Типы, формы и виды тестовых заданий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Открытые (испытуемый сам записывает правильный ответ)

Формы тестовых заданий открытого типа:

- задания на дополнение – краткий ответ: формула, числовое выражение, слово и др.;

- задание свободного изложения – ответ в свободной, развернутой форме: решение задачи с пояснениями, небольшое сочинение.

2. Закрытые (оптимальное количество альтернативных ответов 4 – 5).

Формы тестовых заданий закрытого типа:

- задание альтернативных ответов – с двумя ответами: да – нет, правильно – неправильно;

- задания на установление соответствия (на восстановление соответствия) – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

- задания множественного выбора (ответы с вариантами выбора) – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведённого списка возможных ответов;

- задание исключения лишнего – устранения лишнего элемента, «встретил лишнее – убери»;

- задание по аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

- задания на установление правильной последовательности (на завершение последовательности) – испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.

Виды тестовых заданий:

- вербальные – вопросы, утверждения и задания, выраженные словами: стандартизированные, индивидуально-ориентированные;

- невербальные – картинки, слайды, схемы (без словесного описания) (статические и динамические);

- фиксированные;

- переменные случайные, с обратной связью – содержание и форма текущего тестового задания зависят от ответов испытуемого на предыдущее).

Для оценивания физической подготовленности используются тестовые методики и нормативные требования, предусмотренные основными программно-нормативными документами. Комплексной программой по физическому вос­питанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперёд из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков).

Компьютерное тестирование – разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ по сравнению с традиционным бланочным тестированием (получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения).

Функции компьютерного теста:

- обучение (в качестве дидактического обучающего средства);

- контроль ЗУНов учащихся;

- самообучение (тренажёр) и самоконтроль;

- дистанционное обучение;

- корректировка учебного процесса.

Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путём формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Классы программ-оболочек

1. Универсальные – содержат тестовую оболочку как составную часть. Примеры: «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т. п.

2. Специализированные (предназначены лишь для формирования тестов. Примеры: «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.

Показатели качественного компьютерного теста:

- восприимчивость к угадыванию тестируемым;

- восприимчивость к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

- положительное влияние на тестируемого и педагога, который использует тест.

Компьютерные формы представления тестовых заданий: альтернативные вопросы; закрытая форма вопроса; задание на соответствие; задание на восстановление правильной последовательности; вопросы с шаблоном ответа; вопросы с выбором нескольких вариантов; конструирование ответа; задание на конструирование изображений; задание на демонстрацию с движущимися объектами.

Традиционный компьютеризованный тест предлагает тестируемому определённое количество вопросов. Это количество не зависит от того, насколько хорошо тестируемый отвечает на вопросы. Количество набранных баллов при использовании традиционного теста зависит от количества правильных ответов.

В рамках компьютерного тестирования можно выделить адаптивные тесты – такие, в которых можно изменять параметры тестирования, адаптируя (приспосабливая) тест к разным условиям. В адаптивной системе тестирования (АСТ), разработанной Центром тестирования профессионального образования (ЦТПО), есть возможность изменять алгоритм предъявления заданий (строго последовательный, случайного выбора или по возрастанию сложности), изменять время, отводимое на каждое задание или весь тест, изменять способы оценивания и шкалу отметок в зависимости от процента выполненных заданий, изменять количество заданий в самом тесте.

Адаптивное (последовательное) тестирование – вид компьютерного тестирования, при котором тестовые задания с известными характеристиками последовательно изображаются на экране компьютера, а уровень подготовленности испытуемого со всё возрастающей точностью оценивается сразу же после каждого его ответа. Очередное задание в зависимости от ранее данных ответов испытуемых подбирается так, чтобы его уровень трудности позволял наилучшим образом оценить уровень подготовленности тестируемого. Количество заданий теста заранее не фиксируется, а процесс тестирования заканчивается по достижении заданной точности оценки уровня подготовленности испытуемого.

Для решения задач адаптации разработаны и используются следующие модели и методы:

1. Линейная модель (модель Скиннера): все обучающиеся проходят одну и ту же, заранее определённую последовательность образовательных фрагментов, которая не зависит от действий обучающихся. Адаптация достигается за счёт индивидуального времени прохождения.

