Этапы и методы правки рекламного и PR текстов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отличие от функциональной стилистики, изучающей функционально-стилистическую дифференциацию языка, практическая стилистика описывает приемы и способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением; анализирует закономерности, уместность, точность авторского употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций. Объектом и функциональной, и практической стилистики выступают единицы языка в системной и коммуникативной организации, но подход к изучению этого объекта у стилистик разный: практическая стилистика описывает функциональный потенциал отдельных единиц, а функциональная – характеризует совокупность единиц, обеспечивающую реализацию коммуникативного целого.

Практическая стилистика описывает стилистические свойства вариантов и синонимов в стилевой дифференциации, а также закономерные соотношения стилистически окрашенных, экспрессивно-эмоциональных и нейтральных языковых единиц.

Реальная речевая коммуникация традиционно оценивается с ортологической позиции соответствия норме (отклонения от нормы, нарушения нормы), что определяется регулярной воспроизводимостью способа выражения; соответствием этого способа возможностям системы литературного языка; нормализацией и кодификацией формы в лексикографических источниках и закрепленностью в «языковом сознании». Необходимо обращаться к динамической норме, учитывать подвижность языковых предписаний в диахронии (в связи с демократизацией языка, принципом экономии языковых средств, социальными и идеологическими предпосылками). Важно отмечать варианты единиц в пределах нормы, а также императивные и диспозитивные нормы. Рекомендации практической стилистики не абсолютны: носитель языка должен оценивать потенциальные возможности языковых средств, умело осуществлять их выбор, аргументировать мотивированные отклонения от нормы.

Практическая стилистика нередко обозначается как литературная правка или литературное редактирование: такая номинация позволяет подчеркнуть задачу дисциплины. Часто как взаимосвязанные разделы науки о языке рассматриваются практическая стилистика, культура речи и риторика: они обращаются к законам языковых стилей, к функциональным возможностям средств языка, к нормативно-стилистической вариантности коммуникативных качеств речи. Г.О.Винокур утверждал, что культура речи смыкается со стилистикой как вершиной речевой культуры. Но данные дисциплины остаются самостоятельными. Риторика связана с определением постулатов эффективного общения и роли языковой личности в акте коммуникации, она обобщает понятие коммуникативной нормы. Культура речи изучает функциональную предназначенность единиц языка согласно собственно языковой (системной) норме. Практическая стилистика изучает стилистические ресурсы языковой системы с точки зрения стилистической нормативности, в которой отражаются прагматическая уместность процессов функционирования языковой системы.

Связь практической стилистики с интерпретативной лингвистикой, теорией дискурса, теорией коммуникации, когнитологией, а также соотнесенность с коммуникативной стилистикой, стилистикой текста и стилистикой декодирования обусловлены её современным состоянием и включенностью в антропоцентрическую научную парадигму. Коммуникативный аспект практической стилистики, активно разрабатывается Б.С.Мучником: «Практическая стилистика – это наука о правилах, приемах конструирования текста, обеспечивающего адекватную письменную передачу мысли от автора к читающему, наука об управлении процессом письменного выражения мысли на основе выявления общих закономерностей смыслового восприятия текста читающими». При таком подходе носитель языка, осуществляющий стилистическую правку текста, обязан оценить языковую личность автора (составить его возрастной, социальный, гендерный, психологический портрет), понять его интенцию и максимально сохранить эти параметры при редактировании.

Разделы практической стилистики традиционно соотносятся с уровнями языковой системы: фонетическая стилистика, лексическая стилистика, грамматическая стилистика (морфологическая и синтаксическая), стилистика словообразования. Одно из центральных понятий в прикладном разделе стилистики речи - «речевая ошибка». Ошибка – это отступление от языковой нормы. Нормативно-стилистические ошибки соотносятся с речевыми уровнями, на которых они допущены (например, синтаксическая ошибка, лексическая ошибка). Собственно стилистические ошибки – немотивированное использование иностилевых включений. Коммуникативные ошибки – ошибки, связанные с искажением факта и недостаточной апелляцией к культурологическому фону. Особая классификация ошибок представлена в работе Б.С.Мучника «Основы стилистики и редактирования»: ошибки, нарушающие (1) ясность речи, (2) коммуникативную точность речи, (3) краткость речи, (4) полноту речи, (5) логичность речи, (6) необходимое разнообразие, - что связано с новым подходом к самому предмету практической стилистики, отмеченным выше. Языковая аномалия рассматривается как «результат нарушений речемыслительной деятельности человека». В цепочке «диагностика ошибки – определение причины ошибки – устранение ошибки» есть определенные закономерности (например, употребление слов в несвойственном им значении связано с незнанием их лексического значения и предполагает обращение к толковому словарю).

