А если ребенок уже полон страхов?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— А если ребенок уже полон страхов? Как вести себя родителям?

— Самое глупое, что могут сделать родители, узнав о страхах своего ребенка, – это начать иронизировать. Восклицая: ”Трусишка!” Да это же чепуха!”, вы ни в коей мере не сделаете ребенка более отважным, а лишь породите в нем новый страх – страх быть откровенным с вами. Он поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно замкнется.

Прежде всего, родителям нужно быть в высшей степени внимательными. Это поможет вам без лишних вопросов определить, что именно вызывает страхи у вашего ребенка: темнота, лифт, одиночество, животные, высокий балкон. Поняв, в чем дело, ни в коем случае не обсуждайте это с ребенком. Ребенок тоже не должен слышать, как вы говорите кому-то: ”Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится”. Или: ”Один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти”. Но при этом постарайтесь создать атмосферу психологического комфорта. Что это значит?

· Во-первых, вы должны по возможности облегчить страдания трусишки: оставлять в его комнате включенный ночник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки, если он боится лифта – идти пешком (ничего, это полезно для здоровья!).

· Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! Он будет защищен.

· В-третьих, почаще хвалите ребенка за храбрость (да, да! трусишку!), пусть и на пустом месте. Например, мама идет с сыном по темной улице, крепко держит его за руку и при этом говорит: ”Ты знаешь, когда я с тобой, я ничего не боюсь!”.

Есть ряд игр, которые помогают ребенку изжить свой страх. Предложите трусишке (невзначай, в шутливой форме, без фиксации) нарисовать свой страх. Если он с этим справится, обязательно похвалите его за художественные способности и посмейтесь над изображением. Следующее задание психологически более сложное: надо изобразить себя рядом со своим страхом. Многие дети отказываются это делать. Кто-то прямо говорит, что не хочет, кто-то прикрывается словами “надоело”, “неинтересно”. Какой бы ни была форма отказа, в любом случае отказ свидетельствует о глубоком страхе. Ну что ж, тогда не торопитесь, а через какое-то время вернитесь к идее рисунка. И если понадобится, помогите ребенку. Наконец, на третьем этапе предложите сыну (или дочери) нарисовать, как он победил свой страх. И чем воинственнее это будет выглядеть, тем лучше. Пусть изобразит себя с палкой, с ружьем, с гранатой или пушкой. Этот рисунок следует показывать в присутствии ребенка всем, кому только можно, радостно комментируя его и фиксируя внимание зрителей на одержанной победе.

Куклы лечат душу

— Расскажите, пожалуйста, о ваших “лечебных” спектаклях. Могут ли родители воспользоваться вашим методом?

— На психотерапевтических занятиях с детьми-невротиками мы разыгрываем специальные лечебные сны, спектакли. Сценарии мы всегда пишем сами, давая детям возможность экспромта, но только там, где это необходимо. Занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным образом участвуют в спектаклях. И очень часто именно в результате совместной театрализованной игры мамы и папы впервые понимают, как нелегко живется их больному ребенку, и учатся помогать ему. Кстати, родители таких детей нередко и сами нуждаются в психологической помощи, ведь генетика в психологических отклонениях играет далеко не последнюю роль. По нашему глубокому убеждению (и по убеждению многих врачей тоже), невроз возникает и развивается в семье, а поэтому и лечиться должен тоже в семье.

 Вот несколько театральных этюдов, которые можно разыгрывать в домашних условиях, разумеется, приспосабливая их к вашему случаю. Ширму легко соорудить из двух стульев, куклы можно взять самые обыкновенные, не театральные.

 

Этюд первый. Страшный сон.

Мальчик и девочка (кукла) ложатся спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот) – желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж. Важно только, чтобы “чудовище” изображалось как можно смешнее! Кукла-ребенок боится, дрожит, тоже преувеличенно, а потом сама или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего лишь колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стул одежда, или цветочный горшок на окне...

Этюд второй. Гроза.

Дело происходит на даче, в деревне. Хозяин собаки (кукла) ложится спать и только было засыпает, как начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, хотим отметить, что так называемый словесный ряд – проговаривание, а не только демонстрация на ширме событий и действий – в психотерапевтических этюдах чрезвычайно важен. У невротических детей, а именно такие дети чаще всего подвержены страхам, нередко нарушена или ослаблена словесно- образная связь, и восстановление ее в данном случае необходимо для развенчивания придуманных образов страха. Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами... А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая и испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать, и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого.

Можно разыграть эти сценки и вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, пусть будет просто зрителем. Самое лучшее – это когда взрослые становятся зрителями, а ребенок – единственным “актером”, исполняющим поочередно разные роли.

Этюды про хозяина и собаку – наш любимый и весьма эффективный прием. Собака воплощает основной характерологический порок ребенка, а хозяин – это идеальная, как бы уже освобожденная от порока личность того же ребенка.

 

Этюд третий. Болезнь.

У собаки разболелось... (назовите сами, что). С каждым днем ей делалось все хуже и хуже (в красках опишите признаки ухудшения), но она боялась идти в собачью поликлинику. Хозяин ее уговаривал и так и сяк, но ничего не помогало. Наконец, когда бедная собака, уже не переставая, выла от боли, хозяин придумал, как отвести ее к врачу, причем так, чтобы ей было не страшно. Что же он придумал? (Показать счастливый исход).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.