Этюд четвертый. Прогулка в лес.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Однажды во время лесной прогулки с хозяином собака потерялась. Стемнело, наступила ночь. Собака поняла, что ей придется заночевать в лесу. Стало очень страшно. В темноте казалось что... (желательно назвать как можно больше зрительных и слуховых образов). И все-таки собака собралась с духом, вспомнила, что в темноте часто самая простая вещь кажется чем-то страшным, поняла, что... – это... и, спрятавшись под густой елкой, уснула. А наутро ее нашел хозяин и похвалил за храбрость. (Показать, как это произошло).

Попробуйте вместе с ребенком посмеяться над страхами (но ни в коем случае нельзя смеяться над самим ребенком). Важно, чтобы “страшилка” превратилась в “смешилку” – тогда и страх уйдет.

 

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

 В возникновении его играет роль механизм «бегства в болезнь», «условной приятности и желательности» болезненного симптома вследствие несоответствия желаний и реальных возможностей личности.

Истерический невроз у детей часто протекает в виде припадков.

Истерический припадок у детей насыщен размашистыми движениями и массой выразительных жестов. Ребёнок с громким криком, плачем падает на пол, беспорядочно бьётся руками, ногами, головой об пол, выгибается дугой. Подобные приступы связаны, со стремлением ребёнка добиться желаемого, обратить на себя внимание, и проходят сразу после выполнения желания. При истерическом припадке может быть обморочное нарушение сознания, отсутствие чувствительности к внешним раздражителям. В отличие эпилептических приступов истерические всегда ситуативно обусловлены; отсутствует полная потеря памяти на период приступа, тяжелые ушибы, прикусы языка, движения выразительные, манерные, размашистые. Истерический припадок может длиться часами и завершаться выходом в бодрствующее состояние или физиологический сон. У подростков и взрослых истерические припадки могут сопровождаться демонстративными попытками самоубийства (чаще всего вскрывают вены на предплечьи).

В редких случаях истерический невроз может проявляться в виде двигательных нарушений. Астазия – абазия (невозможность ходить стоять при сохранности движений лёжа), редко возникают истерические параличи, потеря слуха, (афония), речи (мутизм), истерический кашель, нарушения глотания, рвота, задержка дефекации, мочеиспускания. Наиболее редкая форма – летаргический сон.

 

При установлении диагноза истерический невроз всегда учитывают предрасположение особенности личности (жажда внимания, повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость и главное - завышенные претензии и желания, всегда сочетающиеся с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий).

У подростков истерический невроз часто принимает затяжное течение и в ряде случаев переходит в истерический вариант невротического развития личности.

Лечение: возможно раннее изъятие ребёнка из ситуации, в которой не справляются с его капризами. Применяют психотерапию – основной метод лечения разнообразных истерических расстройств. Назначают успокаивающие средства, физиопроцедуры.

ДЕПРЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ.

Основным признаком являются сниженные настроения, возникающие во время или вскоре после психической травмы, сочетающиеся с неврастеническими симптомами.

Депрессивный невроз чаще возникает у лиц, неуверенных в себе, нерешительных, несамостоятельных.

Психотравмирующими факторами часто являются представления о своей непривлекательности, наличие физического дефекта или длительное неразрешимая психотравмирующая ситуация.

При депрессивном неврозе отмечается подавленность настроения, проявляющаяся грустным выражением лица, тихой речью, плаксивостью, снижением общей активности, стремлением к уединению. Нередко нарушается сон, снижается аппетит. Содержание высказываний отражает психотравмирующую ситуацию.

Симптомы депрессивного невроза у детей не стойкие, хорошо поддаются терапевтическому лечению. В тяжелых случаях назначают лекарственные препараты – антидепрессанты.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

Развивается чаще у лиц психастенического склада, с тревожно – мнительными чертами характера.

   Преобладают психогенно возникшие навязчивые действия, влечения, страхи, представления, мысли, которые возникают у больного помимо его желаний, но при осознании их болезненности и критическом отношении к ним.

