План:
1. Природа способностей.
2. Виды способностей.
3. Уровни способностей.
4. Понятие одаренности и ее виды.
Методические рекомендации:
Определение способностей. Концепции способностей. Раскрыть три точки зрения на проблему способностей (наследственность, среда и объединение наследственности и среды). Понятие задатков и их виды.
Охарактеризуйте классификацию способностей: Актуальные и потенциальные способности. Общие и специальные способности и их взаимосвязь. Качества общих способностей. Коммуникативные, регуляторные и познавательные способности. Структура общих познавательных способностей по В.Н. Дружинину: интеллект, креативность и обучаемость. Раскройте специальные способности по Б.М. Теплову о музыкальных способностях, К.К. Платонову – о летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманскому об организаторских способностях, В.А. Крутецкому о математических способностях. Структура специальных способностей.
Охарактеризуйте уровни развития способностей: репродуктивный и творческий: одаренность, талант, гениальность.
Раскройте понятие одаренность. Дайте характеристику видов (интеллектуальная, академическая, творческая, социальная, психомоторная), критериев одаренности по разным авторам. Компоненты одаренности: интеллектуальный, творческий, социальный, психомотроный. Проблема одаренности детей в образовании.
Основная литература:
1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.
2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 799 с.
3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт, 2012. - 608 с.
4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. - СПб. : Питер, 2013. - 480 с.
5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013 - 240 с.
Дополнительная литература:
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.
2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2009. - 447 с.
3. Глуханюк, Н. С. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 283 с.
4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. - 444 с.
5. Котова, И. Б. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Академцентр, 2009. - 479 с.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582 с.
7. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.
9. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.
Практические задания:
1. Составить конспекты:
a) Теплов, Б.М. Способности и одарённость [Текст] //Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987.
b) Крутецкий, В.А. Математические способности и личность [Текст] //Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987.
c) Березина, Т.H. Социальная креативность и социальный интеллект в структуре общих способностей. [Текст]/Т.H. Березина // Психология обучения. – 2016. - № 2. - С.68-81.
d) Ратанова Т.А. Развитие когнитивных способностей студентов средствами иностранного языка [Текст] /Т.А. Ратанова, Е.Н. Чесовская // Психология обучения. – 2015. - № 12. - С.28-36.
e) Дьяченко О.М. О возможностях дифференциального подхода к развитию творческих способностей у дошкольников. [Текст] / О.М. Дьяченко // Психология познавательной деятельности учащихся и студентов. - Москва: Прометей, 1990. - С.65-73
2. Составить таблицу «Теории способностей» и схемы «Виды способностей» и «Уровни развития способностей».
3. Пройдите по одной методике на выявление каждого из 5 компонентов одаренности, смотритет в таблице 1.
Таблица 1
Методики для выявления компонентов одаренности в молодежном возрасте
Название методики | Предназначение методики | Возрастные ограничения |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена | Интеллектуальный компонент | С 6 лет |
Культурно-свободный тест на интеллект CFIT (Кеттел Р.) | Интеллектуальный компонент | С 8 лет |
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра | Интеллектуальный компонент | 12-40 лет |
Тест Д. Векслера | Интеллектуальный компонент | Взрослый вариант методики - с 16 лет |
Тест эффективного интеллекта – 2010 (Формы А и Б) | Интеллектуальный компонент | С 16 лет |
Тест Г.Ю. Айзенка | Интеллектуальный компонент | С 18 лет |
Интеллектуальная лабильность | Академический компонент | Взрослый вариант методики - с 16 лет |
Тест творческого мышления П. Торренса | Творческий компонент | 5-20 лет |
Тест творческого мышления П. Торренса (краткая форма) | Творческий компонент | 5-20 лет |
Тест вербальной креативности RAT С. Медника | Творческий компонент | Подростковый и взрослый варианты |
Оценка уровня творческого потенциала личности | Творческий компонент | Молодежный возраст |
Методика А.С. Лачинса «Гибкость мышления» | Творческий компонент | Молодежный возраст |
Опросник для определения уровня креативности | Творческий компонент | Молодежный возраст |
Методика «Социометрия» | Социальный компонент | С дошкольного возраста |
Диагностика функционального лидерства в малых группах | Социальный компонент | Юношеский возраст |
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) | Социальный компонент | Подростковый и молодежный возраст |
Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.) | Социальный компонент | Молодежный возраст |
Определение социальной креативности личности | Социальный компонент | Молодежный возраст |
Определение уровня лидерского потенциала | Социальный компонент | Молодежный возраст |
Социальный интеллект Дж. Гилфорда | Социальный компонент | С 18 лет |
Методика Е.П. Ильина «Теппинг-тест» | Психомоторный компонент | С 16 лет |
Диагностика эмоциональной направленности личности | Мотивационный компонент | Юношеский возраст |
Методика «Потребность в общении» | Мотивационный компонент | Молодежный возраст |
Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» | Мотивационный компонент | Молодежный возраст |
Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» | Мотивационный компонент | Молодежный возраст |
Методика «Изучение мотивов занятий спортом» | Мотивационный компонент | Молодежный возраст |
Методика «Мотивы занятий спортом» | Мотивационный компонент | Молодежный возраст |
Психологические задачи:
1. Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых актуализируются способности (по разным классификациям).
2. Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:
1) Учитель легко может найти индивидуальный подход к ученикам.
2) Бухгалтер долго не может освоить новую систему тарифных ставок.
3) Ученик легко осваивает компьютер.
4) Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра.
5) Сотрудник заинтересован в быстром получении результата.
6) Девочка с легкость выполняет сложные танцевальные движения.
7) Студент при выполнении дипломной работы проявляет творческий подход.
8) Продавец часто раздражается при общении с покупателями.
9) Сотрудник хорошо выполняет срочные задания, если руководитель обещает ему за это вознаграждение.
10) В результате длительных музыкальных занятий, у ученика сформировался хороший звуковысотный слух.
11) Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серьезные художественные произведения.
12) Учитель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника.
13) Ученик всегда первым из класса находит способ решения задач по химии.
14) Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение.
15) Художник создает картину, придумав совершенно новую технику.
3. Для каких профессий необходимы следующие виды способностей:
1) мнемические;
2) интеллектуальные;
3) коммуникативные;
4) художественные;
5) психомоторные;
6) эмпатийные;
7) творческие;
8) вокальные;
9) сенсорно-перцептивные (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые);
10) организаторские;
11) учебные;
12) речевые.
4. Человек, имеющий феноменальную математическую одаренность, никогда не учился математике. Насколько успешно он будет выполнять функции специалиста в этой области?
5. Аспирантка посещала лекции всех преподавателей, с утра до вечера просиживала в библиотеке, успешно сдала экзамены по всем дисциплинам. Ее диссертация отражала точки зрения на проблему почти всех исследователей. Однако ей так и не удалось внятно сформулировать мысль о том, что в проблеме остается невыясненным. Какие психологические особенности аспирантки проявились в данной ситуации?
6. Приведите примеры различных видов компенсаций отсутствующих способностей, исходя из известных типов компенсаций:
1) недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями;
2) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типического стиля деятельности;
3) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью;
4) недостаточно выраженная одна способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с ней в компенсаторных отношениях.
7. Восемнадцатилетний юноша в минуты размышлений о своем призвании, выборе профессии сокрушается из-за отсутствия у себя каких-либо способностей. Что можно порекомендовать ему, чтобы восстановить его веру в собственные силы?
8. Разработайте психологические рекомендации по формированию способностей к различным видам деятельности (по усмотрению).
9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
a) Способности определяются как … а) индивидуально-психологические особенности человека; б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности; в) особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам; г) функциональные органы человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
b) Задатки как анатомо-физиологические предпосылки развития способностей… а) формируются прижизненно; б) многозначны; в) направлены на содержание конкретной деятельности; г) приобретаемы в процессе жизнедеятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
c) По А.Ф. Лазурскому, критерием выделения основной способности является… а) сравнительная простота; б) несложность; в) значительные индивидуальные колебания; г) значительная распространенность; д) связь с другими наклонностями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
d) Практическая реализация утверждения «способности не существует до деятельности» привела к … а) отсутствию научной классификации способностей; б) всеобщей специализации способностей; в) отрыву способностей от родовых человеческих качеств; г) слабой теоретической обоснованности методов диагностики способностей; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
e) Функциональные и операциональные механизмы отдельных способностей… а) функционируют разрозненно; б) осуществляют реципрокное функционирование; в) интегрируются в режиме взаимодействия; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
f) В.Д. Шадриков определяет способности как … а) психические функции; б) ориентировочные действия; в) свойства функциональных систем, реализующих конкретные психические функции; г) то, что формируется на основе задатков; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
g) Качественная специфика отдельных способностей объясняется … а) общим свойством способностей; б) обусловленностью другими способностями; в) задатками; г) воспитанием; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
10. Определите, в каких случаях в развитии личности прослеживается роль врожденных факторов, а в каких – среды. Ответ аргументируйте.
a) В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все – таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в художественное училище. Впоследствии стал видным художником (В.С. Мерлин).
b) Мальчик попросил отца купить игрушечное паровое судно. Отец оттягивал покупку и предложил сыну самому построить модель парусной лодки, что и было сделано с помощью отца. Но лодка переворачивалась в воде. Мальчик стал доискивать причины. Отец объяснил, что для постройки лодки надо знать законы механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно всматриваться в рисунки и чертежи кораблей. Повысился его интерес к черчению и физике. Он построил ряд моделей, они уже не переворачивались. Появился интерес к военной истории и морским сражениям. В старших классах мальчика всерьез заинтересовали законы судостроения, которые он умело применял в моделировании кораблей (Е.Е. Сапогова).
Практическое занятие 1.10.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 630.