Первая глава этого Положения предусматривала ответственность за совершение контрреволюционных преступлений (воору женное восстание; шпионаж; подрыв государственной промышленно сти, транспорта, торговли, денежного обращения и кредитной системы; совершение террористических актов; пропаганду или агитацию, контрреволюционный саботаж и некоторые другие). За совершение абсолют ного большинства указанных преступлений предусматривался расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и лишением гражданства союзной республики и Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3 лет с кон фискацией всего или части имущества.1
1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-1917-1952 гг. М., 1953. С. 221.
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 453
8 июня 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР «О до полнении Положения о преступлениях государственных (контрре волюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях про тив порядка управления) статьями об измене Родине», которое опре деляло понятие измены родине и усиливало наказание за совершение этого преступления. Виновные в измене Родине кара лись высшей мерой наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свобо ды на срок 10 лет с конфискацией имущества. То же преступление, совершенное военнослужащими, наказывалось только расстрелом с конфискацией всего имущества, смягчающие вину обстоятельства не предусматривались. Статья 13 этого Закона устанавливала, что со вершеннолетние члены семьи военнослужащего, чем-либо способст вовавшие готовящейся или совершенной измене или хотя бы знав шие о ней, но не сообщившие властям, карались лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества. Остальные совершеннолетние члены семьи изменника подлежали лишению из бирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.1
Таким образом, упомянутый Закон вводил средневековый ин ститут объективного вменения — ответственности без вины.
Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. наказание за совершение государственных преступлений (шпионаж, вредительст во, диверсию) было усилено с 10 до 25 лет лишения свободы.2
Опасность контрреволюционных преступлений еще более воз росла во время Великой Отечественной войны. Однако для борьбы с подобными преступлениями в условиях военного времени в основ ном достаточными оказались средства, предусмотренные Положени ем о преступлениях государственных.3 Однако это не исключало из дания отдельных нормативных актов, направленных на усиление от ветственности именно за контрреволюционные преступления. Так, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г . установил суровое наказание для фашистских убийц и их по собников: смертную казнь через повешение и каторжные работы.
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. *917-1952 гг. М., 1953. С. 344.
2 Там же. С. 396.
Герцензон А. А., Дурманов И. Д., Исаев М. М. и др. История советского уголовного п Рава. 1917-1947. М., 1948. С. 434.
454 Глава IV
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утра ту документов, содержащих государственную тайну», было установ лено суровое наказание за совершение таких преступлений — до 10 лет лишения свободы.1
В послевоенный период также был принят ряд указов, направленных на борьбу с рассматриваемыми преступлениями. В их числе можно назвать, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», от 9 июня 1947 г., который устанавливал суровое наказание за разглашение сведений, составляющих государственную тайну; за утрату документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; за разглашение военнослужащими сведений военного характера, составляющих государственную тайну и некоторые другие преступления.2
Наконец, в 1958 г. был издан закон «Об уголовной ответственно сти за государственные преступления», заменивший Положение о преступлениях государственных 1927 г. Упомянутый закон уточнил составы таких преступлений, как измена Родине, шпионаж, террористический акт, антисоветская агитация и пропаганда и др. За совершение подобного рода преступлений предусматривалось наказание в виде смертной казни.3
Таким образом, можно отметить, что уже с первых лет Совет ской власти уголовным законодательством предусматривалась ответственность за совершение контрреволюционных, а затем и госу дарственных преступлений. В течение всего рассматриваемого периода составы этих преступлений дополнялись, уточнялись, но наказание за их совершение всегда устанавливалось предельно суровое.
Следующим видом преступлений, предусматривавшихся уголов ным законодательством в рассматриваемый период, являлись пре ступления против порядка управления, в первую очередь экономиче ские преступления.
1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-
1917-1952 гг. М., 1953. С. 423-424.
2 Там же. С. 432-434.
3 Хрестоматия по истории государства и права. 1917-1991 гг. М., 1997. С. 339-340.
Дазнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития... 455
К числу подобных преступлений относилось противодействие проведению национализации промышленности. В отдельных декретах первых лет Советской власти было дано общее указание о нака зуемости таких нарушений. В частности, в п. 7 декрета СНК от 2 мая 1918 г . «О национализации сахарной промышленности» указыва лось: «Все нарушения настоящего декрета караются, как преступления против достояния всего народа, согласно всей строгости револю ционных законов».1 Но в большинстве случаев в законодательных источниках давалось более точное описание состава преступления. Например, в декрете СНК от 6 июня 1919 г. «О национализации телефонных сообщений Российской Республики» указывалось: «Виновные в неподчинении или противодействии проведению в жизнь настоящего декрета, а также в злонамеренной порче и укрытии частей телефонного оборудования и прочего имущества телефонных сообщений подлежат строжайшей ответственности».2
Следующим видом преступлений против порядка управления были нарушения декретов о регулировании производства, обмена и распределения. Так, например в ст. 11 декрета СНК «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» указывалось, что «за нарушение настоящего декрета или основанных на нем предписаний городского самоуправления, а равно за противодействие мерам городского самоуправления в деле продовольствия виновные подвергаются тюремному заключению до года и имущественному взысканию вплоть до конфискации всего имущества в пользу городов».3 Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» предусматривала, в частности, ответственность лиц, «которые прекращают или сокращают производство предметов массового потребления без действительной к тому необходимости».4
Среди преступлений против порядка управления можно выделить и нарушения в финансовой сфере. К таковым можно отнести подделку государственных денежных знаков, операции с аннулиро-
Собрание узаконений. 1918. № 34.
Там же. 1919. № 35. * Там же. 1917. № 1.
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 19 17-1952 гг. М., 1953. С. 19-20.
456 Глава IV
ванными ценными бумагами, операции с иностранной валютой и т. д. (ответственность за них предусматривалась декретами СНК от 18 мая 1918 г., от 29 мая 1918 г. и др.). Но регламентирующие ответ ственность за подобного рода нарушения нормы практически не ссы лаются на конкретные наказания, а, в основном, в общей форме упо минают об «уголовной ответственности перед народным судом или революционным трибуналом».
К преступлениям против порядка управления можно отнести и ряд нарушений государственных повинностей — несдачу продналога, невыполнение разверсток и т. д. Ответственность за эти преступ ления предусматривалась декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О пре доставлении Народному Комиссариату Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», декретами СНК «О несдаче в установленный срок льна», «О невыполнении обязательных поставок коровьего масла» и др. Большая часть этих декретов, как прави ло, не устанавливала конкретных видов наказания, а лишь преду сматривала «суровые меры воздействия» (арест, предание суду, за ключение в лагерь с конфискацией имущества и т. д.).
Среди норм о преступлениях против порядка управления в рас сматриваемый период значительное место занимали нормы, посвящен ные уклонению от военной службы. Подобные нормы предусматрива лись декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству», различными декретами СНК о призыве в Крас ную Армию и т. д. В большинстве случаев в этих нормах также не предусматривалось конкретных наказаний, а говорилось об «уголовной ответственности», «суровой ответственности» и т. д.
Преступлениям против порядка управления были посвящены в том числе и нормы ряда декретов и постановлений, охраняющих сельское хозяйство (Декрет II Всероссийского Съезда Советов от 26 октября 1917 г. «О земле», декреты СНК от 14 декабря 1917 г., от 24 мая 1921 г., от 27 мая 1919 г., от 22 февраля 1919 г. и многие другие).
Среди преступлений против порядка управления — также и транспортные преступления. Ответственность за них устанавливалась несколькими декретами СНК, постановлением Совета Труда и Обороны от 15 апреля 1921 г. «Об усилении наказания за проезд на паровозах и тормозных площадках лиц, не имеющих на то права»»
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 457
положением «О революционных военных железнодорожных трибу налах», утвержденным декретом ВЦИК от 20 марта 1920 г., и другими законодательными актами.