Несмотря на понимание того, что навязчивости лишены смысла, нелепы, больной бессилен в противоборстве с ними и если преодолевает их, то ценой изнуряющих страданий и переключения на иные навязчивые акты.

Причинами, способствующими развитию невроза навязчивых состояний могут быть изнеживающее воспитание в обстановке повышенной тревожности или чрезмерной ответственности, сверх фиксация внимания на здоровье, искусственно привитая ребёнку сверхнормативность (строгое соблюдение всех норм, правил и установок родителей).

Предрасполагающим фактором может быть травма мозга с последующей мозговой недостаточностью.

В детском возрасте выделяют невроз навязчивых движений, страхов и навязчивых состояний смешанного типа.

 

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ.

Чаще встречается у детей 3-7 лет, реже – 7-12 лет и выражается в виде тиков или движений (грызение ручки, учащенное мигание, повторяющиеся гримасы, облизывание или кусание губ, движения головой, подергивание плечами, хмыкающие и хрюкающие звуки, подпрыгивание, шарканье или периодические остановки при ходьбе).

Навязчивые движения являются «очистительным актом», освобождающим ребенка в возрасте «сознательного» детства от неприятного чувства внутреннего напряжения, тревоги, страха, в основе которых лежат конфликтные невротические переживания.

Для детей младшего возраста характерны простые движения, у старших появляются более сложные движения и действия. При затяжном течении навязчивые движения становятся привычными, теряют защитный смысл, и исчезает эмоциональное отношение к ним. Навязчивые движения часто сочетаются с повышенной истощаемостью, утомляемостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, двигательной расторможенностью, нарушением сна, аппетита.

С возрастом отмечается постепенное исчезновение привычных действий. Примерно 70% больных к юношескому возрасту оказываются практически здоровыми.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СТРАХОВ.

Может проявляться страхом болезни и смерти, острых предметов, высоты, закрытых помещений, заражения, загрязнения, устного ответа в школе и т.п.

Для временного уменьшения интенсивности страхов больные совершают навязчивые защитные действия, прямо или символически связанные с содержанием страхов (навязчивое мытьё рук, отряхивание их, повторение совершаемых действий определённое («счастливое») число раз, обведение, подчеркивание букв при письме и т.п.).

К этому неврозу относят также «невроз ожиданий», проявляющийся тревожным ожиданием неудачи при выполнении привычных действий и физиологических функций – речи, чтения, ходьбы, глотания, мочеиспускания – и затруднениями при необходимости совершить их. Большинство суеверий в своей основе содержат навязчивые страхи.

При длительном течении происходит стойкое снижение настроения и переход в невротическое развитие личности.

Полное выздоровление к юношескому возрасту у 50% больных.

 

СИСТЕМНЫЕ НЕВРОЗЫ.

(моносимптомные)

Возникают в результате функциональной слабости нервной системы по механизму психогенного закрепления болезненной условно-рефлекторной связи.

Невротические расстройства аппетита.

     Невротические расстройства аппетита (анорексия) чаще встречается у детей раннего и дошкольного возраста в результате воздействия психогенного фактора, связанного с кормлением (ожог пищей, попытка насильного кормления ребёнка) или наказанием, помещением в детское учреждение, разлукой с матерью.

     Проявляется отказом принимать любую или избирательно ту или иную пищу. Приём пищи у ребёнка вызывает снижение настроения, капризностью, плаксивость, часто возникает рвота.

     Постепенно ребёнок становится вялым, раздражительным , бледнеет, плохо поправляется.

     В ряде случаев разнообразные «подходы» родителей (рассказывание сказок, обещание подарить игрушки и т.п.) и тем более наказания закрепляют анорексию.

Невротическая привычная рвота.

Невротическая привычная рвота у детей младшего возраста связана с апорексией и отказом от глотания густой и твёрдой пищи.

      Невротический кашель часто возникает в момент эмоциональных переживаний при приступах респираторной отдышки, сопровождается позывами на рвоту.

