ДИЗАРТРИЯ (моторная алалия).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

             «Поломка» полноценной речевой функции при моторной алалии

(дизартрии) происходит двумя путями. 

Во-первых, движения губ, языка, диафрагмы, дыхательных мышц нарушаются вследствие их частичного паралича. 

Во-вторых, нечёткость произношения возникает из-за расстройства ощущения движений. При любом движении рукой, ногой, головой мы отчетливо чувствуем направление движения, собственную активность и др. Точно так же воспринимаются движения языка, губ, гортани, щёк, участвующих в речевой функции.

Главный признак дизартрии – нечёткое произношение звуков, слов, фраз, что приводит к смазанной, неразборчивой, малопонятной окружающим речи. 

Ребенок искаженно произносит определенные звуки, заменяет или пропускает их. Чаще всего неправильно произносятся звуки, которые ребенок освоил позже при своем речевом развитии: Р, Ш, Т, Ф, 3, Ч. Может изменяться произношение одного или нескольких звуков.

Следует иметь в виду, что при дизартрии не только нарушается произношение, но также страдают темп речи, ритм и интонации. При малоподвижности голосовых связок голос ребенка становится глухим и слабым. Если нарушены движения мягкого нёба, то все произносимые звуки приобретают гнусавый оттенок, так как воздух во время речи свободно устремляется в нос. В ряде случаев дети говорят тихо, хрипло, невыразительно и монотонно. Нередко дети с дизартрией говорят медленно, иногда с трудом «выталкивая» слова.

Нечеткое произношение звуков у отдельных ребят сопровождается тиками, насильственными движениями, которые, как правило, во время речи усиливаются. Иногда из-за тиков отчетливая речь ребенка может неожиданно прерываться, возникает спазм голосовых мышц и речь становится невнятной.

При типичной дизартрии умственное развитие ребенка существенно не страдает. Из-за того, что ребенок неловок, при речи строит гримасы, неуверен в себе, может создаться впечатление, что он интеллектуально неполноценен. Такого рода заключения часто бывают ошибочными. Если со страдающими дизартрией детьми упорно заниматься, они успешно учатся в школе и впоследствии приобретают профессию. Разумеется, таким ребятам лучше рекомендовать работу, не связанную с речевой нагрузкой: профессии актера, лектора, педагога не для них.

Дизартрия никогда не бывает изолированным расстройством – врач обычно находит и другие нарушения, не относящиеся к речи, к примеру, стойкие двигательные нарушения или судорожные припадки, характерные для детского церебрального паралича. В каких случаях родителям следует прибегнуть к помощи специалистов – врача и логопеда?

С выводом о болезненном нарушении речи торопиться не следует. Надо иметь в виду, что чёткое произношение звуков ребенок осваивает постепенно, лишь к 5-6 годам дети все согласные звуки произносят внятно и разборчиво.

 

ДИСЛАЛИЯ.

Первые слова, а позже короткие фразы ребенок произносит, как правило, неразборчиво, нечетко. Поначалу этот лепет вызывает умиление родителей, и лишь много позже, когда косноязычие ребенка затрудняет общение с ним, возникает мысль о болезненном нарушении речи.

Обычно к 4-5 годам у большинства детей формируется четкая, понятная речь. Однако у некоторых ребят несовершенное произношение сохраняется, хотя при обследовании у них не находят снижения слуха или каких-либо нарушений со стороны речевых мышц или нервов. Такого рода дефект звукопроизношения называется дислалией. Дислалия может наблюдаться как у детей с сохраненным интеллектом, так и у умственно отсталых, сочетаться с нарушением письма (дисграфия) и чтения (дислексия), грамматической стороны речи, то есть с другими видами недоразвития.

При дислалии могут неправильно произноситься любые согласные звуки. Внимательный анализ речи ребенка показывает, что он не пользуется определенными звуками, либо заменяет или искаженно произносит их. Чаще всего нарушается произношение трудных для выговаривания звуков – Р, Л, 3, С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. До 4-х лет у детей может отмечаться физиологическое косноязычие. После 4-х лет это явление расценивается как дислалия. Дислалия отмечается у четверти детей дошкольного возраста. К началу обучения в школе далеко не все дети говорят разборчиво – у 5-7% младшеклассников врачи и логопеды находят дислалию. Её причиной могут быть механические факторы – неправильный прикус, приводящий к плохому смыканию челюстей, узкое и высокое нёбо, толстые и малоподвижные губы. Иногда у ребенка обнаруживается укорочение подъязычной уздечки. При этом дефекте движения языка ограничены, особенно подъем его кверху. При укороченной уздечке языка нарушается произнесение согласных (р – л) и других, при дефектах строения зубов – шипящих и свистящих звуков. Размеры также имеют значение – при большом, еле помещающемся во рту языке трудно овладеть ораторским искусством. К механической дислалии относится особый ее вид – ринолалия, обусловленная нарушением строения верхнего неба и полости носа, частая причина – увеличенные аденоиды у детей. Проявляется ринолалия искажением гласных и согласных звуков с гнусавым оттенком голоса. Понятно, что эти причины не вина ребенка, а его беда, и он нуждается в помощи.

