Развитие тестирования в зарубежных странах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современное педагогическое тестирование имеет свою историю. Первыми тестами можно считать появившиеся в 1864 г. шкалированные книги англичанина Джоржа Фамера и опубликованные в 1894 г. таблицы по проверке орфографических знаний учащихся американца Дж.М. Райса.

Время зарождения тестологии относят ко второй половине XIX века, когда психологи стали исследовать индивидуальные различия физических, физиологических и психических особенностей человека.

Первым учёным, попытавшимся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон (F. Galton; 1882–1911 гг.).

Проводя исследования индивидуальных различий, Ф. Гальтон использовал набор методик на определение зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, на мускульную силу и другие характеристики.

Ф. Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций. Он сформулировал три принципа тестирования, эти выводы сохраняют актуальность до сих пор:

1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

2. Необходимость накопления и обработки статистических результатов.

3. Установление эталонов оценки.

Важнейшим вкладом Ф. Гальтона в развитие тестологии является разработка и использование методов математической статистики для обработки полученных данных по индивидуальным различиям.

Особенно заметный вклад в развитие тестирования внесли работы Джеймса Кеттелла (1860–1944гг.). Американский психолог разработал около пятидесяти наборов заданий, которые назывались «умственными тестами», практически же это были тесты сенсорного различения и скорости реакции, которые, по мнению Дж. Кеттелла, можно было использовать для измерения интеллекта. Дж. Кеттелл рассматривал тестирование как научный метод и выдвигал ряд требований к проведению тестирования, чтобы результаты были приближены к объективным.

Одинаковость условий для всех испытуемых – принцип положен в основу стандартизации процедуры проведения тестирования; ограничение времени тестирования; одинаковые инструкции и чёткое понимание испытуемыми, что нужно делать – принцип положен в основу стандартизации процедуры проведения тестирования; отсутствие зрителей в лаборатории, в которой проводится эксперимент; располагающее к тестированию оборудование; проведение статистического анализа результатов тестирования – принцип реализован в методах статистического анализа и моделирования. Требования, выделенные Дж. Кеттелом, составляют основу современной тестологии.

Тесты Дж. Кеттелла были типичными среди большого количества серий тестов, разработанных в последнее десятилетие ХIХ века. Такие серии применялись для школьников, студентов и взрослых людей в Америке повсеместно. В основном они были направлены на измерение простых сенсорных и моторных процессов, хотя их авторы заявляли, что тесты предназначены для измерения интеллекта. Первая проверка этих тестов показала их слабую внутреннюю согласованность и то, что их результаты не соответствовали оценке интеллекта испытуемых независимыми экспертами.

Дж. Кеттелл активно пропагандировал новые методы измерения. В течение 1895–1896 гг. в Америке создаются два национальных комитета, с целью организации тестологов в области теоретических исследований и практики создания качественных тестов и их применения.

Новый этап в развитии тестологии связан с деятельностью французского психолога Альфреда Бине (1857–1911 гг.). А. Бине может считаться родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта. А. Бине ввёл в обиход понятие умственного уровня. Он разработал оригинальные методики измерения интеллекта. Совместно с Теодором Симоном А. Бине создаёт тестовые задания, направленные на дифференциацию детей способных к обучению, но ленивых или отстающих, и на детей умственно отсталых.

Шкала Бине-Симона (шкала 1905 года) состояла из 30 заданий, которые были расположены по возрастанию трудности. Уровень трудности был определён по результатам обследования 50 нормальных детей в возрасте от 3 до 11 лет и небольшого числа слабоумных детей. Тесты были рассчитаны на оценку способности к суждению, пониманию и рассуждению, которые, по мнению А. Бине, и являются основными компонентами интеллекта. Вероятность успешного выполнения определялась возрастающей трудностью заданий теста и увеличивалась в зависимости от возраста испытуемого.

В 1908 году появляется новый переработанный вариант шкалы: увеличивается количество заданий, убираются неудачные задания, расширяется выборка стандартизации. Бине и Симон заявляют и новую цель шкалы: теперь это не только дифференциация детей на нормальных и умственно отсталых, но и выделение среди нормальных детей различных возрастных уровней интеллектуального развития. Группировка тестов по возрастным уровням позволила определить нормы для детей разных возрастных категорий.

Долгое время тесты развивались как инструмент индивидуальных измерений. Массовый характер тестирования вызвал необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым. В 1917–18 годы в США появились первые групповые тесты для нужд армии. Наибольшее применение нашли тесты Артура Синтона Отиса (Otis A.S.; 1866–1963 гг.). Им были предложены два набора тестов (Альфа- и Бета-тесты): для владеющих английским языком и «немые» тесты для не владеющих или плохо владеющих языком.

Активная работа по созданию, совершенствованию и применению тестов сопровождалась разработкой статистических методов обработки полученных результатов (К. Пирсон, Ч. Спирмен).

В 1915 г. американец Р.М. Йеркс предлагает новую систему подсчёта результатов испытуемых. Он вводит балльную систему (за правильное решенное задание теста испытуемый получает определённое количество баллов) вместо возрастных долей, которые использовались А. Бине. Полученное количество баллов затем переводилось в коэффициент одаренности или успешности в соответствии с разработанными стандартами.

В. Макколл (американец) разделил тесты на педагогические, основной задачей которых являлось измерение успешности учащихся по школьным дисциплинам за определённый период обучения, а также успешность применения определённых методов преподавания, и на психологические – по определению определённого уровня развития.

Основоположником педагогических измерений считается американский психолог Эдуард Ли Торндайк, который создал первый педагогический тест. Первые тесты учебных достижений представляли собой тесты на решение арифметических задач, правописание, оценку почерка, рассуждение. Результатом его исследовательской работы в области измерения и использования метода тестов в педагогике явилась книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений» (1904 г.).

