Социальных условий, в которых оказался ребенок.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭТИОЛОГИЯ.

Нарушения развития психики могут быть вызваны как, биологическими факторами, так и социальными.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Важнейшие причины повреждения мозга у детей.

Поражения до родов – поражение зародыша

а) генетические факторы: хромосомные аномалии, мутации генов

б) механические факторы: попытки прерывания беременности, травмы живота.

в) эндокринные факторы: гормональные заболевания (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы и др.)

г) химические факторы: контакт с вредными химическими веществами на производстве, с препаратами бытовой химии, пищевые токсины, пестициды, многие лекарственные препараты, курение, алкоголь, наркотики.

д) факторы питания: однообразное не сбалансированное питание, отсутствие микроэлементов, дефицит витаминов.

е) инфекции: токсоплазмоз, краснуха, лептоспирозы, инфекции передающиеся половым путем (сифилис, генитальный герпес, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз ) и др.

ж) несовместимость крови: отрицательный резус фактор. 

 2. Родовые травмы:

а) преждевременные роды

б) осложненные роды: слишком быстрые, слишком медленные, ножное предлежание и др.

в) кесарево сечение, пуповинные осложнения;

г) плацентопатии (преждевременная отслойка плаценты).

д) узкий таз, крупный плод, обвитие пуповины вокруг шеи,

3. Поражения после родов:

а) пищевые поражения: однообразное не сбалансированное питание с дефицитом белков ( белковый маразм), недостаток витаминов, микроэлементов (особенно йода)

б) менингиты, энцефалиты;

в) травмы мозга (сотрясения, ушибы);

г) эндокринные нарушения: гормональные заболевания (особенно заболевания щитовидной железы с пониженной выработкой гормонов - гипотиреоз);

д) сопутствующие заболевания мозга при других детских заболеваниях.

е) отравления

ж) любые другие заболевания, так как любое заболевание нарушает нормальное развитие организма, в том числе и развитие нервной системы.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

Это все факторы социальной среды, в которой растет и развивается ребенок (образовательный и культурный уровень родителей, материальное и жилищное положение семьи и многие другие). При неблагоприятных социальных условиях у детей возможно возникновение нарушений психического развития по типу:

-патологическое (болезненное) формирование личности (аномалия развития эмоционально-волевой сферы, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате болезненно закрепившихся реакций протеста, отказа, оппозиции и т.д.).

Кроме причин, форма проявления нарушенного психического развития зависит от:

Локализации—характер нарушений зависит от расположения пораженной области мозга (поражение центров зрения, слуха, речи, двигательных и т.д.).

Распространенность—зависимость нарушений от объема повреждения мозга

(локальное, диффузное).

Выраженность—степень повреждения нервных клеток (от задержки развития до полной гибели).

Время повреждения. Объем повреждения при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует вредный фактор. Для нервной системы особенно неблагоприятное воздействие вредных факторов в первую треть беременности

(12-14 недель).

Наиболее чувствительные периоды детства 0-3 года и 11- 15 лет. В эти периоды наиболее велика возможность повреждения нервных клеток и в последующем психических нарушений.

Длительность воздействия—чем дольше действует вредный фактор, тем в большей степени повреждается нервная система.

 

Несмотря на повреждение головного мозга, развитие психики у ребенка продолжается, но идет оно несколько иначе чем у здорового ребенка

 

Нарушение психического развития может быль представлено следующими

вариантами:

I. Недоразвитие (олигофрения).

2.Задержанное развитие (инфантилизм, микро социальная и педагогическая запущенность, частичная задержка психического развития).

3.Повреждеиное развитее - основное отличие от 1 и 2 связано с более поздним (после 2-3 лет) повреждением мозга, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформировалась.

4. Дефицитарное развитие, связанное с грубым повреждением или недоразвитием отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др. тяжелых заболеваний.

5. Искаженное развитие при психических заболеваниях (шизофрения, ранний детский аутизм и др.). Развитие одних функций опережает другие, нарушение порядка развития и др.

6. Дисгармоническое развитие сходно с искаженным развитием, но отличие состоит в том, что основной является не болезнь, а врожденная, либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, патологическое формирование личности).

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ    

ОЛИГОФРЕНИЯ.

(Общее психическое недоразвитие)

Возникает вследствие наследственно обусловленной неполноценности мозга или поражения его на ранних этапах развития (внутриутробно или в первые месяцы и годы жизни).

 Олигофрении составляют основную часть более широкого понятия «умственная отсталость», рекомендуемого ВОЗ для обозначения любой интеллектуальной недостаточности, возникшей в период формирования психики.

Распространенность олигофрении в разных странах колеблется от 0,7 до 3%. Из них тяжелая форма идиотия 4-5%, имбецильность 18-19%, дебильность 76-78%.

 

Основные критерии олигофрении:

1. Наличие биологической неполноценности мозга;

2. Характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвития личности;

  3. Непрогредиентность (т.е. с возрастом не усиливается) состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.

 

В зависимости от выраженности недоразвития психики выделяют следующие степени олигофрении:

ИДИОТИЯ - наиболее глубокая степень психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент (JQ-0-5) баллов. Характеризуется отсутствием или зачаточным состоянием познавательной функции. Активность ребенка ограничивается инстинктивными действиями, часто извращенными реакциями удовольствия или неудовольствия на пищевые, болевые и другие безусловные раздражители. Дети с трудом овладевают ходьбой, речь отсутствует, не могут самостоятельно принимать пищу, движения часто однообразные, монотонные. Существенная положительная динамика отсутствует, дети остаются полностью социально не приспособленными, даже на уровне самообслуживания.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ - глубокая (JQ-5-19) приближается к идиотии, но этим больным доступна ориентировка в конкретной ситуации, узнавание близких, адекватное реагирование на привычные обиходные слова и фразы, использование отдельных слов с 3-5 лет в коммуникативных целях; могут быть обучены навыкам элементарной опрятности.

Резко выраженная имбецильность - (JQ- 20-34) характеризуется недоразвитой дефектной речью в виде фраз из 2-3 слов носящей ситуационный характер, крайней бедностью представлений, возможностью обучения лишь навыкам самообслуживания.

Умеренная имбецильность  - (JQ- 35-49) больной может быть обучен простым трудовым навыкам, имеет фразовую речь и иногда может овладеть чтением, письмом. Эмоции недифференцированные, примитивные.

Диагноз имбецильность может быть поставлен с первых лет жизни, к году дети еще не узнают близких, не реагируют на речь, отсутствует использование рук для удержания, захватывания предметов, отсутствует или слабо выражен интерес к окружающему.

В 2-4 года нарушено внимание, осмысление окружающего, обращенной к ним речи, которую они понимают больше по интонации, чем по смыслу. Игровая деятельность носит стереотипный и подражательный характер.

У детей 4-7 лет отсутствует свойственная этому возрасту любознательность, вопросы: что это? где? почему?

В младшем школьном возрасте не удается обучение количественным и качественным понятиям. Нет ролевой игры. Затруднено узнавание изображения знакомых предметов. Недоступно осмысление простых сюжетных картинок.

ДЕБИЛЬНОСТЬ или легкая умственная отсталость.

Характеризуется у детей школьного возраста и подростков;

Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.