В большинстве декретов СНК не предусматривалось конкретного наказания за совершение преступлений, а лишь говорилось, что винов ные лица привлекаются к строгой ответственности и могут быть отправлены в концентрационные лагеря. Вышеупомянутое постановле ние СТО от 15 апреля 1921 г. уже более точно называло меру наказа ния: немедленный арест с последующим направлением через местные чрезвычайные комиссии в концентрационный лагерь на срок до 5 лет.1
Последнюю группу преступлений против порядка управления составляли различные виды противодействия власти. Одним из них являлся бандитизм. Декрет ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном поло жении», предоставил ВЧК право непосредственной расправы (вплоть до расстрела) с лицами, виновными в бандитизме.2
Наряду с бандитизмом к рассматриваемой группе относились в числе прочих преступления, предусмотренные декретом СНК от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и об ращении с ним». За их совершение предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев.3
Среди преступлений против порядка управления, заключаю щихся в противодействии власти, можно выделить также подлог со ветских документов и их использование, нарушение порядка выезда и въезда в РСФСР, контрабанду и некоторые другие преступления, ответственность за которые предусматривалась различными декретами и постановлениями.
Ответственность за преступления против порядка управления была предусмотрена также вторым разделом главы I УК РСФСР 1922 г . и главой II УК РСФСР 1926 г. И в ст. 74 УК РСФСР 1922 г., и в ст. 59-1 УК РСФСР 1926 г. законодателем были даны определения преступлений против порядка управления, которые достаточно точ но отражают понятие и сущность рассматриваемых преступлений. В то же время, как справедливо отмечается учеными, эти определения нельзя признать дающими вполне исчерпывающий ответ на вопрос
! Там же. С. 93-94. 3 Там же. С. 48-49. Там же. С. 77.
458 Глава IV
об ограничении преступлений против порядка управления от контрреволюционных преступлений.1 При разграничении этих двух групп преступлений следует учитывать, что контрреволюционное преступ ление либо направлено на свержение или подрыв пролетарской диктатуры, либо содержит в себе существенную угрозу этой диктатуре; преступление же против порядка управления хотя и причиняет интересам пролетарской диктатуры тот или иной ущерб, поскольку нару шает деятельность органов советской власти, тем не менее не содер жит в себе существенной угрозы пролетарской диктатуре и не на правлено на ее свержение или подрыв.2
Среди преступлений против порядка управления, предусмотрен ных УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как участие в массовых беспорядках (ст. 75 УК РСФСР 1922 г. и ст. 59-2 УК РСФСР 1926 г .), организация и участие в бандах (ст. 76 УК 1922 г. и ст. 59-4 УК 1926 г .), уклонение от уплаты налогов (ст. 78 УК 1922 г. и ст. 59-5 УК 1926 г .), уклонение от воинской обязанности (ст. 81 УК 1922 г. и ст. 67—69 УК 1926 г.), агитация и пропаганда всякого рода, заклю чающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. 75—81, а равно направленная на возбуждение национальной вражды и розни (ст. 83 УК 1922 г. и ст. 59-6 УК 1926 г.), подделка денежных знаков (ст. 85 УК 1922 г. и ст. 59-8 УК 1926 г.), сопротивление представителям власти (ст. 86 УК 1922 г. и ст. 73 УК 1926 г.) и многие другие.
Следует отметить, что в УК РСФСР 1926 г. в отличие от УК РСФСР 1922 г. законодателем дан уже более широкий перечень преступлений против порядка управления (если в УК 1922 г. им посвя щено всего 30 статей, то в УК 1926 г. - уже 60). Так, УК РСФСР 1926 г. предусматривал такие преступления, не закрепленные УК РСФСР 1922 г., как хулиганство (ст. 74), нарушение правил, регулирующих торговлю (ст. 105), неисполнение или нарушения правил производства строительных работ (ст. 108), изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ (ст. 104) и некоторые другие преступления.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 410.