Составляют группу психопатологических феноменов, в основе которых лежит болезненная фиксация произвольных действий, свойственных чаще всего детям раннего возраста.
Определяющими факторами являются чрезмерно строгое воспитание, физические наказания, отсутствие ласкового эмоционального отношения родителей и др. причины, приводящие к состоянию эмоциональной напряженности ребенка, чувству хронической неудовлетворенности. П.П.Д. временно уменьшают эмоциональную напряженность и становятся привычными. Они чаще наблюдаются у детей с недостаточностью функций мозга. Для всех форм П.П.Д. общим признаком является вначале произвольный, сознательный характер, возможность произвольной остановки движений.
С шестилетнего возраста дети осознают отрицательные стороны П.П.Д., но у большинства из них отсутствует стремление освободиться от них.
СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ И ЯЗЫКА (ХЕЙЛОМАНИЯ)
Встречается обычно у детей до шестилетнего возраста, в отдельных случаях - в младшем школьном возрасте. Чаще всего наблюдают сосание большого пальца руки. При попытке родителей подавить сосание, дети отмечают «тягостное ощущение внутреннего напряжения. При этой привычке возникает деформация прикуса зубов.
ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ (ОНИХОФАГИЯ)
Часто сочетается с различными невротическими расстройствами. Кусание ногтей усиливается в состоянии тревоги, волнения, обиды.
ТРИХОТИЛЛОМАНИЯ
Проявляется стремлением выдергивать волосы на голове, из бровей или ресниц как зафиксированное условно-рефлекторное действие, приносящее уменьшение напряженности. У некоторых детей отмечается снижение болевой чувствительности к данному действию. При длинных волосах разновидностью трихотилломании является откусывание кончиков волос.
ОНАНИЗМ (МАСТРУБАЦИЯ)
В детском возрасте относится к вредным болезненно зафиксированным привычкам. В основе ее лежит не проявление полового инстинкта, а чаще механическое раздражение наружных половых органов (опрелости, глисты - острицы, вульвит, фимоз, несоблюдение гигиены половых органов). Онанзм у детей младшего возраста не сопровождается сексуальным возбуждением, поэтому это иногда называют псевдоонанизмом.
У детей школьного возраста онанизм чаще сопровождается половым возбуждением и фантазиями сексуального содержания.
Лечение: ведущая роль принадлежит разъяснительной индивидуальной и семейной психотерапии. Лечение направлено на устранение биологических и психологических причин повышенной возбудимости. Назначают лекарства общеукрепляющие, нормализующие сон. Необходима психотерапевтическая коррекция в обращении с детьми, частых запретов и физических наказаний, применяемых родителями, особенно при онанизме. Ограничивают прием мяса, острого, соленого, рекомендуете более позднее укладывание в постель, прогулка, посещение бассейнов. При онанизме снимает сексуальное напряжение занятия спортом, физическим трудом, интенсивная, активная деятельность, лекарства.
ТЕСТЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ НЕВРОЗА.
ТЕСТ 1. Для взрослых.
Причины неврозов разнообразны. Здесь и неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств, и внезапно навалившиеся на Вас заботы и тревоги; длительное напряжение нервно – психических сил, не давшее желаемого результата; несбывшиеся мечты, горечь утрат и разочарований, другие, значимые для Вас психические травмы и стрессы.
Поскольку мы часто слышим «больное общество», то не будет лишним спросить: «А не больны ли мы сами, скажем, неврозом – самым распространенным видом нервно – психических расстройств у современного человека?» на подобный вопрос можно ответить утвердительно, если на большинство нижеследующих пунктов мы даём положительные ответы, которые оцениваются в баллах.:
2-б – полностью соответствует
1-б – частично
0-б – не касается
1. Легко расстраиваемся, раздражаемся по пустякам, долго не можем придти в себя.
2. Становимся все более чувствительными, ранимыми и обидчивыми.