В 1915 г. американец Р.М. Йеркс предлагает новую систему подсчёта результатов испытуемых. Он вводит балльную систему (за правильное решенное задание теста испытуемый получает определённое количество баллов) вместо возрастных долей, которые использовались А. Бине. Полученное количество баллов затем переводилось в коэффициент одаренности или успешности в соответствии с разработанными стандартами.

В начале XX в. разработкой и проверкой тестов занимаются специальные государственные службы.

1900 г. – создание в США Совета по вступительным экзаменам.

1926 г. – принятие советом колледжей теста SAT, который был разработан для квалификационной и профессиональной оценки деятельности педагога.

1947 г. – создание службы тестирования, которая считается наиболее представительным научно-исследовательским центром.

С 1931 г. начинается современный этап развития школьного тестирования. Поиски специалистов направляются на повышение объективности тестов, создание непрерывной системы школьной диагностики, подчиненной единой идее и общим принципам, более совершенных средств предъявления и обработки тестов, накопления и эффективного использования информации.

Наиболее развитые в тестовом отношении страны – Нидерланды, США, Англия, Япония, Дания, Франция, Израиль, Финляндия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

В США тесты применяются в двух основных сферах: в образовании и в сфере профотбора-профориентации. Каждый год знания и способности учащихся проверяются там с помощью 47 миллионов тестовых бланков, выпускаемых примерно 400 тестовыми компаниями. Самая крупная – это ETS ( Educational Testing Service). Ежегодной проверкой интеллектуальных способностей и знаний подвергаются практически все студенты высших и учащиеся средних учебных заведений. В США нежелание тестироваться расценивается как слабость и неспособность показать в честной конкуренции свою образованность, тестирование стало там нормой жизни, обязательным элементом систем образования.

Развитие советской педологии

У истоков советской педологии, в рамках которой развивались тестовые методики, стояли известные учёные того времени: М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.П. Болтунов, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.Р. Лурия и др., посвятившие ряд своих работ оценке результатов обучения и развития детей. До 1917 года вопросам тестирования в России уделялось недостаточное внимание. Практическое применение тесты получили после 1925 года, когда была создана тестовая комиссия при педагогическом отделе Института методов школьной работы (в её задачи входила разработка стандартизированных тестов для школы). Весной 1926 года вышли тесты, созданные на основе американских.

Проблемой разработки тестов занимались видные российские психологи и педагоги: П.П. Блонский, М.С. Бернштейн, С.М. Василейский, А.М. Шуберт и др.

Были разработаны тесты для учёта навыков в чтении, счёте и письме; шкала для измерения умственного развития детей; тесты коллективного испытания умственной одарённости; тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

Однако период активной деятельности тестологов в советской России оказался коротким. Работа по созданию тестов в начале 30-х гг. была подвергнута критике, тесты были объявлены вредным методом. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.) запрещает использование тестов в педагогической практике советской школы. В 1936 г. тесты запретили как «буржуазные и вредные». Положительные примеры их применения не учитывали.

Тестология как наука и тестирование как метод измерения также прекращает своё существование в нашей стране на долгие годы.

Более сорока лет наблюдался период застоя в разработке тестов и их применении. Развитие тестологии связано с работами Н.Ф. Талызиной по программированному обучению, В.П. Беспалько по проблемам педагогической технологии, Д.Б. Эльконина и др.

Первое признание тестирования как способа проверки уровня знаний официально появилось в декабре 1988 г., тесты разрешалось использовать в системе повышения квалификации. Затем вышли нормативные документы, разрешающие проводить тестирование в качестве вступительных испытаний, в том числе в техникумах. В 1995 г. тестирование предлагалось использовать уже как способ итоговой аттестации школьников.

Значимым событием в области подготовки кадров по педагогическим измерениям стало открытие в 2001 г. на факультете повышения квалификации Российского университета дружбы народов кафедры тестологии, где впервые в нашей стране началась реализация профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Тестолог» (специалист в области педагогических измерений)».

Коренные изменения в отношении учителей к тестам произошли в 2001 г. в связи с началом эксперимента по введению единого государственного экзамена, благодаря которому тесты получили официальное признание в России. За годы эксперимента значительно повысилась степень доверия к результатам тестирования со стороны органов управления образованием, образовательных учреждений, самих учителей, которые убедились в высокой объективности и обоснованности баллов ЕГЭ, в их высокой прогностичности при отборе абитуриентов вузов. В 2002 г. был открыт Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), приоритетным направлением деятельности которого является научное, методическое и организационное сопровождение процесса создания контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ, а в последствие и для ГИА. Применение технических средств в конце ХХ в. оказало большое влияние не только на методы тестирования (появились компьютерные тесты), но и на методологию тестирования: были разработаны нетрадиционные тесты, к которым относятся интегративные, адаптивные тесты и тесты с критериально-ориентированной интерпретацией результатов.

В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых профессионально занимаются работой с тестовыми технологиями. Среди наиболее активных следует отметить Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации, занимающийся тестированием выпускников общеобразовательных учреждений, Центр тестирования профессионального образования, Центр психологического и профессионального тестирования МГУ и целый ряд других.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите историю возникновения тестирования за рубежом и в России.

2. Тесты в России в конце XIX первой половины XX вв. Каковы причины запрета применения тестов в России в 20–30-ые годы ХХ века?

3. Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном и зарубежном образовании. Обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам тестирования в образовании.

4. В чём различия между психологическими и педагогическими тестами?

5. Психолого-педагогические аспекты тестирования.

6. Роль психологической подготовки к тестированию.

Раздел 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1363.