несколько слов.
По содержанию действий обучаемого при контроле знаний можно выделить задания на:
− выбор одного ответа;
− выбор нескольких ответов;
− установление соответствия;
− установление правильной последовательности;
− ранжирование;
− заполнение пропусков, завершение предложений;
− подстановку;
− составление ответа;
− вычисление ответа;
− вычисление и выбор ответа.
Все перечисленные формы тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Выбор их зависит от учебной дисциплины, назначения теста, ориентации на студентов различных специальностей, возможностей системы компьютерного тестирования.
Содержание теста не может быть только легким, средним или трудным. Здесь в полной мере проявляется известная мысль о зависимости результатов применяемого метода. Легкие задания теста создают только видимость наличия знаний у учащихся, потому что ими проверяются минимальные знания. Ориентация на трудные задания нередко рассматривается как средство усиления мотивации к учебе. Однако это средство действует неоднозначно. Одних трудные задания могут подтолкнуть к учебе, других − оттолкнуть от нее. Подобная ориентация искажает результаты и в итоге, снижает качество педагогического измерения.
При определении теста уже отмечалось, что все задания теста, хотелось бы подчеркнуть, независимо от содержания тем, разделов и от учебных дисциплин, располагаются в порядке возрастающей трудности. Распространенная, до недавнего времени, рекомендация включать в тест больше заданий средней трудности, оправдана с точки зрения определения надежности измерения по формулам классической теории тестов. Существующие в этой теории методы оценки надежности теста дают снижение надежности при включении в тест легких и трудных заданий. В то же время увлечение заданиями одной только средней трудности приводит к серьезной деформации содержания теста: последний теряет способность нормально отображать содержание изучаемой дисциплины, в которой всегда есть легкий и трудный материал. Таким образом, в погоне за теоретически высокой надежностью теряется содержательная валидность тестовых результатов.
Стремление же поднять валидность результатов теста нередко сопровождается снижением их точности.
Если тестируется слабая, по подготовленности, группа обучающихся, то оказывается, что трудные задания теста просто не работают, потому что ни один обучающийся не может правильно на них ответить. Такие задания из дальнейшей обработки данных изымаются. В адаптивных контролирующих системах они не предлагаются. Содержание теста для слабых обучающихся будет заметно отличаться от содержания теста для сильных учащихся. У последних, наоборот, не работают легкие задания, так как все знающие испытуемые на легкие задания отвечают правильно. Таким образом, содержание традиционного теста существенным образом варьирует в зависимости от уровня подготовленности тех групп учащихся, на измерение знаний которых нацелен тест.
Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы.
Содержание теста выражается в одной из четырех основных форм заданий.
Это:
1) задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа
предложенных;
2) задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в отведенном для этого месте;
3) задания на установление соответствия;
4) задания на установление правильной последовательности действий.
Как упоминалось выше КИМ могут быть представлены в виде расчетной задачи, поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на программирование, кейс-задачи, ролевого задания, исследовательского задания и т.п. Решение задач занимает в оценке уровня освоения образовательной программы по дисциплине важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти обучающихся теоретических знаний. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития самостоятельного мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Различают задачи и задания:
а) ознакомительного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать
знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;
б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать
умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;
в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания.
Упражнения на тренажере используются для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.
Контрольно-измерительные материалы, разработанные в виде практического задания, лабораторной работы, предполагают формирование и развитие у обучающихся правильных практических действий. В учебном процессе как правило используются следующие виды практических заданий: наблюдение; измерение; опыт; моделирование (текстовое, графическое, техническое); конструирование; проектирование; исследование.
Самостоятельные работы могут состоять из нескольких заданий, в которых необходимо привести обоснованное решение.
Контрольные работы могут содержать задания, которые предполагают краткий ответ, а также задания с обоснованными решениями.
Тексты самостоятельных и контрольных работ позволяют более гибко по
сравнению с тестами формулировать задания и форму ответов, благодаря чему педагог объективнее сможет оценить знания обучающихся, выявить недочеты при изучении материала и т.п. В связи с этим рекомендуется использование разнообразных форм контрольно-измерительных материалов.
Проектирование КИМ. На данном этапе важным моментом является разработка критериев оценивания выполнения заданий обучающимся. Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности обучающихся, содержание и характер выполняемого задания. В качестве примера, можно рекомендовать следующие нормы оценок
теоретических и практических знаний и умений:
«5 » ставится, если обучающийся:
– творчески планируется выполнение работы;
– самостоятельно и полностью используются знания программного материала;
– правильно и аккуратно выполняется задание;
– умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«4» ставится, если обучающийся:
– правильно планируется выполнение работы;
– самостоятельно используется знания программного материала;
– в основном правильно и аккуратно выполняется задание;
– используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«3» ставится, если обучающийся:
– допускает ошибки при планировании выполнения работы;
– не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
– допускает ошибки и неаккуратно выполняют задание;
– затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«2» ставится, если обучающийся:
– не может правильно спланировать выполнение работы;
– не может использовать знания программного материала;
– допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
– не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«1» ставится, если обучающийся:
– не может спланировать выполнение работы;
– не может использовать знания программного материала;
– отказывается выполнять задания.
Финальным этапом формирования контрольно измерительных материалов по дисциплине является заполнение оценочного листа достижений обучающихся. (Приложение 1-3).
Среди важнейших составных частей учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции учителя физической культуры традиционно сводились преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности при проведении мониторинга физического развития обучающихся. Однако всё очевиднее становится ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые аспекты контроля.
Одной из актуальных задач на сегодняшний день для учителя работающего по ФГОС, является использование новейших форм и процедур для оценки планируемых результатов освоения ООП на всех ступенях обучения. Поэтому большое внимание уделяется разработке оценочных средств, включающие КИМы (контрольно-измерительные материалы с критериями для отметки) и КОСы (контрольно-оценочные материалы с критериями для оценки).
ФОС (фонд оценочных средств) по предмету является неотъемлемой методической частью УМК (учебно - методического комплекса), обеспечивающей систему оценки качества освоения учеником ООП и обеспечивает повышение качества образовательного процесса школы.
ФОС по предмету используется для проведении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.
Целью создания ФОС по предмету является установление соответствия уровня подготовки ученика на данном этапе обучения требованиям ООП.
О применении современных контрольно – измерительных материалов в развитии системы мониторинга качества образовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы указывается как в законе об образовании в Российской Федерации (вступившем в силу с 1 сентября 2013 г), так и в программе 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020г.г. (принятой распоряжением правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р).
При разработке контрольно – измерительных материалов необходимо учесть. Что они должны включать?
– кодификатор (документ, составленный на основе перечня планируемых результатов освоения ООП.
– спецификацию работы (документ, в котором в краткой форме указываются все основные характеристики КИМ: структура, тип используемых заданий, время выполнения, последовательность проверяемых элементов содержания, система оценивания и др.)
– демонстрационную версию итоговой работы.
– итоговую с инструкцией для учащихся (в определенном количестве вариантов)
– ключи (правильные ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом)
– рекомендации по проверке и оценке заданий с развернутым ответом (слайд алгоритма разработки КИМа и структура спецификации). (Приложение 7 Рабочая тетрадь по ССОРО).
Вопросы для самоконтроля:
1. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования.
2. Контрольно-измерительные материалы ( КИМы) и интерпретация результатов тестирования.
3. Диагностика и тестирование в физической культуре. Диагностика: виды, цели и задачи. Контрольные тесты по физической культуре. Диагностика: виды, цели и задачи.
4. Контрольные тесты по физической культуре.
Раздел 5
ЕГЭ и качество образования.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 684.