3. Всё труднее контролируем свои чувства и эмоции, хотя потом и переживаем с чувством вины.
4. Всё больше беспокоимся, волнуемся без особых причин, не можем ждать, как обычно, нетерпеливы и непоследовательны в действиях и поступках.
5. Начинаем видеть опасность там, где её нет, и более чем часто сомневаемся в правильности своих решений.
6. Всё менее жизнерадостны и активны в новых контактах, воспринимаем уже многое в мрачном свете, часто ворчим и злимся, как потом оказывается, совсем не потому поводу.
7. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт, борьба противных чувств и желаний. В итоге нет единого внутреннего единства, естественности и уверенности, прежнего самочувствия и работоспособности.
Сумма 5 – 10 баллов говорит о наличии эмоционального стресса, о том, что Вы болели неврозом или заболеете им в ближайшее время.
10 – 14 баллов – это с Вами уже происходит, ничего хорошего ждать не нужно, и чем скорее Вы обратитесь за квалифицированной помощью к психологу или психотерапевту, тем меньше будет дальнейших затруднений для вас и близких.
ТЕСТ 2. ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу.
2. Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3. Капризничает без причины, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Более чем часто обижается, «дуется», не переносит ни каких замечаний.
5. Крайне не устойчив в настроении (эмоциональная лабильность), вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины
7. Как и в первые годы, снова сосёт соску, палец, все вертит в руках, грызёт ручку.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких; беспокойно спит, просыпается; не может сразу придти в себя.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность себе, нерешительность в действиях и поступках.
12. Всё быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время.
13. Всё труднее найти с ним общий язык, договориться; становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в животе утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, воспаление кожи.
15. Снижается аппетит, часто и по долгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает дет. сад или школу.
Каждый пункт оценивается в 2б, если выражен и, тем более, возрастает в своей интенсивности в последние годы.
Если указанные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1б. При их отсутствии ставится 0.
Оценка результатов теста.
От 20 до 30 баллов – невроз у Вашего ребёнка несомненен.
От 15 до 20 – он был или будет в ближайшее время.
От 10 до 15 – говорит о нервном расстройстве, не обязательно достигающего стадии заболевания.
От 5 до 10 – нужно быть более внимательным к нервной системе ребенка.
Менее 5 баллов – отклонения не существенны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей Вашего ребёнка.
Существует неприятная, но жизненно очевидная взаимосвязь между нервностью родителей и нервностью ребёнка. Чем больше родители не могут владеть собой, эмоционально расстроены, напряжены, обеспокоены, тем больше ребёнок усваивает эти нежелательные людям поведения. Более того, может даже подражать им, если он по возрасту ещё не подросток. А если он подросток, то наоборот, вырабатывает отрицательное отношение не только к этим людям, но и к родителям. Возникает конфликт, отчуждение, непонимание.
В подростковом возрасте появляются черты характера передающиеся с генами от родителей, и если мама или папа сами в детстве были «не сахар», а тут в отпрыске видят подобные черты, что вызывает разное неприятие, «разборки» и потерю с ним эмоционального и психического контакта. Такой ребёнок становится повышенно уязвимым в отношении отрицательных влияний идущих от сверстников и взрослых. Семейная ситуация наиболее неблагоприятна для психического развития подростка, если нет доверительного контакта с родителями того же пола. Здесь отрицательная роль принадлежит повышенной принципиальности родителей, отсутствию компромиссов, негибкости мышления со склонностью к стереотипам, азбучным, прописным истинам, наличию собственных неразрешимых проблем, истеричностью характера.
Совсем плохо, когда подросток не принимается эмоционально только потому, что походит на нелюбимого супруга или супругу. Тогда всю порцию недовольства получает именно он, если между родителями нет явного конфликта.
Вот почему дочь, похожая на отца, которым недовольна мать, не будет откровенна с матерью, поскольку она эмоционально не принимает дочь и не может служить ей опорой в трудные минуты жизни. Сын, похожий на мать, может также отторгаться отцом, которого раздражают общие с женой эмоцинальная чувствительность, ранимость обидчивость.