Методы стилистической правки текста, или методы редактирования, достаточно разнообразны. На разных этапах необходимо использовать интерпретацию, сопоставительный анализ, экспериментальные методики: метод трансформации/субституции, метод стилистического эксперимента (по А.М.Пешковскому), конкретизацию (по Л.В.Щербе), прогностику, ассоциативный и социальный эксперименты. Данные экспериментальной психологии позволяют утверждать, что диагностика речевой погрешности или ошибки осуществляется при первоначальном восприятии текста. Методика редактирования включает ознакомительное, углубленное и шлифовочное чтение – «скольжение». В процессе работы осуществляются вычитка, сокращение, обработка, переделка. Необходимо использовать два обязательных технических приема: сопоставлять каждую исправленную фразу с первоначальной с точки зрения изменения, появления или утраты ею каких-либо смысловых оттенков; сопоставлять каждую исправленную фразу с окружающим контекстом. Методы приемы и этапы редактирования направлены на поиск формы речевой единицы, наиболее адекватной смысловому наполнению высказывания или текста, а также на приведение формы в соответствие языковой норме.

 

 

Семинарские занятия

 

№ учеб. недели Наименование лабораторных работ, практических занятий № раздела Объем в часах
1 1.Аспекты изучения текстов: структурно-семантический, функционально семантический, коммуникативно-прагматический. Признаки речевого произведения. Категории текста. Проблемы восприятия текстов. Соотношение адресата и адресанта. 1 2
2 2. Место рекламы в системе стилей речи. Дискуссионность вопроса. Диффузность стиля. Прямые и косвенные приемы подачи рекламы. Семиотический аспект рекламного сообщения. Реклама как форма идеологии. Реклама как иллюзия, празднество. Замещающая функция рекламы. Реклама как коммуникативный акт. 2 2
3 3. Реклама как инструмент формирования стилей жизни. Стиль жизни эпохи модернити. Настоящее и будущее в рекламе. Ориентация на будущее. Вера в прогресс. Идеал модернити в центральных и периферийных областях мир-системы. Образы будущего в рекламе. Реклама для богатых (статусное потребление), реклама для специалистов (компетентность), массовая реклама (ориентация на равенство, элитность наоборот). Динамика рекламных контекстов. 3 2
4 4. Гендерный аспект рекламы. «Социальные архетипы» в рекламе. Женщина как компонент рекламной метафоры. «Мужской» и «женский» сценарий жизни. Образы детства и детского в рекламе. Семейные ценности в рекламе. Типы и модели поведения. Способы представления возрастных групп. 4 2
5 5. Жанры и разновидности рекламного и PR текстов, их специфика. Рекламный дискурс и его признаки. Рекламный текст как отражение системы ценностей социума. Жанры и виды текстов. Жанровые разновидности рекламы (TV, радио, в печатных СМИ, Интернет, наружная реклама). Креатив-бриф. Имиджевая, товарная, некоммерческая реклама. 5 2
6 6. Реклама и социальная стратификация. Символическое значение социальной стратификации. Сегментирование потребителей. Целевые аудитории. Динамика целевых аудиторий. Функции рекламной коммуникации: коммуникативная, фатическая, контекстуальная, кодовая, эстетическая. 6 2
7 7. Этический компонент рекламного продукта. Соответствие рекламного текста «Закону о рекламе». Конфликтные ситуации. Брендирование товаров. Технология определения адресата. Формы обращения к целевой аудитории. Интонация обращения: комфортная, дискомфортная, нейтральная реклама. Формирование доверия целевой аудитории. Авторитарное и внутренне убедительное высказывание. Табуированные зоны реальности и этикет рекламного текста. Потребительские предрассудки. 7 2
8 8. Информативная функция рекламы. Семантика сообщения. Расширение семантической структуры и формирование современного рекламного сообщения. Цель информирования. Содержание информирования. Особенности организации рекламной информации. Рациональная и образная реклама. Эффективность рекламного текста. Рекламные идентификаторы. Заголовок. Формы обращения. Зачины. 8 2