Лечение системных неврозов основано на устранении психотравмирующих факторов и «паники» среди родителей, коррекции их неправильного подхода к кормлению ребёнка. Рекомендуется дать возможность ребенку испытать голод. Эффективен прием пищи ребёнком вместе с другими детьми с констатацией хорошего аппетита у них.

Невротический энурез.

 Невротический энурез возникает у детей через некоторое время после овладения навыком опрятности в связи с острой психической травмой, особенно испугом, или затяжной психотравмирующей ситуацией.

     Невротический энурез характеризуется выраженной зависимостью ночного (иногда и дневного) недержания мочи от ситуации и обстановки, в которых находится ребенок. Сочетается с эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, плаксивостью, пугливостью, нарушением сна. Начальные проявления невротического энуреза нестойкие и легко исчезают под влиянием лечения или в результате перемены обстановки. При затяжном течении отмечается болезненное переживание ребенком своего дефекта, появляется страх и тревожное ожидание рецидива недержания мочи, что ведет к нарушению засыпания и тревожному ночному сну.

     Возможно невротическое развитие личности со стойким «комплексом неполноценности».

     Лечение невротического энуреза комплексное – психотерапия, лекарственное, ЛФК, физиопроцедуры, диета, режим.

Невротический энкопрез.

Невротический энкопрез – психогенно обусловленное непроизвольное выделение кала. У ребенка, имевшего навыки опрятности, периодически в дневное время обнаруживается небольшое количество кала на белье. Позыва к дефекации, как правило, ребенок не испытывает и, лишь ощущая запах, болезненно переживает свой дефект, стыдится его, прячет от родителей испачканное белье. Невротический энкопрез сопровождается снижением настроения, раздражительностью и плаксивостью. Своеобразной компенсаторной реакцией личности является чрезмерное стремление ребенка к чистоплотности и аккуратности.

     Лечение необходимо проводить в условиях стационара или санатория (вне психотравмирующей ситуации). Психотерапия – индивидуальная, внутрисемейных отношений, внушение. Лекарственное лечение, физиопроцедуры и др.

         

Невротическое заикание.

Невротическое заикание возникает под влиянием внезапной (испуг, сильное волнение) или длительной психической травмы у детей 4-5 лет. Может начаться внезапно или постепенно, сразу после травмы или спустя некоторое время.

     Для невротического заикания характерны чередования обострений и улучшений (вплоть до временного исчезновения речевого расстройства). Связь ухудшений с эмоциональным напряжением, зависимость речи от внешних условий: в привычной обстановке (дома, наедине с собой, при общении с близкими людьми) речь значительно лучше, чем в школе, общественных местах.

     Для детей старше 11-12 лет характерна выраженная болезненная реакция личности на собственный дефект речи: они постоянно думают о нем, испытывают страх речи, нередко отказываются от речевого общения.

     Невротическое заикание, как правило, развивается на фоне других невротических компонентов личностного реагирования (тревожность, мнительность, пугливость, робость, обидчивость). В прекубертатном и кубертатном возрасте могут проявляться признаки невротического развития личности в виде стойкого понижения настроения, замкнутости, неуверенности в себе, тревожности или повышенной возбудимости.

         

Лечение: психотерапия переключения и отвлечения, аутогенная тренировка, лекарственное лечение, ЛФК, занятия с логопедом.

         

Невротические расстройства сна.

Невротические расстройства сна – характеризуются нарушением засыпания, глубины сна с пробуждениями, ночными страхами, а также снохождением и сноговорением. Невротические ночные страхи представляют собой рудиментарные сверхценные переживания с эмоцией страха, содержание которых прямо или косвенно связано с психотравмирующими обстоятельствами. Снохождение и сноговорение связаны с содержанием сновидений, часто отражают отдельные психотравмирующие переживания.

     Лечение: семейная психотерапия, психогигиеническая коррекция режима ребенка, в частности в вечерние часы. Старшим школьникам проводят сеансы внушения, аутогенной тренировки. Лекарственное лечение.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.