Тема: Эмоционально-волевая сфера.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Общая характеристика эмоциональной сферы

2. Функции и виды эмоциональных проявлений

3. Формы проявления эмоций

4. Виды чувств

5. Понятие воли.

6. Функции и структура волевого акта.

7. Волевые свойства личности.

Методические рекомендации:

Дать определение понятий эмоций и чувств. Теории эмоций: Ч. Дарвина, П.К.Анохина, П.В.Симонова. Физиологические основы эмоций. Теория Джеймса – Ланге, Кеннон – Бард, И.П.Павлов. Компоненты эмоциональных реакций: физиологические компоненты эмоционального реагирования: вегетативно-соматические реакции, биохимические изменения.  экспрессивные компоненты эмоционального реагирования: пантомимика и жесты, мимика, вокализация.

Раскройте функции эмоции: оценки, побудительная, активирующая, регулирующая, синтезирующая, смыслообразование, защитная, дезорганизации, коммуникации, мобилизации, компенсации информационного дефицита. Характеристики эмоций: сила, динамичность, модальность, знак.  Дайте характеристику модальности эмоций по К. Изарду - десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции - к положительным, остальные семь – к отрицательным. Стенические и астенические эмоции.

Рассмотрите формы выражения эмоций: Чувственный тон. Ситуативная эмоция. Аффект, Страсть, Настроение. Стресс. Фрустрация. Экстаз, Тревога, Агрессия.

Дайте характеристику высших чувств: праксические, этические, интелектуальные и эстетические.

Рассмотрите понятие воли. Виды волевых действи: о степени сложности — простые, сложные; по степени осознанности — произвольные, непроизвольные. Положения В.А.Иванников о воле. Основные психологические теории воли.

Охарактеризовать функции воли (ингибирующая, инициирующая, стабилизирующая). Волевой акт по Д.Н.Узнадзе. Структура волевого акта (простой и сложный волевой акт). Физиологическая основа волевого действия. 

Рассмотреть волевые свойства личности. Локус контроля по Роттеру (интернальность и экстернальность)

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб. : Питер, 2013. - 480 с.

5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. - 240 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.

2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта, 2009. – 447 с.

3. Бодров, В.А .Проблема преодоления стресса.Часть 3.Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] / Бодров, В.А. // Психол.журн. – 2006. - №3.- С.106-117.

4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Бреслав. – 3-е изд., стер. – М. : Смысл, 2007. – 542 с.

5. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : Пед. общество России, 2001. – 275 с.

6. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. – М. : Академия, 2009. – 283 с.

7. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст]/ Е.П. Ильин – СПб.: : Питер, 2000. – 288 с.

8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 582 с.

9. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – 975 с.

10. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.

11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.

12. Рувинский, Л.И., Хохлов, С.И. Как воспитать волю и характер. [Текст]/ Л.И. Рувинский –М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

13. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

14. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Текст] //Emotions Revealed: пер. с англ. / П. Экман ; ред. Е. П. Ильин ; пер. В. Кузин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 333 с.

Практические задания:

1. Составить конспекты из Хрестоматии по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987.:

a) Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных.

b) Иванников В.В. «К сущности волевого поведения».

c) Китаев-Смык Л.А. Психология и концепция стресса.

2. Составить таблицы: «Теории эмоций», «Формы эмоциональных переживаний», «Структура волевого акта».

3. Составить схемы: «Классификация эмоций», «Виды чувств», «Компоненты эмоций», «Теории воли», «Волевые качества личности».

4. Подготовить сообщения по главам книги П. Экмана «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

5. Пройти диагностическую методику «Уровень субъективного контроля».

Психологические задачи:

1. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.

Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день.

Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Прямое выражение гнева: __________________

Б. Косвенное выражение гнева: ________________

В. Сдерживание гнева: ________________________

2. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею.

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

3. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.

а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.

б) Опытная массажистка делает пациенту массаж спины.

в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.

г) Девушка получила от любимого письмо из армии.

д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.

ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.

з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.

и) Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».

4. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется.

б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте.

в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.

г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук.

д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь.

е) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его.

ж) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец.

з) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.

и) Посмотрев фильм о «красивой» любви, девушка представила себя на месте героини.

к) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.

5. Вставьте пропущенные слова или закончите предло­жения.

1) Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется ....

2) ... – это переживания, которые повышают актив­ность человека, побуждают к поступкам.

3) ... – это кратковременная, бурно протекающая эмо­циональная реакция, эмоциональный взрыв, нару­шающий волевой контроль.

4) ... – это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием бе­зысходности, крушением надежд.

5) ... – относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на дея­тельности и поведении.

6) Действия, совершающиеся непроизвольно, под вли­янием сильных эмоций, называются ...

7) .... – это переживания, которые расслабляют чело­века, снижают его активность.

8) Состояние душевного расстройства, подавленнос­ти, характеризуемое упадком сил и снижением ак­тивности, называется...

9) ... – это состояние возникает в экстремальной ситу­ации, требует от человека мобилизации сил и энер­гии.

6. Определите, какие эмоциональные состояния пережи­вают герои.

1) «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. – Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сде­лал шаг к ней и замахнулся на нее ... Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбе­жала из комнаты» (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

2) Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она чет­ко и уверенно ответила материал, который так бе­зуспешно пыталась воспроизвести накануне.

3) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тог­да, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разум­ного движения. Иногда такое состояние не преодо­левается и приходится расставаться с парашютным спортом.

4) Графиня Ростова после получения известия о гибе­ли сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену ...

– Наташу! – кричала она, отталкивая от себя ок­ружающих. – Подите прочь все, неправда!» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1) Тревожность – это комплекс эмоций… а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2) Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как… а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3) Отличительной чертой аффекта является… а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4) Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов – это… а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5) Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с… а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6) Чувства человека – это… а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7) Высшие чувства включают в себя…а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

9.Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий: выделите стадии борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки.

10.Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие – нет?

1) Единственный критерий проявления воли в поведении – волевые качества личности.

2) Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.

3) Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

4) Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные.

5) Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению.

11.Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1) Критерием проявления воли является… а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2) Волевое поведение выполняет функцию…а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3) Структурный элемент самоконтроля – это… а) цель; б) операционный состав деятельности; в) способы достижения цели; г) самооценка; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4) Эмоционально-волевая регуляция – это… а) саморегуляция состояний и реакций; б) регуляция действий; в) регуляция отношений к действию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

5) Воля – это… а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

12. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где – с тормозной функцией воли.

1) Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2) Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3) Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

4) Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.

5) Женщина бальзаковского возраста Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

6) Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.

 

 

Практическое занятие 1.11.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 739.