При отсутствии осложняющих синдромов больные с этой степенью недоразвития могут овладеть простыми видами труда, самостоятельно трудиться, иметь семью. Новые условия работы или учебы, связанные со сменой стереотипа, нередко декомпенсируют больных, вплоть до развития реактивных психозов.
Диагноз основывается на констатации недостаточности абстрагирования, осмысления сущности даже знакомых явлений, неумении выделить существенные признаки.
Уже в возрасте 1-3 лет дети отличаются малой любознательностью, отсутствием творчества в игре. Запаздывает развитие речи, особенно фразовой (долго сохраняются короткие фразы, аграматизм), дети плохо используют жесты.
В школьном возрасте обращает внимание отсутствие интереса к сущности вещей, явлений (нет вопроса почему). В игре дети не могут определить свою ролевую позицию, плохо усваивают правила игры. Трудно формируют количественное, пространственное и временное относительные понятия: меньше, больше, завтра, вчера. Логическая память резко снижена. Эмоциональные проявления бедны.
В возрасте 7-8 лет существенной чертой является нечеткость понятий, приобретаемых ими обычно без специального обучения (имени, фамилии, времен года и т.д.). В игре отсутствует замысел. Затруднено осмысление простой сюжетной картинки или рассказа особенно со скрытым смыслом. У большинства затруднены арифметические операции, понятие числа формируется с трудом.
При решении смысловых задач несостоятельность обнаруживается, прежде всего, в неумении отвлечься от конкретного представления. Помощь взрослого, подсказка малоэффективны. Дети мало реагируют на свой успех или неудачу, демонстрируя этим также эмоциональное недоразвитие. Дебильные дети часто повышенно тормозимы или бессмысленно взрывчаты, упрямы.
В старшем возрасте дебильноеть проявляется также в виде недостаточности абстрагирования, конкретности и шаблонности мышления, поступков, неумении выделить существенные признаки, слабости критики своих поступков, слабое усвоение моральных, этических и правовых норм, в связи с чем часто совершают антиобщественные поступки. У некоторых детей с хорошей механической памятью внешне богатая речь в виде сложных шаблонов контрастирует со слабостью логического мышления.
В соматическом состоянии детей олигофренов нередко встречаются дисгенетические признаки (мелкие уродства): неправильная форма и низкое расположение ушных раковин, дефекты радужки или зрачка, дисплазия (неправильное строение и расположение) зубов и челюстей, синдактилии (сращение пальцев), полидактилии (увеличение кол-ва пальцев), поперечная складка ладони, нарушения окостенения, врожденные пороки сердца и других органов.
Задержка интеллектуального развития вследствие педагогической и микросоциальной запущенности.
Задержка интеллектуального развития вследствие педагогической и микросоциальной запущенности, возникает у детей, находящихся с раннего детства в неблагоприятных условиях воспитания и к школьному возрасту не готовых к усвоению школьной программы. От дебильности отличает: отсутствие тугоподвижности психических процессов, речевых штампов, инициативность и самостоятельность в работе, если задание не превышает их уровня знаний. Своевременно проведенные занятия (индивидуальные) с такими детьми позволяют достаточно быстро ликвидировать результаты педагогической запущенности. Дети должны обучаться в массовых школах или школах для детей с задержкой психического развития - ЗПР, откуда после 3-х лет обучения могут быть переведены в массовую школу.
ИНФАНТИЛИЗМ
ИНФАНТИЛИЗМ - нарушение созревания психики, в первую очередь эмоционально-волевой сферы и личности.
Различают:
1. Гармонический психофизический;
2. Дисгармонический психический (психопатия);
Дата: 2019-07-24, просмотров: 229.