Системная модель организации как объекта управления (по Иванову М.А. и Шустерману Д.М).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любая организация - это открытая система, элементами которой являются люди. Именно поэтому организация подчиняется как законам человеческой группы, так и законам больших социально-экономических систем. Отечеств. психологи Иванова М. А. и Шустерман Д. М. выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на устойчивость организации как системы:

1. Наличие целей у группы лидеров, которые не могут быть ими реализованы без помощи организации. 2. Наличие интересов и целей у рядовых членов организации, которые не могут быть реализованы без нее. 3. Необходимость произвести некий продукт, технология производства которого требует работы организации. 4. Наличие потребности, запроса на реализацию некой функции в среде, которая требует существования особой организации.

Организация - это система, созданная для реализации целей группы людей. Эту группу можно условно разделить на лидеров (владельцев, топ-менеджмент) и нанятый персонал. Т.О. есть 2 системообразующие функции организации - реализовывать цели лидеров и реализовывать цели нанятого персонала.

Важной особенностью организации является то, что человек в этой системе выступает в 2 ролях. 1) он является для организации частью среды, задавая для нее уставки в виде собственных целей и создает массу воздействующих факторов, которые можно объединить понятием «человеческий фактор». 2) человек является элементом системы, которая называется организация, и, взаимодействуя с другими членами группы и элементами среды, внешними по отношению к организации, является средством реализации организацией ее системообразующих функций.

Если существуют цели лидеров и нанятого персонала, то организация должна находиться в некотором состоянии, в котором она может их реализовать. Для того, чтобы сделать какое-то состояние, например, то, которое позволяет реализовать цели, более вероятным, чем любое другое состояние, организации нужны ресурсы в виде вещества, энергии и информации. Получить необходимое количество ресурсов организация может, обмениваясь со средой некоторым продуктом.

Продукт организации - вещество, энергия и информация, которыми организация обменивается со средой. Как правило, продукт организации сочетает в себе вещество, энергию и информацию в различных пропорциях. Товары содержат большее количество вещества, в то время как услуги это скорее энергия и информация. В последнее время все больше и больше организаций «диверсифицируют» свой продукт, стараясь ввести в него все три составляющих.

Например, производители офисной техники, кроме вещества в виде ксероксов, принтеров и факсов, добавляют в продукт организации энергию и информацию в виде услуг по обслуживанию техники и консультирования по организации бизнес процессов.

Существуя в изменяющейся среде, организация неизбежно подвергается влиянию объектов, с которыми ей приходится взаимодействовать, и в свою очередь, влияет на эти объекты.

Таким образом, любая организация, являясь открытой социотехнической системой, в той или иной мере проявляет 4 основных системообразующих функции:

─Реализация целей лидеров.

─Реализация целей нанятого персонала.

─Производство продукта.

─Взаимодействие со средой.

Знание этих основных системообразующих функций помогает понять, из набора каких именно желаемых факторов состояния будет складываться уставка организации. Ее задают 3 набора факторов:

1)Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала.

2)Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования, вытекающие из процесса производства продукта.

3)Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования среды.

Зная системообразующие функции, мы имеем возможность представить организацию как систему, состоящую из трех взаимодействующих управляемых подсистем:

1.Подсистема, управляющая процессами производства продукта.

2.Подсистема, управляющая процессами взаимодействия со средой.

3.Подсистема, управляющая процессами перевода организации в состояние, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала.

Такой подход позволяет рассматривать отдельные подсистемы организации как относительно самостоятельные системы, и далее описывать организацию через их взаимодействие.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.