2. Линейная модель с обратной связью (модель Пресси): продвижение вперёд осуществляется по линейной программе только в случае, если обучающийся выбрал правильный ответ из нескольких возможных; если ответ был неверным, то следует возврат назад на одну ступень.

3. Разветвлённая модель Краудера: разные ответы определяют разные ветви; при отсутствии ошибок обучающемуся предъявляется новый образовательный фрагмент. В противном случае возможен возврат к ранее осваиваемому материалу, либо выдача справок, комментариев, дополнительной информации.

4. Многоуровневая разветвлённая модель: представление одного и того же образовательного фрагмента на нескольких уровнях сложности. Переход с одного уровня сложности на другой осуществляется по достижении некоторого заданного критерия.

5. Смешанные модели, содержащие разнообразные сочетания различных моделей. Большинство программных продуктов, созданных специализированными фирмами-разработчиками, реализуют именно смешанные модели, и поэтому подобные программные продукты относят к классу частично адаптированных.

Готовность к компьютерному тестированию

Под общей готовностью к компьютерному тестированию понимается интегративное личностное качество. Становление общей готовности осуществляется в процессе целенаправленной, специально организованной деятельности по подготовке.

Содержание готовности к компьютерному тестированию: мотивационный компонент, когнитивный компонент, процессуальный компонент.

Мотивационный компонент готовности к компьютерному тестированию включает:

- положительное отношение к компьютерному тестированию;

- чёткое и полное осознание значения компьютерного тестирования для системы образования и себя лично;

- понимание роли компьютерного тестирования на современном этапе развития системы образования;

- осознание необходимости и важности овладения основами теории и практики компьютерного тестирования;

- интерес к компьютерному тестированию, его освоению.

Когнитивный компонент представляет собой знание:

- значений понятий: «компьютерное тестирование», «педагогический тест», «компьютерный тест», «тестовое задание»;

- возможностей и ограничений компьютерного тестирования;

- форм тестовых заданий;

- этапов и форм компьютерного тестирования.

Процессуальный компонент включает следующие умения:

- адекватно воспринимать интерфейс компьютерного теста;

- адекватно относиться к ситуации компьютерного тестирования;

- отвечать на тестовые задания различных форм [15].

Основные понятия компьютерного тестирования

Тестирование – процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Главная цель тестирования – обнаружение несоответствия этих моделей (а не измерение уровня знаний), оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.

Тестовое задание – это чёткое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определённого алгоритма действий.

Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Тестовое пространство – множество тестовых заданий по всем модулям экспертной модели знаний.

Класс эквивалентности – множество тестовых заданий, таких, что выполнение учеником одного из них гарантирует выполнение других.

Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающее объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.

Эффективный тест – оптимальный по объёму полный тест.

Эффективный компьютерный тест оценивает уровень соответствия или несоответствия личностной модели знаний ученика и экспертной модели.

Множество тестовых заданий (тестовое пространство), согласно принципу исчерпывающего тестирования, может быть бесконечным. Однако в каждом реальном случае существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятностной точностью оценить соответствие знаний ученика заданным критериям по экспертной модели знаний (полный тест).

Из полного теста можно выделить эффективный тест (оптимальный по объёму набор тестовых заданий, гарантирующий оценку личностной модели ученика заданным критериям). Выбор эффективного теста зависит от удачного разбиения тестового пространства на классы эквивалентности, пограничные условия, создание тестов на покрытие путей и логических связей между понятиями и модулями.

В дальнейшем необходим тестовый эксперимент на группе учащихся, который позволит провести корректировку и доводку теста до вида эксплуатации.

Эффективность теста как инструмента зависит не только от качества самого теста, но от того, выполняются ли одно из принципиальных требований в тестологии – требования стандартизации.

Стандартизация – комплекс процедур, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия.

