Тема: Психология деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Общая психологическая характеристика деятельности.

2. Структура деятельности и ее основные характеристики по А.Н. Леонтьеву.

3. Механизмы освоения деятельности.

4. Виды деятельности и их общая характеристика.

Методические рекомендации:

Общая психологическая характеристика деятельности. Дать понятие деятельность. Рассмотреть психологические теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Структура деятельности и ее основные характеристики по А.Н. Леонтьеву. Дать харатеристику структурных компонентов деятельности: потребность, мотив, цель, задачи, условия, операции, действия. Раскрыть основные процессы (интериоризация и экстериоризация) и свойства деятельности.

Охаратеризовать механизмы освоения деятельности (элементарные умения, навыки, мастерство и привычка).

Дать общую харатеристику видов деятельности (игра и ее виды, учение и обучение, труд и его продукт).

Основная литература:

1. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.

2. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.

3. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.

2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]:Курс лекций / Гиппенрейтер Ю.Б. - М. : ЧеРо, 2002. - 334 с.

4. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд., стер. - М. : Смысл, 2007. - 511 с.

5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. – 582 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.

7. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

Практические задания:

1. Составить схемы: «Структура деятельности» и «Виды деятельности».

2. Подготовить реферат на тему: «Виды игр детей».

Психологические задачи:

1. Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких - нет:

1) Ребенок перекладывает игрушки с места на место.

2) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.

3) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.

4) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.

5) Школьник рисует каракули на страницах учебника.

6) Продавец обвешивает покупателей.

7) Ребенок катается на качелях.

8) Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней.

9) Человек разговаривает во сне.

10) Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.

2. Проанализируйте хорошо знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.

3. В нижеследующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции).

а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.

б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.

в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.

г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.

4. Проанализируйте ситуацию, в которой выполняется какая-либо деятельность, выделив ее структурные компоненты. Рассмотрите различные варианты способов изменения деятельности в зависимости от меняющихся условий данной ситуации.

5. Покажите на конкретных примерах функции игры в жизни людей разного возраста.

6. Разработайте рекомендации по повышению трудовой мотивации.

Практическое занятие 1.7.

Тема: Психология личности.

План:

1. Понятие личности в психологической науке.

2. Структура личности.

3. Стратегия изучения структуры личности (5 стратегий).

4. Потребностно-мотивационная сфера личности.

5. Психология направленности личности и ее ценностные ориентации.

Методические рекомендации:

Междисциплинарный статус понятия личность (педагогикиа, философия, история, психология). Макроструктурное психологическое описание человека по Б.Г.Ананьеву (индивид, субъект деятельности, индивидуальность и личность). Понятие личности в психологической науке с точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

Рассмотреть структуру личности по Мясищеву, Ковалеву, Рубинштейну, Платонову, Мерлину, Ананьеву.

Раскрыть стратегия изучения структуры личности (конституционально-антропометрическая стратегия, факторная стратегия изучения черт личности, «блочная» стратеги изучения структуры личности, мотивационно-динамическая стратеги, поведенческо-интеракционистская стратегия).

Дать понятие потребности в отечественных и зарубежных теориях. Рассмотреть классификацию потребностей по Маслоу, Симонову, Левину, Обуховскому и др. Дать понятие потребности в аффиляции, потребностей доминировании и познании. Дать определения мотива по разным авторам. Описать харатеристику мотива: силу и устойчивость. Охаратеризовать функции мотивов по разным авторам. Раскрыть классификацию мотивов: по содержание потребностей, по установкам личности, по видам деятельности, по силе проявления мотивы. Мотив достижения успеха, мотив афиляции и мотив власти. Дать характеристику понятию мотивация. Схемы мотивационного процесса по Ковалеву и Ильину. Описать мотивациооные состояния: интерес, состояние мотивационного потока, влечение, желание, намерение, стасть, установка.

Психология направленности личности. Виды направленности личности по Д.И. Фельдштейну и И.Д. Егорычевой (гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная). Оахарактеризовать понятие ценностные ориентации.

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

5. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. - 242 с.

Дополнительная литература:

1. Гуревич, П.С. Психология личности [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Гуревич, П.С. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 559 с.

2. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]: хрестоматия / Л. В. Куликов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 460 с.

3. Психология индивидуальных различий [Текст]: хрестоматия / ред.: Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ, 2008. - 716 с.

4. Психология личности [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Эксмо, 2008. - 652 с.

5. Психология личности в трудах зарубежных психологов. [Текст] - СПб : Питер, 2000. - 320 с. - (Хрестоматия по психологии).

6. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб : Питер, 2000. - 480 с. - (Хрестоматия по психологии).

7. Психология личности: Хрестоматия. [Текст] - СПб. - С.397- 402. - СПб., 2000.

8. Теории личности в западно-европейской и американской психологии [Текст] : хрестоматия. - Самара : Бахрах, 1996. - 479 с.

9. Теория личности (основные положения, исследования и применение) [Текст] : пер. с англ. : учеб. пособие для вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 1997. - 608 с.

10. Утлик, Э. П. Психология личности [Текст]: учеб. для студентов вузов / Э. П. Утлик. - М.: Академия, 2008. - 315 с.

11. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. [Текст]/ Л. Хьелл – СПб., 1997.

12. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст] : пер. с нем. / Юнг К. Г. - М. : Университетская книга, 1997. - 716 с.

Практические задания:

1. Составить схемы: «Структуры личности», «Стратегии изучения личности», «Классификация потребностей», «Классификация мотивов», «Виды направленности».

2. Заполнить таблицы:

 

 

Таблица 1.

Понятие потребностей в отечественных и зарубежных теориях

Понятие Характеристика Представители
это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов.  
это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.  
потребность понимается как отношение между субъектом и миром.  
предметом потребности при этом является отсутствующее благо.  
как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности.  
переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности.  
 это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).  

Таблица 2. Понятие мотива

Понятие Характеристика Представители
принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.  
потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды.  
намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.  
это устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы.  
это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании.  

Психологические задачи:

1. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.

а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

д) Мальчик записался в шахматный клуб.

е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

2. В психологии существует такое понятие как «механизмы психологической защиты». Это способы, которыми психика человека защищает себя от внутренних и внешних напряжений. Таким образом, используя какую-либо форму психологической защиты, человек «обманывает себя», искусственным способом снимая напряжение. Существуют различные виды психологических защит:

a) Рационализация – нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей и действий.

b) Проекция – приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего.

c) Отрицание – попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит человека.

d) Регрессия – возвращение на более ранний уровень развития или к более простому способу выражения, свойственному детям. Многие из этих регрессий настолько общеприняты, что принимаются за признак зрелости.

Ваша задача заключается в том, чтобы, прочитав приведенные ниже высказывания, определить к какому виду психологических защит относится каждое из них.

a) «Никогда нельзя верить женщинам».

b) «Я ударил своего сына только потому, что хочу воспитать его настоящим мужчиной».

c) «Как потрясающе красива эта девушка в красном платье!»

d) «Ты так ведешь себя, потому что ты в меня влюбилась».

e) «У меня сегодня одни неприятности. Пойду лучше съем что-нибудь вкусненькое».

f) «Мне можно сегодня не ходить на работу, ведь отдыхать тоже нужно, а то еще заболеешь чем-нибудь».

g) «Да ладно, она пошутила, когда сказала, что меня выгонят из школы».

h) «По-моему, остается только напиться с горя».

i) «Да, я поступаю плохо, но я делаю это исключительно для твоего блага».

j) «Что-то я не помню, чтобы она когда-нибудь говорила про меня такие ужасные вещи».

3.Укажите, какой психологический механизм защиты проявляется:

a) Агрессивный молодой человек становится звездой футбола или бокса;

b) Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью и ему кажется, что все недовольны его работой;

c) Маленькая девочка настолько любит своего брата, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг перестанет дышать;

d) Агрессивность одной женщины по отношению к мужу проявляется в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи;

e) Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой по уходу за детьми;

f) Человек совершил ошибочный поступок и находит много оправданий и объяснений своей ошибки;

g) Девушка 19 лет трагически переживая свою несчастную любовь, вдруг стала утверждать, что ей только 15лет и ничего не помнила о событиях своей влюбленности.

4. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие – как к индивиду?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1) Человека как индивида характеризуют… а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2) Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это… а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3) Личностные свойства, обусловленные социально, – это… а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4) Важнейшими элементами психологической структуры личности являются… а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5) Подструктуры психологической структуры личности образуют … а) мировоззрение; б) социальные установки; в) эмоции; г) воля; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6) Личность – это… а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) рефлексивный образ «Я»; г) индивидуально выраженное всеобщее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7) Человека можно считать сложившейся личностью, если… а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8) В становлении личности участвуют механизмы… а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

6. Проанализируйте следующие потребности, выделив в них предмет, эмоциональную окраску, способ удовлетворения, цикличность и норму насыщения: потребности в пище, в отдыхе, в информации, в общении, в одобрении, во власти, в славе, в чтении художественной литературы.

7. Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия:

1) Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.

2) Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.

3) Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!

4) Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.

5) Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.

6) Если хочешь сегодня выглядеть «на все сто», пойдем к моему знакомому парикмахеру.

7) Прибавь, пожалуйста, звук, а то мы не услышим новости.

8) Примерьте, пожалуйста, это платье! Оно так соответствует Вашему имиджу!

9) Не забудь погулять с собакой, иначе она будет выть всю ночь.

10) Немедленно ложись спать, иначе утром проспишь!

8. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируется мотивы достижения успеха и избегания неудач.

9. В какой из семей скорее всего вырастут дети с высокой потребностью в достижениях:

- где родители очень опекают своих детей;

- где родители поощряют в детях самостоятельность;

- где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей;

- где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.

10. Составьте список внешних и внутренних мотивов, при выполнении которых человек испытывает удовлетворенность своей работой.

11. Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках од­ной и той же деятельности.

Самый большой азарт написан на лице Гриши. ...Играет он исклю­чительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. ...Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображе­ния, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокой­но, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми, ...тоже боит­ся, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос са­молюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процес­са игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинако­во хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. ...У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразу­мений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выиг­рышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погру­жен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!

12. А. Маслоу выделил пять уровней потребностей:

A. Физиологические потребности - потребности, существенные для физического выживания.

B. Потребности в безопасности - отражают заинтересованность в долговременном выживании.

C. Потребности в социальных связях - стремление устанавливать отношения привязанности с другими людьми, в своей семье, группе.

D. Потребность в самоуважении - потребности в признании, одобрении, достижении, в удовлетворяющей самооценке.

E. Потребности самоактуализации - потребность в понимании и осмыслении собственного жизненного пути, в реализации своих способностей и возможностей.

Вам предлагается перечень желаний.  Нужно определить, к какой группе потребностей относится то или иное желание.

1) Я хочу селедку под шубой.

2) Я хочу самосовершенствоваться

3) Я хочу выучить английский

4) Я хочу быть довольным собой

5) Я хочу собственную квартиру

6) Я хочу избавиться от оков

7) Я хочу допить чай

8) Я хочу найти себя

9) Я хочу найти интересного друга

10) Я хочу путешествовать

11) Я хочу дочку

12) Я хочу найти свою любимую

13) Я хочу прославиться

14) Я хочу жить здесь и сейчас

15) Я хочу участвовать в КВН

16) Я хочу получить высшее образование

17) Я хочу быть свободным

18) Я хочу шоколадку

19) Я хочу любить и быть любимой

20) Я хочу доверять себе и другим

21) Я хочу стать профессионалом

22) Я хочу танцевать

23) Я хочу разбираться в живописи

24) Я хочу мороженое

25) Я хочу познавать

26) Я хочу спать

27) Я хочу стабильности

28) Я хочу собрать сбережения на черный день.

13. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации учебной деятельности.

14. Разработайте рекомендации по взаимодействию с людьми, имеющими различные типы направленности (гедонистической, познавательной, глорической, эстетической и т.п.).

15. Определить личностные особенности, используя для диагностики Самоактуализационный тест, тест жизнестойкости Мадди, тест смысложизненных ориентаций, сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ).

 

Практическое занятие 1.8.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 636.