Тема: Индивидуально-психологические особенности личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Понятие темперамента. Типы нервной системы по И.П.Павлову.

2. Исследования темперамента В.Д. Небылицина и Б.М. Теплова.

3. Структура темперамента по В.М. Русалову, В.С. Мерлину.

4. Понятие «характер» и его характеристика.

5. Структура характера по Еникееву.

6. Акцентуации характера по Леогарду и Личко.

Методические рекомендации:

Рассмотреть понятие темперамента в гуморальной (Гиппократ, Гален, Кант), конституциональной (Кречмер, Шелдон), регуляторной (Стреляю) теориях. Типы нервной системы по И.П.Павлову. Соотношение свойств нервной системы (сила-слабость нервной системы, уровновешенности-неуровновешенность, пластичность-ригидность) и типов темперамента.

Раскрыть исследования темперамента В.Д. Небылицина (общую психическую активность, моторику и эмоциональность) и Б.М. Теплова (Эмоциональная возбудимость, Возбудимость внимания, Сила эмоции, Тревожность, Реактивность непроизвольных движений, Активность волевой целенаправленной деятельности, Пластичность, Резистснтность, Субъсктивация).

Охарактеризовать структуру темперамента по В.М. Русалову (Предметная эргичность (выносливость). Социальная эргичность. Предметная пластичность. Социальная пластичность. Предметная скорость. Социальная скорость (темп). Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность), В.С. Мерлину (экстраверсия; психодинамическая тревожность; реактивность; импульсивность; эмоциональная устойчивость; эмоциональная возбудимость; активность; ригидность. темп реакции). Общая психологическая характеристика темперамента.

Раскрыть понятие «характер» через историю его изучения в психологии с античного времени и до наших дней (Теофаст, Лабрюйер, Бэн, Рибо, Юнг, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Петровский, А.В. Либин, А.А. Реан, Б.Б. Айсмонтас). Основные аспекты изучения характера. Сходство и различия категорий темперамент и характер.

Раскрыть структуру характера по Еникееву - 4 группы (I - направленность индивида, система его отношений в социуме; II - особенности волевой регуляции; III - эмоциональные особенности; IV - интеллектуальные особенности). Подобрать возможные классификации типов характера (Фред, Адлер, Юнг, Фромм, Олпорт, Лоуэн).

Акцентуации характера по Леогарду и Личко, их характеристика и соотношение.

Название типа по Леонгарду Название типа по Личко
Эмотивный Лабильный
Гипертимный Гипертимический
Дистимный Неустойчивый (депрессивный)
Циклоидный Аффективно-лабильный
Застревающий Параноид
Возбудимый Эпилептоид
Тревожный Тревожный
Демонстративный Истероид
Педантичный Астенический
Интравертированный Шизоид
Экстравертированный (конформный)  
Экзальтированный  

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013 - Ч. 1 : Психические процессы. - 2013. - 195 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.

2. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Гуревич, П.С. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.

3. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]: хрестоматия / Л. В. Куликов. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб. : Питер, 2009. – 460 с.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 582 с.

5. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – 975 с.

6. Психология индивидуальных различий [Текст]: хрестоматия / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : АСТ, 2008. – 716 с.

7. Психология личности [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Эксмо, 2008. – 652 с.

8. Психология личности: Хрестоматия. [Текст] - СПб. – С.397- 402. – СПб., 2000.

9. Утлик, Э. П. Психология личности [Текст]: учеб. для студентов вузов / Э. П. Утлик. – М.: Академия, 2008. – 315 с.

10. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

11. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. [Текст]/ Л. Хьелл – СПб., 1997.

Практические задания:

1. Сделать таблицу: «Теории темперамента».

2. Составить схемы: «Свойства темперамента», «Структура характера».

3. Составить конспекты: Мерлин В.С. «Отличительные признаки темперамента» [Текст] //Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. «Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий» [Текст] //Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. –М., 1987.

Заполнить таблицу

«Индивидуально – психологические свойства личности»

Признаки Темперамент Характер
Определение    
Природа    
Физиологические основы    
Структура    

Психологические задачи:

1. Напишите рекомендации о том, как можно взаимодействовать с людьми различных типов темперамента.

2. Определите свой темперамент, используя для диагностики опросник Айзенка (Личностный опросник EPQ), методику диагностики темперамента FCB-TI, опросник структуры темперамента (ОСТ) разработаный В.М. Русаловым, опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б. Н. Смирнова.

3. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.

б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.

д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

е) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.

ж) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.

з) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.

и) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.

к) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.

л) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.

4.Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

а) Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.

б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.

в) Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.

г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?

5.Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:

а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.

б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.

в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации

6.Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-ис­пытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сан­гвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бе­гом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист. Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии?

7.Определите тип темперамента.

1) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.

2) Подвижен, но без резких движений, склонен к час­той смене настроения, сензитивен, экстраверт.

3) Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.

4) Характеризуется неуравновешенностью, общей под­вижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.

5) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой пе­реоценивать себя, экстравертирован.

6) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.

7) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро схо­дится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.

8) Имеет замедленный темп реакций, региден, мало­подвижен, интроверт.

8. Выберите правильный ответ:

1) Свойства темперамента обусловлены соотношением жидкостей внутри организма с точки зрения: а ) конституционной теории, б) гуморальной теории, в) нейрофизиологической теории, г) ни один ответ не верен.

2) Название темперамента меланхолик в переводе в латинского означает: а) кровь, б) желчь, в) слизь, г) черная желчь.

3) Нервная система, которая работает по закону «соответствия»: сила реакции соответствует силе «раздражителя» называется: а) слабой, б) инертной, в) сильной, г) неуравновешенной.

4) Человек астенического телосложения: а) крупный мускулистый, б) небольшого роста, с избыточным весом, в) с широкой грудной клеткой и широкими плечами, г) худой, изящный, интеллектуальный

5) Обращенность человека к внешнему миру, к общению с людьми свойственна для: а) интроверта, б) амбиверта, в) экстраверта, г) невротика.

6) Человек, имеющий сильный уравновешенный, подвижный тип нервной системы, обладает темпераментом: а) холерик, б) сангвиник, в) меланхолик, г) флегматик.

7) В конфликтной ситуации более склонен к несдержанности и импульсивности человек, имеющий темперамент: а) меланхолика, б) сангвиника, в) флегматика, г) холерика.

8) Врожденный характер носят свойства: а) характера, б) самооценки, в) темперамента, г) все ответы верны.

9) Совокупность устойчивых свойств, выражающих отношение человека к себе, к другим людям, к вещам называют: а) темперамент, б) уровень притязаний, в) характер, г) система.

10) Преувеличенное развитие одних свойств характера в ущерб другим свойствам, в результате чего появляются однотипные конфликты, называют: а) стресс, б), фрустрация, в) акцентуация, г) психопатия.

9. Исправьте следующие психологические рекомендации так, чтобы они были адекватны такой черте характера, как общительность.

а) Избегайте встреч с таким человеком.

б) Не позволяйте ему пользоваться Вашим телефоном.

в) Ели Вы куда-нибудь собираетесь идти, то следует взять его с собой.

г) В трудные для Вас минуты не стоит идти к нему в гости.

д) Своего ребенка можно надолго оставить с таким человеком.

Какие типичные ошибки в формулировке заданных рекомендаций Вы бы отметили?

10. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению.

б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.

в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.

г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.

д) Студент сильно волнуется перед экзаменами.

е) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.

ж) В компании друзей он всегда в центре внимания.

з) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.

и) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.

к) В опасных ситуациях человек паникует.

л) Не любит оставаться один.

м) Не может отказать, когда его просят о помощи.

н) Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.

о) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.

11. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:

а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

в) Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.

г) Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая, что «новшества» только повредят отработанной технологии.

д) Студент активный, увереннный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

е) Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.

ж) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.

з) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.

и) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

 к) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

л) Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.

м) Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями.

н) Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.

о) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.

п) Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.

р) Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.

с) Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.

т) Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.

у) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

12. Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.

1) Индивидуально-психологические особенности, от­вечающие требованиям данной деятельности и яв­ляющиеся условиями ее успешного выполнения.

2) Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.

3) Индивидуальные особенности человека, определя­ющие динамику его деятельности и поведения.

4) Психическое свойство, которое не сводится к знани­ям, умениям и навыкам, но способствует успешно­му их приобретению.

5) Индивидуальное сочетание устойчивых и суще­ственных особенностей человека, которые выража­ют отношение человека к окружающему миру.

13. Разведите черты характера и свойства темперамента.

1) Неуравновешенность.

2) Трудолюбие.

3) Чувство долга.

4) Ответственность.

5) Хорошая координация.

6) Аккуратность.

7) Впечатлительность.

8) Вежливость.

9) Низкая работоспособность.

10) Быстрое включение в работу.

11) Низкая адаптируемость.

12) Склонность к оперативной работе.

13) Высокая контактность.

14) Цикличность в настроении и деятельности.

15) 3амкнутость.

16) Предпочтение одиночества большой шумной ком­пании.

17) Ранимость.

18) Малоподвижность.

14.Определите тип акцентуации характеров по К. Леонгарду. (Эмотивный, возбудимый, циклоидный, застрева­ющий, дистимный, экзальтированный.)

1) Эти люди плохо управляемы, их реакции импуль­сивны, неконтролируемы. Если им что-то не нравит­ся, они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти даже до рукоприк­ладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным.

2) Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем ос­тальные. Они одинаково приходят в восторг и в от­чаянье. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны.

3) Эти люди склонны к расстройствам настроения, се­рьезны, пессимистичны, все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на сло­вах, а в деле им не достает энергичности. Это тип пассивных рассуждателей.

15.Определите свой тип характера, используя для диагностики методику определения типа личности по Юнгу, методику «Акцент-2-90» (опросник Шмишека-Мюллера в модификации М. И. Вигдорчика).

Практическое занятие 1.9.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 838.