Так, инструкция НКЮ «О революционном трибунале» от 19 декаб ря 1917 г., в частности, указывала, что на революционные трибуналы ло-
1 Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. А.А. Герцензона и З.А. Вы
шинской. М.: Госюриздат, 1951. С.112.
2 Герцензон А.А., Дурманов И.Д., Исаев ММ. и др. История советского уголовного
права. 1917-1947. М., 1948. С.442.
3 Там же. С. 443.
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 461
ясится задача борьбы не только с саботажем служащих государственных и общественных учреждений, но и с теми, кто, «пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляет властью, предоставленной им революционным народом».1
В постановлении кассационного отдела ВЦИК от 6 октября 1918 г. «О подсудности революционных трибуналов» было дано общее понятие «преступлений по должности», определены субъекты подобных преступлений.2 В дальнейшем, в положении «О революционных трибуналах» от 18 марта 1920 г., законодатель еще более уточнил понятие должностного преступления.3
Можно также назвать ряд декретов ВЦИК и СНК, специально посвященных ответственности за отдельные виды должностных пре ступлений: взяточничество, бюрократизм, волокиту, присвоение, растрату и др.
Так, например, в декрете СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничест ве» было дано общее понятие должностного лица и предусмотрена ответственность за получение взятки должностным лицом, дачу взятки и соучастие во взяточничестве. В соответствии с этим декре том лицо, виновное в получении взятки, наказывалось лишением свободы на срок не менее пяти лет с принудительными работами на тот же срок. Данный декрет определил также обстоятельства, усили вающие наказание.4
Современными исследователями отмечено, что должностным преступлениям было посвящено в первый период развития советско го уголовного законодательства, пожалуй, наибольшее количество декретов и иных правовых актов и что причины этого понять нетруд но. «Должностные лица государства выступали и в центре, и на мес тах в качестве представителей Советской власти, в качестве проводников ее политики. Их поведение, их деятельность в тот сложный пе риод подчас в значительной степени определяли отношение трудящихся к новой власти, придавая каждому преступлению по Должности острый политический характер».5
1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР.
1917-1952 гг. М., 1953. С. 19.
2 Там же. С. 36-37.
1 Там же. С. 67-68.
Там же.
Швеков Г. В. Первый советский Уголовный кодекс. М„ 1970. С. 88—89.
462 Глава IV
Дальнейшее развитие понятие и виды должностных (служеб ных) преступлений получили в главе II УК РСФСР 1922 г. и главе Щ УК РСФСР 1926 г.
В примечании к ст. 105 УК 1922 г. и ст. 109 УК 1926 г. законода телем было сформулировано определение должностного лица. В данном определении, в отличие от предусмотренного декретом от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», было уточнено, что должностными лицами признаются не только постоянные, но и временные ра ботники, было раскрыто также содержание функций, исполнение ко торых присуще должностным лицам.
Среди составов должностных (служебных) преступлений, ответственность за которые предусматривалась УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как превышение власти (ст. 106 УК 1922 г. и ст. 110 УК 1926 г.); бездействие власти (ст. 107 УК 1922 г. и ст. 111 УК 1926 г.); дискредитирование власти (ст. 109 УК 1922 г. и ст. 113 УК 1926 г.); получение взятки (ст. 114 УК 1922 г . и ст. 117 УК 1926 г.) и некоторые другие. Ввиду того, что ни УК 1922 г., ни УК 1926 г. не выделяли специально преступлений против правосудия, преступления, совершенные работниками суда, прокуратуры, милиции рассматривались в главах о должностных (служебных) преступлениях. Речь идет о таких преступлениях, как постановление судьями неправосудного приговора (ст. ПУК 1922г. и ст. 114 УК 1926 г.); незаконное задержание, незаконный привод (ст. 112 УК 1922 г. и ст. 115 УК 1926 г.). За совершение должностных (служебных) преступлений УК РСФСР 1922 г. и 1926 г. предусматривали в основном лишение свободы.
Но за получение взятки при отягчающих обстоятельствах и УК РСФСР 1922 г. (ч. 3 ст. 114), и УК РСФСР 1926 г. (ч. 2 ст. 117) предусматривали возможность применения расстрела. Расстрел как мера наказания за взятку был отменен лишь в 1927 г. Манифестом ЦИК СССР к X годовщине Октябрьской революции (п. 9).
Сделать вывод о том, какие виды репрессий применялись судами в рассматриваемый период, можно, если проанализировать данные официальной статистики, в частности за 1925 и 1926 гг. (см. табл. 62).
}1азнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития...
463
Таблица 62
Осужденные за совершение должностных преступлений в СССР в 1925-1926 гг. (% от общего числа осужденных)1
Годы | Смертная казнь | Лишение свободы | Принуди тельные общест венные работы | Имущест венные взыска ния | Выговор и общественное порицание | Другие на казания | Освобождение от наказания по амнистии | Освобождение от наказания по другим основани ям |
1925 | 0,05 | 86,0 | 2,2 | 1,4 | 3,3 | 0,9 | 5,4 | 0,8 |
1926 | 0,07 | 89,4 | 3,0 | 1,6 | 3,6 | 0,4 | 1,3 | 0,6 |
Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует, что за совершение должностных (служебных) преступлений чаще всего суды назначали лишение свободы, доля других видов репрессий не значительна. Причем в 1926 г. наблюдается рост числа осужденных к лишению свободы по сравнению с 1925 г.
Среди источников уголовного законодательства, появившихся в последующие годы и направленных на усиление борьбы с должност ными преступлениями, можно выделить постановление СНК РСФСР от 16 марта 1927 г. «По отчетному докладу НКЮ РСФСР о борьбе с растратами и преступной бесхозяйственностью должностных лиц», постановление ВЦИК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной по литике и состоянии мест заключения» и др. Так, в последнем из указанных постановлений признавалось необходимым принимать суровые репрессивные меры в отношении растратчиков и взяточников наряду с бандитами, поджигателями и конокрадами.2
Во время Великой Отечественной войны возрастание роли адми нистративного и хозяйственного аппарата повлекло и усиление от ветственности должностных лиц за нарушение ими своего служебно го долга. Этим объясняется, в частности, переход от квалификации подобных деяний по ст. 109 (злоупотребление властью или служебным положением) и ст. 116 (присвоение и растрата должностным лицом) УК РСФСР 1926 г. к квалификации в соответствии с поста новлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имуще-
1 Статистика осужденных в СССР в 1925,1926 и 1927 гг. М., 1930. С. 154-155.
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1953. С. 289-291,303.
464______________________________________________________________ Глава IV
Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.