Тема: Современные направления психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Этапы становления психологии. Кризис в психологии.

2. Бихевиоризм. Необихевиоризм.

3. Психоанализ З. Фрейда.

4. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

5. Индивидуальная психология А. Адлера.

6. Гештальтпсихология.

7. Когнитивная психология.

8. Гуманистическая психология.

9. Трансактный анализ Э. Берна.

10. Системные расстановки Б.Хелленгера.

Методические рекомендации:

Раскрыть кратко этапы становления психологии. Психология как наука о душе. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Кризис в психологии.

Бихевиоризм. Основатели, понятия и экспериментальные исследования поведения в работах Д. Уотсона и Э. Торндайка. Необихевиоризм в исследованиях Э. Толмена и Б. Скинера.

Психоанализ З. Фрейда. Основные понятия: бессознательное, либидо, структура психики, психосексуальные стадии развития, психологические защитные механизмы.

Аналитическая психология К.Г. Юнга. Основные понятия: коллективное бессознательное, архетипы и их структура, типы личностей.

Индивидуальная психология А. Адлера. Основные понятия: чувство неполноценности, компенсация чувства неполноценности, чувство общности, свобода выбора, очередность рождения, типы личности.

Гештальтпсихология. Основные представители и их исследования (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин).

Когнитивная психология. Исследования Ж.Пиаже, У. Найссера и др.

Гуманистическая психология А. Маслоу и К. Роджерса. Основные понятия: самоактуализация, фассилитация, характеристика психически здоровой личности.

Трансактный анализ Э. Берна. Основные понятия: жизненный сценарий, позиции: родитель, взрослый, ребенок; психологические игры.

Системные расстановки Б.Хелленгера. Основные понятия: порядки любви (иерархия, баланс брать и давать, принадлежности и уровновешивании).

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

Дополнительная литература:

1. Адлер , А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер . - СПб. : Акад. проект, 1997. - 254 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. – 582.

3. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.

4. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. [Текст]/ Л. Хьелл – СПб., 1997.

5. Юнг, К. Г. Психологические типы [Текст] : пер. с нем. / Юнг К. Г. - М. : Университетская книга, 1997. - 716 с.

6. Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века [Текст] : учеб. пособие / М. Г. Ярошевский. - 2-е изд. - М. : Академия, 1997. - 416 с.

Практические задания:

1. Заполнить таблицу «Основные направления зарубежной психологии»

Направление Представители Предмет психологии
     

2. Подготовить сообщения на темы: «Защитные психологические механизмы», «Законы гештальтпсихологии», «Архетипы и их характеристика», «Научные достижения отечественного ученного в психологии» (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.П. Павлова, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломова, Б.М. Теплова и др.).

Психологические задачи:

1. Учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений:

• неофрейдизм;

• бихевиоризм;

• геншальтпсихология.

2. Отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Возникла в I половине ХХ века основоположник – Г. Оллпорт, А. Маслоу и К. Роджерс.

• дифференциальная психология;

• детская психология;

• гуманистическая психология.

3. Какие открытия предшествовали развитию поведенческой теории мотивации и теории высшей нервной деятельности:

• теория инстинктов;

• эмоциональное учение Ч. Дарвина;

• открытия И. П. Павлова.

4. Кто разработал теорию мотивации?

• А. Маслоу;

• К. Роджерс;

• К. Левин.

5. Кто выделял следующие типы людей по характеру мышления: 1. Интуитивный тип. 2. Мыслительный тип.

• З. Фрейд;

• Э. Блейер;

• К. Юнг.

6. Кто был создателем теории личности, получившей название теория черт:

• Г. Оллпорт;

• Г. Айзенк;

• Р. Кеттел.

7. Три составляющие структуры личности «ОНО», «Я», «Сверх Я» предложил:

• К. Юнг;

• Г. Айзенк;

• З. Фрейд.

8. К сторонникам гуманистической теории личности относятся:

• К. Юнг;

• Р. Кеттел;

• А. Маслоу;

• Р. Роджерс.

9. Назовите автора теория развития личности:

• Л. И. Божович;

• Э. Эриксон;

• З. Фрейд.

10. Способ приобретения знаний, умений и навыков через многократное механическое повторение действий, в результате которых они формируются. Введен американским исследователем Э. Торндайком:

• метод семантического дифференциала:

• метод проб и ошибок;

• метод близнецов.

11. Одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс, и динамику их формирования.

• гештальтпсихология;

• когнитивная психология;

• гуманистическая психология.

12. Учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берет свое начало в работах древних философов, но полное развитие получило в средние века. Развернуто представлено в работах французского философа Р. Декарта.

• бихевиоризм;

• гелозоизм;

• дуализм.

13. Приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

• социальное научение;

• викарное научение.

14. Один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Под его воздействием из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.

• замещение;

• аннулирование;

• вытеснение.

15. Временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

• асоциализация;

• деперсонализация;

• обезличивание.

16. Один из защитных механизмов, представляющий собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
• сублимация;

• замещение;

• отрицание.

17. Опишите множество жизненных ситуаций (не менее 20), в которых происходит актуализация механизмов психологической защи­ты. Определите, какие механизмы психологической защиты в них проявляются.

18. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного сти­ля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси). Коллег и знакомых она уверяла, что такая оде­жда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необ­ходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. Поэтому по­воду в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вер­нуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не бу­дешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

д) Анна, звезда женского футбола, во время игры порвала связки на ноге. Когда врач сказал, что она никогда не сможет играть в футбол, она принялась старательно изучать методику работы футбольного тренера.

е) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

ж) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

з) Ольга постоянно забывает поздравить отца, который ушел в другую семью, с днем рождения.

и) Иван не сдал экзамен по математике и объясняет это тем, что математика – очень сложный предмет.

к) Андрей последнее время пристрастился к выпивке, но не считает себя алкоголиком.

19. Проанализируйте приведенные примеры. Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание?

1) «Заседание закрыто... Ах, простите... Заседание открыто», — объявляет председатель.

2) Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала... Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из затруднительного положения.

3) Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию... а не умрет ли она во сне?

4) Прославленный хирург в самом деле «артистически» действует скальпелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстрируемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял с детства.

5) Читатель популярного медицинского журнала узнал об опытах над животными, которые проводятся в рамках экспериментальной работы по излечению от хронического алкоголизма, и прислал в редакцию возмущенное письмо, предлагая «защитить права несчастных безвинных животных» и проводить опыты над самими «отбросами общества», «никому не нужными бомжами», «опустившимися пьяницами» и «бытовыми» хулиганами.

20. К. Хорни предложила выделять несколько стратегий, приспосабливающих человека к миру и избавляющих его от первичного чувства коренной тревоги. Приведите из литературы примеры таких стратегий: а) «невротического стремления к любви», б) «стремления к власти», в) «невротической изоляции», г) «невротической покорности». Поясните, как формируются именно такие индивидуальные стратегии.

21. Проанализируйте следующие высказывания К. Роджерса.  Определите какие принципы гуманистической психологии в них проявляются?

a) Если я воздержусь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно.

b) Если я воздерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они сами заботятся о себе.

c) Если я воздерживаюсь от проповедования людям, они сами ведут себя правильно.

d) Если нечего не навязываю людям, они становятся собой.

 

 


Практическое занятие 1.4.

Тема: Психика и мозг

План:

1. Мозг – саморегулирующая система.

2. Проблема локализации психики.

3. Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Функциональная асимметрия мозга.

4. Рефлекторная деятельность И.М. Сеченова, ВНД по И.П. Павлову.

Методические рекомендации:

Рассмотреть строение и функционирование центральной нервной системы. Нейрон и его функции. Вегетативная, соматическая нервная система. Спиной и головной мозг.

Раскрыть проблему локализации психики. Блоки мозга по А.Р.Лурия. Энергетический блок, блок хранения и переработки информации, блок контроля и регуляции деятельности.

Дать харатеристику учению о доминанте А.А.Ухтомского, Функциональная асимметрия мозга, изучение преобладания правого или левого полушария. Вербальность или образность полушарий. Специфические процессы каждого из полушарий головного мозга. Проблема нарушения одного из полушарий.

Рассмотреть понятие рефлекторной деятельности по И.М.Сеченову, его учение о условных и безусловных рефлексах, о первой и второй сигнальной системе И.П.Павлова. Высшая нервная деятельность.

Основная литература:

1. Нуркова, В. В. Психология [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 375 с.

2. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для высш. учеб. заведений / авт., ред. Б. А. Сосновский [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 799 с.

3. Гуревич, П. С. Психология [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2012. - 608 с.

4. Психология [Текст] : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. пособия / под ред. В. Н. Панферова. – СПб.: Питер, 2013. - 480 с.

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2002.- 192 с.

2. Баданина, Л. П. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта, 2009. - 447 с.

3. Введение в психологию : учеб. / ред. А. В. Петровский. - М. : Академия, 1998. - 496 с.

4. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Пед. общество России, 2001. - 275 с.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]:Курс лекций / Гиппенрейтер Ю.Б. - М. : ЧеРо, 2002. - 334 с.

6. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2010. - 319 с.

7. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2007. – 582с.

8. Никандров, В. В. Психология [Текст] : учеб. / В. В. Никандров. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - 975 с.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 713 с.

10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.

11. Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

Практические задания:

1. Законспектируйте статьи: Лурия А.Р. «Мозг и психика», Павлов И.П. «Условный рефлекс» // Хрестоматия по психологии [Текст]/ Под ред. А.В.Петровского – М., 1987.

2. Заполнить таблицу

Таблица «Блоки мозга»

Блоки Описание
Энергетический блок      
Блок хранения и переработки информации    
Блок контроля и регуляции деятельности    

Психологические задачи:

1.Приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным, подкреплением со стороны актуальной потребности.

• условный рефлекс;

• безусловный рефлекс.

2.Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются:

• эфферентными;

• афферентными.

3.Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, называются:

• аксоны;

• синапсы;

• дендриты.

4.Автономная органическая система, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через центральную нервную систему:

• кора головного мозга;

• первичные проекционные зоны;

• анализатор.

5.Явления условно-рефлекторного научения открыл:

• Сеченов И. М.;

• Павлов И. П.;

• Халл К.

6.Понятие концептуальной рефлекторной дуги было предложено:

• Е. Н. Соколовым;

• П. К. Анохиным;

• Ч. А. Измайловым.

 

 

Практическое занятие 1.5.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 367.