Следующим видом преступлений, ответственность за которые была предусмотрена уже в первых декретах Советской власти, были должностные преступления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так, инструкция НКЮ «О революционном трибунале» от 19 декаб­ ря 1917 г., в частности, указывала, что на революционные трибуналы ло-

1 Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. А.А. Герцензона и З.А. Вы­
шинской. М.: Госюриздат, 1951. С.112.

2 Герцензон А.А., Дурманов И.Д., Исаев ММ. и др. История советского уголовного
права. 1917-1947. М., 1948. С.442.

3 Там же. С. 443.


Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития...                461

ясится задача борьбы не только с саботажем служащих государственных и общественных учреждений, но и с теми, кто, «пользуясь своим общест­венным или административным положением, злоупотребляет властью, предоставленной им революционным народом».1

В постановлении кассационного отдела ВЦИК от 6 октября 1918 г. «О подсудности революционных трибуналов» было дано об­щее понятие «преступлений по должности», определены субъекты подобных преступлений.2 В дальнейшем, в положении «О революци­онных трибуналах» от 18 марта 1920 г., законодатель еще более уточнил понятие должностного преступления.3

Можно также назвать ряд декретов ВЦИК и СНК, специально посвященных ответственности за отдельные виды должностных пре­ ступлений: взяточничество, бюрократизм, волокиту, присвоение, растрату и др.

Так, например, в декрете СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничест­ ве» было дано общее понятие должностного лица и предусмотрена ответственность за получение взятки должностным лицом, дачу взятки и соучастие во взяточничестве. В соответствии с этим декре­ том лицо, виновное в получении взятки, наказывалось лишением свободы на срок не менее пяти лет с принудительными работами на тот же срок. Данный декрет определил также обстоятельства, усили­ вающие наказание.4

Современными исследователями отмечено, что должностным преступлениям было посвящено в первый период развития советско­ го уголовного законодательства, пожалуй, наибольшее количество декретов и иных правовых актов и что причины этого понять нетруд­ но. «Должностные лица государства выступали и в центре, и на мес­ тах в качестве представителей Советской власти, в качестве провод­ников ее политики. Их поведение, их деятельность в тот сложный пе­ риод подчас в значительной степени определяли отношение трудящихся к новой власти, придавая каждому преступлению по Должности острый политический характер».5

1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР.
1917-1952 гг. М., 1953. С. 19.

2 Там же. С. 36-37.
1 Там же. С. 67-68.






Там же.

Швеков Г. В. Первый советский Уголовный кодекс. М„ 1970. С. 88—89.


462                                                                                                                        Глава IV

Дальнейшее развитие понятие и виды должностных (служеб­ ных) преступлений получили в главе II УК РСФСР 1922 г. и главе Щ УК РСФСР 1926 г.

В примечании к ст. 105 УК 1922 г. и ст. 109 УК 1926 г. законода­ телем было сформулировано определение должностного лица. В данном определении, в отличие от предусмотренного декретом от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», было уточнено, что должностны­ми лицами признаются не только постоянные, но и временные ра­ ботники, было раскрыто также содержание функций, исполнение ко­ торых присуще должностным лицам.

Среди составов должностных (служебных) преступлений, от­ветственность за которые предусматривалась УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как превышение власти (ст. 106 УК 1922 г. и ст. 110 УК 1926 г.); бездействие власти (ст. 107 УК 1922 г. и ст. 111 УК 1926 г.); дискредитирование власти (ст. 109 УК 1922 г. и ст. 113 УК 1926 г.); получение взятки (ст. 114 УК 1922 г . и ст. 117 УК 1926 г.) и некоторые другие. Ввиду того, что ни УК 1922 г., ни УК 1926 г. не выделяли специально преступле­ний против правосудия, преступления, совершенные работника­ми суда, прокуратуры, милиции рассматривались в главах о должностных (служебных) преступлениях. Речь идет о таких преступлениях, как постановление судьями неправосудного при­говора (ст. ПУК 1922г. и ст. 114 УК 1926 г.); незаконное за­держание, незаконный привод (ст. 112 УК 1922 г. и ст. 115 УК 1926 г.). За совершение должностных (служебных) преступле­ний УК РСФСР 1922 г. и 1926 г. предусматривали в основном ли­шение свободы.


Но за получение взятки при отягчающих обстоятельствах и УК РСФСР 1922 г. (ч. 3 ст. 114), и УК РСФСР 1926 г. (ч. 2 ст. 117) предусматривали возможность применения расстрела. Расстрел как мера наказания за взятку был отменен лишь в 1927 г. Манифестом ЦИК СССР к X годовщине Октябрьской революции (п. 9).

Сделать вывод о том, какие виды репрессий применялись судами в рассматриваемый период, можно, если проанализировать данные официальной статистики, в частности за 1925 и 1926 гг. (см. табл. 62).


}1азнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития...


463


Таблица 62

Осужденные за совершение должностных преступлений в СССР в 1925-1926 гг. (% от общего числа осужденных)1

 

Годы Смертная казнь Лишение свободы Принуди­ тельные общест­ венные работы Имущест­ венные взыска­ ния Выговор и обще­ствен­ное по­рицание Другие на­ казания Освобож­дение от наказания по амни­стии Освобож­дение от наказания по другим основани­ ям
1925 0,05 86,0 2,2 1,4 3,3 0,9 5,4 0,8
1926 0,07 89,4 3,0 1,6 3,6 0,4 1,3 0,6

Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует, что за совершение должностных (служебных) преступлений чаще всего суды назначали лишение свободы, доля других видов репрессий не­ значительна. Причем в 1926 г. наблюдается рост числа осужденных к лишению свободы по сравнению с 1925 г.

Среди источников уголовного законодательства, появившихся в последующие годы и направленных на усиление борьбы с должност­ ными преступлениями, можно выделить постановление СНК РСФСР от 16 марта 1927 г. «По отчетному докладу НКЮ РСФСР о борьбе с растратами и преступной бесхозяйственностью должностных лиц», постановление ВЦИК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной по­ литике и состоянии мест заключения» и др. Так, в последнем из ука­занных постановлений признавалось необходимым принимать суро­вые репрессивные меры в отношении растратчиков и взяточников наряду с бандитами, поджигателями и конокрадами.2

Во время Великой Отечественной войны возрастание роли адми­ нистративного и хозяйственного аппарата повлекло и усиление от­ ветственности должностных лиц за нарушение ими своего служебно­ го долга. Этим объясняется, в частности, переход от квалификации подобных деяний по ст. 109 (злоупотребление властью или служеб­ным положением) и ст. 116 (присвоение и растрата должностным лицом) УК РСФСР 1926 г. к квалификации в соответствии с поста­ новлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имуще-

1 Статистика осужденных в СССР в 1925,1926 и 1927 гг. М., 1930. С. 154-155.

Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1953. С. 289-291,303.


464______________________________________________________________ Глава IV





Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.