К преступлениям против веры воинское законодательство Петра I относило также божбу и клятву (артикул 7 Артикула воин ского), неприсутствие в церкви при богослужении (артикул 10), по явление в церкви в пьяном виде (артикул 11 и 12). При этом за совер шение таких преступлений к рядовым применялось более суровое наказание, нежели к офицерам. Еще более суровое наказание насту пало за рецидив.
Так, «когда офицер при молитве пьян явится... тогда оный имеет в первые и вдругоредь, арестом у профоса наказан, а в третие на не сколько времени от службы отставлен, и рядовым учинен быть» (ар тикул 11 Артикула воинского, ст. 10 IV Морского устава). «А рядо вой, которой в таковом же образе обрящется, имеет быть в железы посажен» (артикул 12 Артикула воинского) или «бит кошками» (ст. 10 книги IV Морского устава).
Несмотря на то, что петровское законодательство точно не опре деляло состав такого преступления, как ересь, его понятие расширя лось в связи с новым общественным явлением — расколом. Борьба с вожаками раскольников началась еще в 60-е годы XVII в.1
В конце 30—40-х годов XVIII в. для выявления упорствующих раскольников были созданы специальные следственные комиссии, осудившие в результате 700 еретиков. Однако сожжены были лишь самые злостные, всего около 10 человек, еще несколько были под вергнуты иным видам смертной казни, а остальные после торговой казни и клеймения ссылались в Рогервик (Балтийский порт) на тя желые работы, отдавались в солдаты и матросы, а женщины на пря дильные фабрики.2
Являясь типичными кодексами феодального права, Артикул во инский и Морской устав предусматривали различные преступления
Развитие русского права второй половины XVII — XVIII вв. / С. И. Штамм,
Н. А. Исаев и др. М., 1992. С. 162.
попов А. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русско му праву. Казань, 1904. С. 215-218.
250 Глава ly
против веры и религии, которые наказывались весьма сурово. Из восьми артикулов первой главы Артикула воинского шесть артику лов предусматривали смертную казнь. По мнению исследователей, таким образом законодатель подчеркивал «особую защиту государ ством института православной церкви и особое наказание от имени Бога, которому подвергаются лица, посягнувшие на православие и церковь».1
Проект Уголовного уложения, составленный Елизаветинской за конодательной комиссией 1754 г., упоминал о нескольких видах пре ступлений против веры, неизвестных военно-уголовному законодательству Петра I : об отсутствии у исповеди (ст. 4 главы XV ), о цер ковном «мятеже», т. е. о перерыве богослужения (ст. 1 главы XVII ), о совращении в еврейство, мусульманство, идолопоклонство и раскол (глава XVII и XIX ). Наказание за совершение этих преступлений так же предусматривалось весьма суровое (вплоть до смертной казни за большинство из указанных преступлений).
Наказ Екатерины II также предусматривал наказание за преступ ления против веры, однако относил к ним только те действия, которые содержали прямую угрозу устоям религии и порядку отправле ния богослужения. Среди таких преступлений можно выделить, в ча стности, святотатство и богохуление.
В примечаниях к Наказу отмечалось: «Святотатства и богохуле- ния всегда нарушают покой общества, а потому, кроме церковного наказания, они должны быть караемы светским».2
Кроме того, в соответствии со ст. 266 Устава благочиния, «буде кто учнеть чинить колдовство или чародейство... того отослать к су ду, где учинить с ним, как законы повелевают».3
Указами 1762 г. было положено начало прощению раскольни ков. Находившиеся в острогах освобождались, следствие о них пре кращалось, бежавшие за границу получили возможность вернуться в Россию. Манифестом от 3 марта 1764 г. раскаявшихся раскольников запрещалось отлучать от церкви.4
1 Жильцов С. В. Политические аспекты наказания в уголовной политике Петра I //
Известия вузов. Правоведение. 2002. № 1. С. 215.
2 Латкин В. Н. Учебник истории русского права периода империи ( XVIII — XIX ст.).
СПб., 1909. С. 468.
3 Российское законодательство X — XX веков: В 9 томах. Том 5. М., 1987.
4 Развитие русского права второй половины XVII — XVIII в. М., 1992. С. 166.
^азнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 251
По сравнению с Соборным Уложением 1649 г., военно-уголов ное законодательство Петра I еще более расширило круг государственных преступлений. В число таких преступлений вошли деяния, которые ранее государственными преступлениями не считались: раз личные проступки по службе, умышленное неправосудие, финансо вые и иные преступления.
Как и в XVII в., в первой половине XVIII в. одним из наиболее опасных государственных преступлений считалось покушение на жизнь и здоровье государя в форме физических, а также магических действий или умысла к этим действиям, хотя «в истории XVIII в. таких случаев, которые можно было бы интерпретировать как реаль ные покушения на жизнь и здоровье правящего монарха, фактически нет ...».1
Опасными видами государственных преступлений в рассматри ваемый период были также государственная измена и бунт.
Государственной изменой считались: прямой переход на сторону врага, выдача военных секретов и шпионаж, всякая помощь врагу, а также враждебная русскому государству агитация, под влиянием ко торой люди покидали пределы родной страны. Единственной мерой наказания за измену родине была смертная казнь.
Несомненным актом государственной измены стал переход на сторону турок бомбардира Якова Янсена. Петр I приговорил его к наиболее тяжкому виду смертной казни — колесованию. Не мень шую суровость проявил Петр I и в отношении лиц, помогавших бегству кызыкерменского бея, взятого в плен. По окончании след ствия, 9 февраля 1705 года, дело было доложено боярам, которые вынесли приговор: «трех черкас и извощиков, села Кувекина кре стьян, сослать на каторгу на семь лет». 13 февраля 1705 г. Петр I отменил решение бояр и приказал «тех черкас и извощиков каз нить смертью».
К смертной казни Петр I приговорил в 1703 г. и донского казака Афанасия Чеботаря, подговорившего дьячка Никифора Васильева бежать с ним за пределы России «на реку Аракань».2
Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.