План:
1. Характеристика ощущений.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущения. Психофизика.
4. Закономерности ощущений.
5. Общая характеристика восприятия.
6. Свойства восприятия.
7. Классификация восприятия.
Методические рекомендации:
Дайте общую характеристика познавательных процессов. Охарактеристеризуйте ощущения.
Рассмотрите виды ощущений: по анализаторам (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус); по Ч. Шеррингтону (экстерорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные); болевые и температурные ощущуния. Особенности отдельных видов ощущений.
Раскройте свойства ощущения: модальность, пространственная локализация, интенсивность, продолжительность Психофизика: чувствительность, порог чувствительности (высокий, низкий, дифференцированный порог чуствительности).
Раскройте закономерности ощущуний: адаптация, сенсибилизация, десенсибилизация, компенсаторная сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия.
Дайте общую характеристику восприятия. Отличия восприятия от ощущений. Физиология процесса восприятия.
Охарактеризуйте свойства восприятия: Предметность. Целостность. Структурность. Константность. Апперцепция. Осмысленность. Активность и избирательность.
Рассмотрите классификацию восприятия: по ведущей модальности (зрительное, слуховое, кинестетическое); по форме существования материи: восприятие пространства (восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления), восприятие движения, восприятие времени; по форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное; по степени организации: организованное и неорганизованное.
Основная литература:
1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.
2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.
3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.
4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб. : Питер, 2013. - 480 с.
5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013 - Ч. 1 : Психические процессы. - 2013. - 195 с.
Дополнительная литература:
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.
2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2009. - 447 с.
3. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.
4. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 283 с.
5. Котова, И. Б. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Академцентр, 2009. - 479 с.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582 с.
7. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
9. Хрестоматия по ощущению и восприятию [Текст]/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1975.
10. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.
Практические задания:
1. Составить конспекты из Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1975:
a) Брунер Дж. О перцептивной готовности.
b) Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельности.
c) Зинченко В.П.Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования.
d) Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени.
e) Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия.
f) Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения.
g) Леонтьев А.Н. О механизмах чувственного отражения.
h) Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы.
2. Законспектируйте статью: Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир [Текст] // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.
3. Составить схемы: «Классификация ощущений», «Свойства ощущений», «Психофизика», «Свойства восприятия», «Феномены восприятия».
4. Составить таблицу «Виды восприятия».
5. Сделать презентацию по теме «Иллюзии восприятия».
6. Подготовить сообщение на тему: «Закономерности восприятия». «Эксперименты по изучению перцептивных процессов».
Психологические задачи:
1. Вспомните несколько особенно ярких впечатлений из вашей жизни. Какие образы появляются у вас в сознании: зрительные, слуховые или какие-то еще? Опишите все те ощущения, которые у вас возникали в это время.
2. В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
3. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.
4. Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.
в) Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца.
г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.
д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.
е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.
ж) «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.
з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал, как красный цвет, звук флейты — синий.
и) Установлено, что обтирание лица водой комнатной температуры повышает остроту зрения.
5. На белой стене висят часы, черный циферблат которых заключен в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Что собой представляет данное явление?
6. На картине изображено красное яблоко, лежащее на белой тарелке. Вы внимательно рассматриваете картину в течение примерно 30-60 сек., а потом переводите взгляд на белый лист бумаги. Какого цвета будет яблоко в возникшем перед вами последовательном образе?
7. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах: (Что происходит с чувствительностью анализаторов?)
1) Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона.
2) Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.
3) Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.
4) Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?
5) Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?
6) В романе Э.Л. Войнич есть эпизод, в котором Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От ее такого пронзительного голоса», – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту».
7) Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.
8) Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?
9) Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?
10) Существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.
11) Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему?
12) Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?
13) Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему?
8. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:
а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
ж) темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.
к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.
м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.
н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.
9. Чем объясняются описанные иллюзии:
а) Иногда у водителей автомобилей или летчиков возникает иллюзия: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.
б) Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.
в) Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?
г) Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение.
д) Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем, когда она находится высоко в небе.
10. Выделите особенности, которые характерны:
1) Для ощущения.
2) Для восприятия.
a) Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.
b) Это отражение отдельных свойств предмета.
c) Для этого процесса необходима встречная активность.
d) Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.
e) Эта способность складывается в течение всей жизни.
f) Эта способность дана с рождения.
g) Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.
h) Этот процесс связан с мышлением.
11. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?
«Острый вкус», «кричащий свет», «сладкие звуки», «горькая правда», «соленые шутки», «грязный язык», «щекотание нервов», «жесткий стиль», «ласковый ветер», «сальный анекдот», «на языке – мед, под языком – лед», «теплые тона», «нежные речи», «вялое изложение», «блестящая работа» и т.п.
12. Прокомментируйте следующие расхожие мнения с точки зрения их соответствия современному состоянию науки о познавательных процессах. Ответы аргументируйте.
1) Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры, образования и опыта.
2) У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.
3) Экстрасенсорное восприятие на считается законным предметом научного исследования.
4) Сенсорная изоляция приводит к необратимым патологическим изменениям психики.
5) Органы чувств ребенка начинают функционировать еще до его рождения.
6) Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.
12. Выберите правильные суждения из предложенных.
1) Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.
2) Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
3) В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры
4) Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.
5) Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, чтобы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной «вспышкой света».
6) В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.
7) Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
8) Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.
9) Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.
10) Ощущение – активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.
Практическое занятие 1.12.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 1231.