Контрольно-измерительные материалы ( КИМы) и интерпретация результатов тестирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностика и тестирование в физической культуре.

Лекция 17-22

1. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования.     

2. Контрольно-измерительные материалы ( КИМы) и интерпретация результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов.

3. Диагностика и тестирование в физической культуре. Диагностика: виды, цели и задачи.

4. Контрольные тесты по физической культуре.

5. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

На всех стадиях педагогического исследования обработка фактического материала составляет сердцевину научного поиска.

В процессе подготовки и анализа данных, как правило, присутствуют следующие основные этапы:

1. Сбор первичных данных для анализа. Наблюдая и измеряя характеристики объекта, педагог-исследователь собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в выдвижении статистической гипотезы на основании темы и цели исследования.

2. Ввод данных в компьютер. Данные исследований необходимо ввести в компьютер и сохранить. Ввод данных может осуществляться ручным набором чисел с клавиатуры или же экспортом из файла в каком-либо формате. Введенные данные обычно отображаются в форме электронной таблицы или матрицы данных, где столбцы представляют различные переменные (рост, вес, цвет глаз), а строки – измерения значений этих переменных.

3. Преобразование данных. Проводится группировка данных, то есть распределение их на однородные группы в соответствии с интересующими исследователя признаками. Данные в каждой группе упорядочиваются – классифицируются, сортируются, структурируются, подсчитывается частота событий. Нередко также требуется удаление из введённых данных высокоамплитудных значений, которые могут быть результатом некорректных измерений или замена пропущенных (неизмеренных) значений.

4. Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различные формы графического изображения.

5. Статистический анализ – статистическая обработка полученных количественных данных, заключающаяся в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих проверить нулевую гипотезу.

6. Интерпретация и представление результатов. Хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов.

Основная цель интерпретации – выявление и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.

Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной –краткой и схематизированной – форме.

Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т.п.).

Матрица ответов – прямоугольная таблица, в каждой позиции которой указываются ответы участника тестирования. Обычно номер строки соответствует номеру испытуемого, а номер столбца соответствует номеру задания теста.

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.

Графики ещё более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных (рис. 8.1.). Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” – значение, порядок признака, частота события.

 

 

 

 

Рис. 8.1. Схема статистических графиков по форме графического представления

Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время лёгкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.

Правила построения графиков:

1. Необходимо провести тщательный отбор из имеющегося цифрового статистического материала тех данных, которые будут изображены на графике (далеко не все полученные данные следует изображать графически).

2. Выбрать тот вид графика, который по мнению исследователя наиболее ярко будет отражать полученные данные.

3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.

4. Надписи и легенда располагаются, как правило, в нижней или правой части диаграммы.

5. Цифры шкалы следует наносить слева и снизу или вдоль осей. Горизонтальную шкалу (по оси абсцисс) необходимо строить слева направо, вертикальную (по оси ординат) – снизу-вверх.

6. Если числовые данные не включены в диаграммы, желательно их представить рядом в табличной форме.

7. Густота координатной сетки должна быть оптимальной, не затрудняющей чтения графика.

8. Допускается количество различных цветов на графике не более трёх.

9. Если графики отражают серию наблюдений, рекомендуется ясно обозначать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям.

Виды графиков:

1. Линейный график – передаёт изменения в некоторых мерных числах, например, изменение средних оценок контрольных работ, проведённых в одном классе в течение учебного года.

2. Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится «ступенчатым».

3. Полигон частот – на базе полигона частот строится гистограмма, разница между ними заключается в том, что в полигоне частота интервала сведена к его центру, а при гистограмме частоты изображают равномерно в пределах всего интервала.

4. Кумулятивный график частоты (накопляющее распределение частоты) – частота отдельных интервалов совокупности рассматривается кумулятивно, то есть к частоте каждого интервала прибавляются частоты всех предыдущих интервалов.

5. Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).

6. Графы – особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединённых отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра – отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит «дерево» целей.

Измерение – это процесс определения значения какого-либо признака. Значением может быть не только число, но и имя. Измерение выполняют путём непосредственного наблюдения измеряемого признака или при помощи аппаратуры.

Педагогическое измерение – это операция присвоения чисел объектам и их свойствам в соответствии с определёнными правилами.

Обычно измерение подразделяется на прямое и косвенное.

Прямое измерение заключается в непосредственном сравнении измеряемого объекта с каким-нибудь нормативом, эталонным измерителем. В педагогических исследованиях оно встречается редко, например, при определении физического развития учеников (полнота, рост).

Чаще всего используется косвенное измерение. Уровень знаний или умений учеников, их моральные качества, дисциплинированность и т. п. могут быть измерены только косвенно, на основе работы учеников, их ответов на вопросы, решения проблемных задач, числа ошибок в диктанте, на основе разных проявлений в поведении.

Качественными характеристиками (параметрами) описываются в педагогике все процессы и результаты обучения и воспитания, все виды деятельности, взаимоотношений участников педагогического процесса, все достижения в развитии личностей и коллективов. Основные закономерности и принципы педагогики имеют качественную форму.