Стандартизация включает ряд требований по организации тестирования:

- ни одному испытуемому не даётся никаких преимуществ перед другими;

- группа тестируемых выравнена по мотивации;

- тестирование различных групп испытуемых занимает одинаковое время и проводится в равных условиях;

- содержание теста должно соответствовать требованиям стандартов образования;

- все испытуемые выполняют одни и те же задания (подобные, параллельные формы заданий);

- в тест включены задания одной формы либо разных форм с соответствующими весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путём;

- заранее разработанная система подсчёта баллов применяется ко всем ответам испытуемых без исключения.

Чтобы соблюдались условия стандартизации, тест сопровождается руководством, в котором заключена следующая информация для пользователя (назначение и содержание; показания для применения и ограничения; состав теста; информация об апробации теста (цели апробации, объём и состав выборки, основные статистические характеристики); инструкция по процедуре проведения тестирования; ключи; данные о трудности и дискриминативности заданий; данные о надёжности и валидности теста; другие статистические материалы; правила (инструкция) для обработки данных; устройство шкалы; правила и особенности интерпретации результатов.

При обеспечении равных условий тестирования большую роль играют те части руководства, которые содержат инструкции, регламентирующие поведение тех, кто проводит тестирование, самих испытуемых и тех, кто проверяет тестовые работы.

Инструкция для проводящего (ведущего) тестирование включает: условия проведение теста (где, в каком помещении, требования к помещению др.), время выполнения теста, материалы для проведения теста (бланки, ручки или карандаши, черновики и др.), поведение ведущего во время тестирования (что он обязан, что он может и что ему запрещено делать), необходимая квалификация лиц, которые проводят тестирование и др.

Инструкция для ведущего и испытуемого входят в состав всех стандартизированных тестов и определяют его объективный характер. Инструкция для ведущего приводится, как правило, в руководстве к тесту, а инструкция для испытуемого – прилагается к пакету тестовых материалов.

Инструкция для испытуемого включает: правила заполнения бланков ответов; образцы исправления неверно выполненного задания. Кроме того, инструкция может содержать правила поведения учащегося и санкции за нарушение этих правил.

Проверка тестовых работ также регламентирована. Проверяющим даются эталоны правильных ответов и сдандартизированные критерии оценок.

Важным моментом в стандартизации теста является определение нормы, так как адекватность результатов выполнения теста достигается путём сопоставления первичного индивидуального балла с определенными нормами выполнения теста.

Нормы – это множество показателей, которые устанавливаются эмпирически, сообразно тому, как выполняет задания теста некоторая чётко определенная выборка испытуемых. Наиболее распространенными нормами являются среднее арифметическое и стандартное отклонение по множеству индивидуальных баллов выборки стандартизации. Соотнесение первичного результата испытуемого с нормами выполнения позволяет установить место испытуемого в выборке, использованной для стандартизации теста. При таком сопоставлении можно установить, соответствует ли данный результат среднему или насколько он выше или ниже среднего результата выполнения теста. Разработка и процедуры получения этих показателей составляют процесс стандартизации теста.

По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет следующие преимущества: возможность создавать большее число вариантов тестов; возможность решать вопросы обеспечения секретности; возможность обновления базы тестовых заданий; быстрое получение результатов испытания; освобождение преподавателя от обработки результатов тестирования; объективность в оценке; индивидуальный контроль знаний; возможность регулярного контроля; конфиденциальность при анонимном тестировании; возможность адаптивного тестирования.

Требования, которыми должна обладать современная сетевая тестирующая система: защита от несанкционированного доступа к вопросам теста; большая тестовая база; простота интерфейса программы; полная автоматизация процесса тестирования (создание и пополнение банка тестовых заданий, идентификация, проведение тестирования, оценка и хранение); быстрота загрузки: достигается путём оптимизации графики, отсутствием избыточной информации; универсальность программы: возможность применения в разных предметных областях, на разных уровнях образования.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования.

2. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений.

3. Педагогическое и психологическое тестирование.

4. Педагогические тесты. Термины и определения. Понятийный аппарат тестологии.

5. Отличия теста от других форм контроля. Структура теста.

6. Виды тестов. Классификация тестов по разным основаниям.

7. Методика разработки педагогических тестов.

8. Расскажите о применении компьютерного тестирования.

9. Раскройте возможности адаптивного компьютерного тестирования.

Раздел 4

Дата: 2019-07-24, просмотров: 743.