Дислалия - расстройство преходящее, с возрастом при помощи, врачей, логопеда, родителей и педагогов оно большей частью проходит бесследно.  

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ

Функциональная дислалия является следствием неправильного речевого воспитания (сюсюкающая речь родителей) или закрепившейся реакцией подражания неправильной речи окружающих детей. Функциональная дислалия может наблюдаться у психически полноценных детей, а также сочетаться с задержкой психического развития. Вместе с тем ребенок может говорить нечётко, имея вполне нормальное строение речевого аппарата. Если малыш постоянно слышит неясную, косноязычную речь взрослых, то и он, скорее всего, заговорит с заметным искажением звуков. Неправильно поступают родители, постоянно «сюсюкающие» с ребенком, – это задержит его речевое развитие. С детьми следует говорить внятно и неторопливо, как мы говорим со взрослыми, если заинтересованы, чтобы нас поняли.

В некоторых случаях дислалию можно объяснить существующим двуязычием в семье. Если взрослые дома говорят на разных языках, то ребенок путает особенности произношения.

ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

 

ДИСЛЕКСИЯ

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Различают оптическую, связанную с нарушением дифференцировки графем (графема - графическое изображение звуков человеческой речи) и перевода их в звуки, и акустическую (фонематическую) дислексию, обусловленную нарушением слухового анализа их. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов, неверно расставляют ударения во время чтения.

. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “Д-Т”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Зачастую при выраженных формах дислексии дети учатся под диктовку родителей, прочитывают текст с опорой на наглядность, заменяя при этом написанные слова сходными по смыслу.

ДИСГРАФИЯ

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них очень плохой почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они не могут обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако, врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Лечение. Проводятся повторные курсы восстановительной и стимулирующей терапии. Важной является ранняя логопедическая коррекция: детей дошкольного возраста целесообразно помещать в логопедический детский сад, а в последующем – при выраженных формах алалии – переводить в специальные речевые школы. Лечение при дизартрии следует начинать, если речевые трудности осложняют отношения со сверстниками и в речи преобладают замены и пропуски звуков (а не их искажение).

Так как основой дизартрии является, частичный, или выраженный паралич речевых мышц, то логопед регулярно проводит массаж и гимнастику органов артикуляции. Упражнения лучше проводить в игре, постараться увлечь ребенка занятиями.

Так как чаще всего патология речи лишь часть, более общего заболевания – детского церебрального паралича, последствий энцефалита, травмы мозга, то лечить надо, разумеется, болезнь в целом: принимать соответствующие лекарства, проводить лечебную физкультуру, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры. Полезны закаливание, «оздоровление» зубов и органов носоглотки. При настойчивом, последовательном и грамотном лечении результат не замедлит сказаться.

При задержке развития речи, связанной чаще всего с нарушение темпа созревания речевой функции, отмечаются запаздывание на 2-3-5 месяцев срок появления первых слов и фразовой речи, удлинение периода физиологической дислалии, ограничение словарного запаса. Эта форма речевой патологии не требует специальной длительной коррекции у логопеда, а после его консультации занятия по развитию речи могут проводить родители.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделения грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует, ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

 

Задержка психического развития с дискалькулией.

(специфическое отставание в арифметике)

При дискалькулии наблюдается нарушение формирования навыка счета, которое может возникать как изолированное расстройство или сочетаться с недостаточностью пространственной ориентировки. Проявляется дискалькулия непониманием структуры числа. Особенное затруднение вызывают цифровые операции с переходом через десяток. Дети пишут цифры, не усвоив их в числовом ряду: вместо 537-375 или 753. пишут раздельно сотни и единицы, например, 107 как 100 и 7, с трудом усваивают понятие разрядности числа.

  При нарушении пространственной ориентировки дети часто затрудняются в анализе схемы тела, путая правую и левую стороны, не могут отыскать геометрические фигуры, сложить их по образцу, соотнести предметы в пространстве, в связи с чем путают предлоги, что является предметом обращения родителей к логопеду. В дошкольном возрасте дети плохо рисуют, не усваивают подвижных игр связанных с пространственной ориентировкой, испытывают трудности в установлении последовательности отдельных фрагментов событий. Содержание рассказа дети передают непоследовательно, фрагментарно. При изолированной дискалькулии другие стороны интеллекта могут быть не нарушены (абстрактное мышление, словарный запас память и.д.р.) Задачи они решают и хорошо объясняют, однако без подстановки цифр. В старших классах они испытывают также затруднения в овладении другими точными дисциплинами (химия, физика). В некоторых случаях пространственные и дискалькулические расстройства выражены частично, что проявляется в трудности усвоения такого предмета, как черчение, особенно раздел - стереометрии и др.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.