9 9. Синтаксические и семантические фигуры в тексте. Стилистические фигуры замещения: фигуры количества (гипербола, мейозис, литота); фигуры качества (метафора, метонимия, синекдоха, ирония). Стилистические фигуры совмещения: фигуры тождества (сравнения, синонимы); фигуры неравенства (климакс, антиклимакс, каламбур, зевгма); фигуры противоположности (антитеза, оксюморон). Синтаксические фигуры (фигуры убавления и добавления; инверсия, параллелизм, хиазм, анафора, эпифора, симплока). 9 2
10 10. Номинативная функция рекламы. Имена собственные в современной российской рекламе и PR. Название фирмы и товара. Дискретность имен. Языковая игра в рекламе. Реклама в аспекте культуры речи. Основные требования к рекламному тексту на разных уровнях языка: фонетическом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом. Композиция текста. Логика рекламного текста. 10 2
11 11. Воздействующая функция рекламы. Когнитивные механизмы речевого воздействия. Языковые и неязыковые средства создания торговой марки. Универсальные техники убеждения читателей. Способы текстовой аргументации цены. Способы стимуляции читателя к совершению действия. Усилители убедительных текстов. 11 2
12 12. Манипулятивные стратегии в языке рекламы и PR. Понятие манипуляции. Этические основы манипуляции. Манипулятивные технологии: логические, психологические, лингвистические. Методика разработки эффективного рекламного и PR текстов. Понятие копирайтинга. Провокация эмоциональной реакции, описание целевой аудитории, выбор СМИ для публикации материала, использование стандартных сюжетов, работа с возражениями клиентов. 12 2
13 13. Рекламные коды и мета-уровень рекламы. Метарекламный уровень. Фестиваль «Золотые львы». Технология производства рекламы. Реклама и теория рекламы: специфика взаимодействия. От рациональной рекламы к позиционированию. Стратегии создания рекламы. Творческая революция 60-х. Имидж и имиджевая коммуникация в рекламе. Место социальной рекламы. 13 2
14 14. Позиционирующие тексты: имидж личности. Имиджеобразование. Актуализация концептов. Героика текста. История позиционирования личности. 14 2
15 15. Система текстов: текстовое наполнение сайтов. Ошибки интернет-рекламы. PR –тексты: пресс-релиз, выступление в рамках PR-события. Классификация и механизмы создания. 15 2
16 16. Профессиональные качества копирайтера. Основы риторики в создании текста. Роль эрудиции. Имена и профессиональные опыты известных копирайтеров. «Идеальная реклама». Направленность сообщения на само сообщение. Реклама рекламного агентства. Конфликт в структуре рекламного продукта (рекламодатель –криэйтор). Производство рекламных образов. Критерии качества и профессионализма. Внутренние правила. Саморегулирование в рекламе. Цитатность и аллюзии в рекламе. «Перенос» – попытка «пристегивания» к лидеру. Кампании компаний. 16 2
17 17. Методика анализа рекламного и PRтекстов. Стилистика и методика литературного редактирования рекламных и PR-текстов. Этапы и методы правки текста. Ошибки и погрешности. 17 2

ВСЕГО

34  

 

Тема 1.

1. Аспекты изучения текстов: структурно-семантический, функционально семантический, коммуникативно-прагматический.

2. Признаки речевого произведения. 

3. Категории текста.

4. Проблемы восприятия текстов.

5.  Соотношение адресата и адресанта.

 

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Бейверсток Э. Заставьте слово работать на вас: Паблисити. Письма. Пресс-релизы: пер. с англ. / Э. Бейверсток. - Москва: АСТ: Астрель, 2004. - 85 с.

Каплунов Д. Копирайтинг массового поражения / Д. Каплунов. – М., 2011. – 256 с.

Лившиц Т.Н. Специфика рекламы в прагматическом и лингвистическом аспектах. Таганрог,1999.

Тема 2.

1. Место рекламы в системе стилей речи. Дискуссионность вопроса.

2. Диффузность стиля.

3. Прямые и косвенные приемы подачи рекламы.

4. Семиотический аспект рекламного сообщения.

5. Реклама как форма идеологии.

6. Реклама как иллюзия, празднество.

7. Замещающая функция рекламы.

8. Реклама как коммуникативный акт.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.

