Тема: Происхождение психики. Сознание.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Понятие «психики».

2. Происхождение психики в филогенезе.

3. Сознание как высшая ступень развития психики в филогенезе.

4. Структура сознания.

5. Формирование сознания в онтогенезе.

6. Понятие самосознания и его структура.

7. Соотношения сознания и бессознательного.

8. Сон и бодроствование.

Методические рекомендации:

Дать характеристику понятию «психика» с точки зрения биопсихизма, панпсихизма, нейропсихизма, антропсихизма, А.Н. Леонтьева и Э. Фабри. Понятия «раздражимость» и «чувственность», «инстинкт», «навык» «импринтинг», «научение».

Рассмотреть стадии развития психики (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадия психики). Отличия психической деятельности животных от поведения человека.

Дать определение сознания как высшей ступени развития психики в филогенезе. Раскрыть функции (позновательная, рефлексивная, отражательная, прогностичная, творческая, регулируюшая) и уровни сознания. 

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву (чувтсвенная ткань, знание и личностный смысл) и по В.П. Зинченко (бытийное сознание и рефлексивное сознание).

Дать харатеристику формирования сознания в онтогенезе по Г.К. Ушакову (Бодрствующее сознание (8-10 мес), Предметное сознание (от 10-12 мес до 3 лет), Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет), Коллективное сознание (от 7-9 до 14-16 лет), Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет)).

Раскрыть понятие самосознание, ее структуру и уровни самосознания. Понятие «Я - концепция» и ее характеристика. Проблема самоотношения и самооценки.

Рассмотреть соотношение сознания и бессознательного. Неосознаваемые процессы и их характеристика по Ю.Б. Гиппенрейтер. Нарушения сознания по К. Ясперсу.

Проанализируйте физиологические аспекты состояния сна и бодроствования. Фазы и типы сна. Виды сна (наркотический сон, парадоксальный сон, патологический сон, медленный сон). Нарушения сна.

Основная литература:

1. Волгуснова, Е. А. Психология [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. А. Волгуснова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. - 235 с.

2. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2012. - 608 с.

3. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.

2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2009. - 447 с.

3. Введение в психологию : учеб. / ред. А. В. Петровский. - М. : Академия, 1998. - 496 с.

4. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]:Курс лекций / Гиппенрейтер Ю.Б. - М. : ЧеРо, 2002. - 334 с.

6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. - 582

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.

8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.

Практические задания:

1. Составить схемы: «Стадии развития психики», «Структура сознания», «Структура самосознания», «Структура Я - концепции»,

2. Подготовить сообщения на темы: «Самосознание человека», «Учение З.Фрейда о бессознательном».

Психологические задачи:

1. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется в психологии:

a) личность

b) сознание

c) «Я-концепция»

d) структура самосознания

2. Особая форма психического отражения у человека, интегрирующая в себе все другие процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания.

a) мышление

b) бессознательное

c) сознание

d) чувства

3. Какие факторы стали решающими для формирования сознания.

a) возникновение государственного общества

b) изготовление орудий труда

c) неблагоприятные природные условия

d) появление языка и речи

4. Основные компоненты сознания.

a) предметное сознание - совокупность знаний человека об окружающем мире

b) самосознание

c) адекватные эмоциональные оценки и переживания в отношениях с окружающим миром

d) целеполагание

5. Какой этап бодрствования не связан с творчеством и не окрашен особыми эмоциями?

a) нормальное бодрствование

b) напряженное бодрствование

c) расслабленное бодрствование

6.На каком этапе происходит переход ко сну на фоне внутреннего созерцания?

a) нормальное бодрствование

b) напряженное бодрствование

c) расслабленное бодрствование

7. Периодическое функциональное психическое состояние со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.

a) апатия

b) расслабленное бодрствование

c) кома

d) сон

8. Вид сна, сопровождающийся быстрыми низкоамплитудными колебаниями на энцефолограмме, атония антигравитационной мускулатуры, падет активность мышц шеи, появляется физические явления в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.

a) наркотический сон

b) парадоксальный сон

c) патологический сон

d) медленный сон

9. В фазе этого сна наблюдаются тонические (стойкие)изменения вегетативных и моторных показателей, снижается тонус мускулатуры, замедляется активность дыхания, сердечной, пищеварительной и выделительной систем, сужаются зрачки, розовеет кожа.

a) наркотический сон

b) парадоксальный сон

c) патологический сон

d) медленный сон

10. Синхронизированный сон, без сновидений, со снижением вегетативного тонуса, фаза которого длится приблизительно 70 минут. В период этого сна могут появляться сомнамбулизм, сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения не помнят.

a) наркотический сон

b) патологический сон

c) медленный сон

d) парадоксальный сон

11. Вид сна, сопровождающийся физическими явлениями в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.

a) патологический сон

b) гипнотический сон

c) медленноволновой сон

d) быстроволновой сон

12. Этот сон наступает под влиянием словесного воздействия, сосредоточением внимания на монотонных раздражителях.

a) быстроволновой сон

b) патологический сон

c) гипнотический сон

d) медленноволновой сон

13. Тип сна, при котором бодрствование и сон приурочены к суточной смене дня и ночи.

a) монофазный

b) полифазный

c) дифазный

14. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

a) самосознание

b) сознание

c) бессознательное

d) предсознание

15. Придумайте и опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируется самосознание.

16. Приведите примеры актуализации в сознании человека различных "образов Я" : "настоящее Я", "динамическое Я", "идеальное Я", "ретроспек­тивное Я", "функционально-ролевое Я", "изображаемое Я", "социаль­ное Я", "физическое Я", "духовное Я".

17. Опишите множество жизненных ситуаций в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадек­ватно завышенной и неадекватно заниженной.

18. Разработайте множество психологических рекомендаций по взаимодействию с людьми, имеющими разный тип самооценки.

19. Какие способы психологического воздействия способствуют повышению самооценки.

20. Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

а) Уверенность в себе.

б) Общительность.

в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

г) Самостоятельность.

д) Стремление манипулировать другим человеком.

е) Искренность.

ж) Склонность выбирать работу полегче.

з) Любовь к лести.

и) Недоверчивость.

Практиечкое занятие 1.6.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 406.