Невроз – это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущностью невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или ошибки основных нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).

Факторы, способствующие возникновению невроза:

¨ Особенности личности (инфантилизм, невропатия, психопатические черты характера, акцентуации характера).

¨ Психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений,

интоксикаций и др.

¨ Отклонения в воспитании ребёнка.

Невроз как психогенное заболевание должен отвечать

трём основным критериям:

· он вызывается психологической травмой;

· появляется, как правило, вслед за психической травмой;

· содержание психической травмы отражается в картине болезни;

 

По форме проявления невроз может быть:

1 Невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое нервно-психическое расстройство).

2 Невротическое состояние (более продолжительное и медленно обратимое нервно-психическое расстройство).

3 Невротическое формирование характера (когда факторы вызывающие невроз приводят к выраженным изменениям характера).

Виды неврозов.

Неврастения.

Невроз страха.

Истерический невроз.

Депрессивный невроз.

Невроз навязчивых состояний.

Системные (моносимптомные) неврозы.

Патологические привычные действия.

 

НЕВРАСТЕНИЯ.

              Возникает при истощении нервной системы в связи с непосильной интеллектуальной и физической нагрузкой, эмоциональным переживанием ребёнка своей недостаточности, боязнью наказания за плохие отметки, чувством стыда перед окружающими и т п. Чаще это длительные психотравмирующие ситуации, связанные с конфликтами в семье, школе, чрезмерные требования и ограничения. У школьников неврастения очень часто возникает в результате перегрузки учебными занятиями.       Основными симптомами неврастении являются:

1. раздражительная слабость;

2. повышенная истощаемость;

Основными процессами протекающими в ЦНС являются процессы возбуждения и торможения, при неврастении нарущаются оба, и когда один из них снижен в большей степени, то второй начинает преобладать. В связи преобладанием первого или второго выделяют:

 

1) Гиперстеническая форма неврастении (основа – ослабление внутреннего торможения, преобладание процесса возбуждения), проявляется в раздражительности, несдержанности, импульсивности. В начальный период заболевания возникают вялость, пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания. Усиливается утомляемость к концу дня или недели. Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения, непереносимость резких и громких звуков, запахов и других раздражителей. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания, стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами.

 

 2) Гипостеническая форма неврастении (в основе лежит истощение раздражительного процесса с явлениями запредельного охранительного торможения), преобладают чувство усталости, слабость, сонливость, психическая заторможенность. Дети жалуются на головную боль, неприятные ощущения в различных частях тела. Иногда отмечаются нарушения аппетита, тошноту, необъяснимые расстройства стула, нейродермит, энурез, тики, заикание, обморочные состояния.

У детей чаще встречаются смешанные формы.

     Течение неврастении обычно благоприятное, но при затяжном течении может приводить к невротическому астеническому формированию личности.

     Лечение: устранение психотравмирующего фактора, нормализация нагрузок, психотерапия, усиление внимания взрослых. При невозможности изменить ситуацию детей направляют на лечение в стационар, санаторий. Лекарственное лечение.

НЕВРОЗ СТРАХА.

Невроз страха – это форма невроза при которой страх является главным проявлением заболевания и определяет поведение ребёнка или подростка.

 

Основу невроза страха составляет синдром сверхценных страхов, содержание которых зависит от конкретной психотравмирующей ситуации и возраста ребёнка.

У детей 3 – 6 лет преобладают страхи животных, персонажей из кинофильмов, сказок, домашних ссор, драк или придуманных взрослыми образов для «воспитательного запугивания». В 6 – 8 лет – страхи темноты, одиночества, разлуки с родными; в более старшем возрасте – страхи болезни, смерти. Невроз страха может быть остаточным явлением перенесённой эмоционально – шоковой реакции. Невроз страха с длительным течением, обострениями может приобрести характер навязчивого состояния.

Невроз страха может протекать в виде дневных и ночных приступов с тревожным настроением, двигательным беспокойством, дрожью, расстройствами регуляции внутренних органов.

В группе неврозов страха выделяют «школьный невроз» у сверхопекаемых детей, при чрезмерно строгом воспитании, проявляющийся чаще у младших школьников стойким страхом посещения школы, боязнь ответа у доски, боязнь сделать ошибку, которые обуславливают отказ идти в школу, уходы из дома, бродяжничество.

Чтобы избавиться от неприятных приступов страха, дети жалуются на головную боль, усталость, тошноту, нередко имитируют рвоту, энурез. Невроз страха в форме страха за жизнь и здоровье близких может возникнуть у детей с повышенной внушаемостью, впечатлительностью, мнительностью, при смерти, болезни кого–либо из родственников.

У детей тревожно – мнительного склада невроз страха может принимать затяжное течение, (сужается круг интересов, возникает инертность психических процессов).

Лечение : не следует давать советы «побороть страх», но и чрезмерно фиксировать на нём внимание. С учётом особенностей личности и возраста ребёнка конкретно в каждом случае проводят лечебно – педагогические мероприятия, психотерапию «отвлечения» и «переключения». Назначают успокаивающие и общеукрепляющие лекарства, процедуры. Важным является воспитание самостоятельности, включение ребёнка в деятельность и коллектив жизнерадостных детей.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.