ТЕСТ 3. ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЗАРАНЕЕ,
ЧТОБЫ У НАШИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫЛО НЕВРОЗА.
1. Родить его в нужное время, без сопутствующей учёбы, экзаменов, сомнений в необходимости иметь детей в данное время. Тогда Ваш ребёнок не будет препятствием на Вашем жизненном пути и вызывать лишний раз раздражение, досаду и недовольство.
2. Предпринять необходимые меры безопасности до рождения ребёнка: проконсультироваться у психолога или психотерапевта, в медико-генетической консультации. Избегать психических стрессов, инфекций, контактов с вредными веществами. своевременно устранять неблагоприятные воздействия со стороны работы, знакомых и близких, настроиться на успешные роды и пройти предварительное обучение.
3. Принять ребёнка как судьбу, таким, какой он есть по полу, отложить все дела в сторону, полностью заняться уходом и воспитанием, не отдавать в ясли и помнить о высокой потребности любви к Вам в первые годы жизни, когда наиболее активно развиваются эмоции и способность к человеческим контактам.
4. Не оставлять одного в первые годы жизни и не передавать на попечение кому бы то ни было, не совершать дальних поездок в первые три года жизни.
5. Не забывать о муже, постараться как можно раньше вовлечь его в заботу и уход за ребёнком, подчеркивать его роль в семье и способность помочь как в психологическом, так и экономическом плане.
6. Как можно чаще играть с детьми, становиться на их место, сочувствовать переживаниям, одновременно стараясь обходиться без чрезмерной опеки и беспокойства.
7. Быть достаточно гибким и непосредственным в общении с детьми, признавать свои ошибки, доверять и «поступаться принципами», если это необходимо.
8. Учитывать индивидуальность, темперамента, характера и личности ребёнка, направлять развитие без искусственного опережения или замедления природного темпа.
9. Проанализировать проблемы в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять их в своем семейном опыте (если в детстве были проблемы в отношениях с родителями другого пола, то это может осложнять отношения в браке; если с родителями того же пола, то – в воспитании детей).
10. Своевременно замечать психологический дискомфорт и нервность детей, в том числе нарастающие страхи и беспокойства, плохое настроение, повышенную обидчивость и капризность, утомляемость, расстройство сна аппетита. Своевременно с мужем (женой) разобраться в причинах и внести коррективы в отношениях с детьми.
Каждый пункт оценивается в баллах:
0 – нет проблем;
1б – есть сомнения в возможности выполнить требования данного пункта;
2б – когда это практически трудно осуществить;
До 7 баллов предположительно, Вы можете справиться с представленными проблемами собственными силами, если не будет дополнительных неблагоприятных воздействий.
от 7 и больше баллов, возможно, Вам потребуется психологическая или психотерапевтическая помощь, или серьёзная работа над собой и лучше не откладывать это в долгий ящик, чтобы избежать невроза у ребенка.
ПСИХОЗЫ
У детей и подростков.
МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙПСИХОЗ - психическое заболевание, проявляющееся периодическими расстройствами эмоциональной сферы, в промежутках между которыми, больной полностью сохраняет свои способности и личностные качества.
Первые приступы могут быть у детей 12-16 лет. У девочек чаще совпадают с появлением менструации. Приступы болезни у детей кратковременны и могут быть в виде серии приступов.
Причины: наследственные факторы, циклоидные акцентуации, нарушения функции мозга.
Провоцирующие факторы: эндокринные нарушения в период полового созревания (пубертатный), психотравмы, инфекции, черепно-мозговые травмы.
Различают две формы - биполярную и монополярную. В подростковом возрасте чаще возникает биполярный психоз, начинается с депрессивной фазы, протекающей более длительно, чем маниакальная фаза.