Количественная характеристика окружающего мира представляет более высокий уровень его познаний. Количество – это объективная определённость объекта познания, в силу которой его можно разделить на однородные части. Количественные характеристики позволяют гораздо глубже, чем описательно-логические проанализировать процессы, выявить наличие и оценить величину связи различных качеств, обнаружить закономерности.

Количество и качество тесно связаны: они диалектически взаимодополняют и превращаются друг в друга (закон перехода количества в качество). В любой качественной информации всегда содержится та или иная степень количественной.

К сожалению, проникновение в психолого-педагогическую науку и практику количественных методов затрудняется следующими обстоятельствами:

- неразработанностью и часто отсутствием адекватных методов и средств количественной оценки психолого-педагогических параметров;

- большой сложностью педагогических процессов.

Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путём упорядочивания их в определённую числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определённый балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.

Шкалирование – это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путём перевода их в шкальные оценки. Шкала даёт возможность упорядочить наблюдаемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку (квантифицируется). Шкалирование помогает определить низшую и высшую ступени исследуемого явления.

Например , при исследовании учебных интересов учеников мы устанавливаем их границы: очень большой интерес – очень слабый интерес. Между этими границами определяется ряд ступеней. В результате складывается следующая шкала учебных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5). Рекомендуется вводить и экстремальные обозначения крайних границ шкалы.

В психолого-педагогических исследованиях применяют классификацию шкал, предложенную С. Стивенсоном (рис. 8.2.), согласно которой четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называют измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений).

Рис. 8.2. Классификация шкал по С. Стивенсу

1. Номинальная шкала (шкала наименований) , которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определённые числа (код), что создаёт удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.

Примеры : Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки – 01, мальчики – 02.

Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке – 1, на улице – 2, дома – 3.

В процессе проверки соответствия подготовки выпускников школ требованиям ФГОС появляется группа аттестованных и не аттестованных учеников.

2. Шкала порядка (порядковая, ранговая, ординальная) предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для неё разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения): ранжирование (в ряд), группировка (ранжирование по группам), парное сравнение, метод рейтинга, метод полярных профилей.

Ранжирование . Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.

Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.

Пример: учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т.д.

Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с. другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).

Рейтинг. В этом приёме оценка объекта производится путём усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усреднённый результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.

Метод полярных профилей. Этот приём предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точными которой являются противоположные значения признака (например, добрый – злой, теплый – холодный и т.п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).

Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность даётся в полярной шкале:

(Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)

3. Интервальная шкала (интервальное намерение) – это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица и масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.

Примеры : температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.

Интервальная шкала – количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме операции деления. Таким образом, в интервальной шкале нельзя определить во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 10 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 5 заданий теста.

4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что её нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчётом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).

    Понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает два существенных момента: контроль и измерение. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по дисциплине. Контрольно-измерительные материалы создаются:

– для осуществления контроля уровня знаний и умений в ходе изучения дисциплин (тесты и задания для конкретных работ);

– для осуществления контроля уровня сформированности общих и профессиональных компетенций (кейс - измерения и демонстрации выполнения профессиональных задач).

– основой в технологии проектирования контроля измерительных материалов

является ФГОС, исходными данными – учебный план по специальности.

– анализ учебного плана позволяет создать перечень формируемых компетенций. ФГОС и учебный план устанавливают состав требований к обучающемуся на разных этапах обучения.

Этапы проектирования:

– 1 этап: Отбор учебного материала (определяется круг тем, включаемых в текст, относительное количество заданий);

– 2 этап: Создание заданий в текстовой или электронной форме;

– 3 этап: Проведение контроля знаний и умений и обработка результатов;

– 4 этап: Мониторинг результатов в рамках контроля качества

Основные требования к КИМ

1. Валидность (пригодность). Позволяет отражать способность получать результат, соответствующий поставленной цели.

2. Объективность – оценивание, обеспечивается максимальной стандартизацией её проведения.

3. Значимость. Текст должен выносить наиболее значимые элементы содержания, относящиеся к опорным темам дисциплин.

4. Системность. Предполагает подбор упорядоченных содержательных элементов, связанных между собой определенной иерархией и общей структурой знаний

Состав сборника КИМ по дисциплине:

1. Титульный лист .

2. Пояснительная записка.

3. Инструкция для обучающихся по выполнению.

4. Используемая литература.

5. Кодификатор контрольно-измерительного материала (Приложение 1).

6. Контрольно-измерительные материалы (сами задания).

7. Время выполнения одного задания.

8. Ключ к контрольно-измерительным материалам.

9. Критерии оценки каждого задания КИМ.

10. Оценка достижений обучающихся (Приложение 2).

    Виды контрольно-измерительных материалов :  КИМ могут  быть  оформлены в виде: тестовых заданий, практического задания, лабораторной работы, самостоятельной работы, контрольной работы, расчетной задачи,  поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на

программирование, кейс-задачи, упражнения на тренажере, ролевого  адания,

исследовательского задания и т.п.

Среди современных способов педагогических измерений наиболее распространенным и объективным способом является тестирование.

Тестовые задания – это материал учебной дисциплины определенного объема, содержания и формы, предназначенные для контроля знаний. По определению Аванесова В. С., тестовое задание – варьирующая по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала,  сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Цель разработки заданий – создание теста для объективной проверки и оценки знаний.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 751.