При маниакально-депрессивном психозе возникает триада Крепелина.
При маниакальном синдроме:
1.повышенное настроение;
2.двигательное возбуждение;
3.речевое возбуждение.
При депрессивном синдроме:
1.пониженное настроение;
2. двигательная заторможенность;
3. речевая заторможенность.
Маниакальное состояние проявляется повышением настроения, неадекватной веселостью, бодростью. Подростки говорят о своей силе, ловкости, исключительных способностях, довольны собой и окружающими, отмечают ощущение физического благополучия, прилива сил.
На высоте приступа могут быть вспышки гнева, раздражительность, расторможенность сексуального влечения, усиление внимания, обострение памяти. Суждения отличаются поверхностью. Появляется стремление к деятельности, которая, однако, малопродуктивна. Больные мало спят, с усилением возбуждения они становятся циничными и агрессивными.
В депрессивной фазе возникает страх, немотивированная тревога, что они объясняют чувством неизбежности надвигающейся угрозы для себя и близких, высказываются мысли о нежелании жить. Мышление заторможено, часто возникают сверхценные идеи самообвинения. Жалуются на боли в сердце, тошноту. Движения замедленны, дети малоподвижны, избегают общения с окружающими, страдальческое выражение лица.
Как в фазе депрессии, так и в фазе мании наблюдаются учащенное сердцебиение, запор, отсутствие слез, узкие зрачки, сухость во рту, нарушение месячных, ночного сна, снижение веса.
Длительность приступа от нескольких часов, дней, до 2-3 недель. У взрослых фазы длятся от 2-3 до 5-6 месяцев, может быть до нескольких лет.
РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ
Основой реактивных психозов является реакция личности на психические стрессовые ситуации.
Выделяют:
---острые шоковые реакции;
---подострые шоковые реакции;
---затяжные реактивные психозы.
Чем острее действует психическая травма, тем меньшую роль играют ситуация, личность.
Возникновению реактивных психозов способствуют: ослабление мозга, акцентуации характера, черепно-мозговые травмы, общая соматическая ослабленность и другие факторы, уменьшающие адаптивные возможности личности.
ОСТРЫЕ ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ.
ОСТРЫЕ ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ - являются следствием сильного эмоционального потрясения на внезапно действующие раздражители ( крик, драка, устрашающий рассказ, неожиданная перемена обстановки ) у маленьких детей и внезапные тяжелые психические травмы ( стихийные бедствия, катастрофа, смерть или болезнь близких ) - у подростков.
Симптомы: вначале отмечается инстинктивный страх на фоне сумеречного сужения сознания: дети мечутся и кричат, не реагируют на задаваемые вопросы. При попытке остановить больного, он агрессивно и бессмысленно сопротивляется. Психомоторное возбуждение обычно длится несколько часов.
Возможны припадки по типу эпилептических или истерических. Для детей характерно также полное оцепенение, для старших - более сложные состояния с застывшим ужасом на лице, отсутствием речи, отказом от еды, тревогой и подавленностью. Может наступить частичное торможение (не подчиняется язык, отнялись ноги, заикание), а младших детей - нарушение функций отдельных органов: рвота, понос, отказ от еды и т.д. Характерен внешний вид больного при острой шоковой реакции: бледное лицо, расширенные зрачки, синюшность конечностей, потливость, озноб, часто может быть повышена температура тела, расстройство мочеиспускания. Острое состояние длится от нескольких часов до суток. В дальнейшем наступает период угнетения: сниженный фон настроения, немотивированные страхи, подозрительность, повышенная психическая чувствительность. У маленьких детей двигательная и эмоциональная расторможенность.
Острая шоковая реакция иногда переходит в подострые формы реактивных психозов (реактивную депрессию) или постпсихическое патологическое развитие личности.
Лечение: в период шока рекомендуется полный покой, тишина, исключение разговоров о психотравме, лекарственное лечение (успокаивающее), психотерапия, санаторное лечение.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 273.