Ефремова Е.А. Реклама как художественный феномен. СПб,1998.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Рекламный дискурс и рекламный текст /Под ред. Т. Колокольцева. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 296 с.

 

Тема 3.

1. Реклама как инструмент формирования стилей жизни.

2. Стиль жизни эпохи модернити.

3. Настоящее и будущее в рекламе.

4. Ориентация на будущее.

5. Вера в прогресс.

6. Идеал модернити в центральных и периферийных областях мир-системы.

7. Образы будущего в рекламе.

8. Реклама для богатых (статусное потребление), реклама для специалистов (компетентность), массовая реклама (ориентация на равенство, элитность наоборот).

9. Динамика рекламных контекстов.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие / Е. А. Елина. - Москва: Дашков и К, 2009. - 136 с.

Ефремова Е.А. Реклама как художественный феномен. СПб,1998.

Имшинецкая Ия. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. - Москва: РИП-холдинг, 2007. - 172 с.

Палмер Стефани. Пришел, увидел, убедил : Как сделать предложение, от которого не смогут отказаться / С. Палмер ; пер. с англ. Е. Каплунова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 304 с.

Суворова Н. Н. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по рекламе и связи с общественностью в области рекламного дискурса [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Н. Суворова. - Новосибирск: [б. и.], 2012. - 23 с.

Хиз Д. Бунт на продажу / Д. Хиз, Э. Поттер. – М., 2007. – 456 с.

 

Тема 4.

1. Гендерный аспект рекламы.

2. «Социальные архетипы» в рекламе.

3. Женщина как компонент рекламной метафоры.

4. «Мужской» и «женский» сценарий жизни.

5. Образы детства и детского в рекламе.

6. Семейные ценности в рекламе.

7. Типы и модели поведения.

8. Способы представления возрастных групп.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Бейверсток Э. Заставьте слово работать на вас: Паблисити. Письма. Пресс-релизы: пер. с англ. / Э. Бейверсток. - Москва: АСТ: Астрель, 2004. - 85 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.

Дядечко Л.П. Крылатые слова нашего времени: толковый словарь / Л. П. Дядечко. - М.: НТ Пресс, 2008. - 798с.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Пендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе: учебное пособие для вузов: рек. УМЦ / И. Г. Пендикова, Л. С. Ракитина; под ред. Л. М. Дмитриевой. - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 303 с.

Пирогова Ю. К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Москва: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000.

 

Тема 5.

1. Жанры и разновидности рекламного и PR текстов, их специфика.

2. Рекламный дискурс и его признаки.

3. Рекламный текст как отражение системы ценностей социума.

4. Жанры и виды текстов.

5. Жанровые разновидности рекламы (TV, радио, в печатных СМИ, Интернет, наружная реклама).

6. Креатив-бриф. Имиджевая, товарная, некоммерческая реклама.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Имшинецкая Ия. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. - Москва: РИП-холдинг, 2007. - 172 с.

Каплунов Д. Копирайтинг массового поражения / Д. Каплунов. – М., 2011. – 256 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Подорожная Л. В. Теория и практика рекламы [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Подорожная. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2014. - 343, [9] с.

Учёнова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: палитра жанров. М., 2004.

 

Тема 6.

1. Реклама и социальная стратификация.

2. Символическое значение социальной стратификации.

3. Сегментирование потребителей.

4. Целевые аудитории.

5. Динамика целевых аудиторий.

6. Функции рекламной коммуникации: коммуникативная, фатическая, контекстуальная, кодовая, эстетическая.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Ефремова Е.А. Реклама как художественный феномен. СПб,1998.

Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ / А.Н. Назайкин. – М.: МГУ, 2-11. – 480 с.

Пирогова Ю. К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Москва: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000.

Попок Н.В. Лингвистические характеристики рекламного текста. М.,1991.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

Тема 7.

1. Этический компонент рекламного продукта.

2. Соответствие рекламного текста «Закону о рекламе».

3. Конфликтные ситуации.

4. Брендирование товаров.

5. Технология определения адресата.

6. Формы обращения к целевой аудитории.

7. Интонация обращения: комфортная, дискомфортная, нейтральная реклама.

8. Формирование доверия целевой аудитории.

9. Авторитарное и внутренне убедительное высказывание.

10. Табуированные зоны реальности и этикет рекламного текста.

11. Потребительские предрассудки.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Бейверсток Э. Заставьте слово работать на вас: Паблисити. Письма. Пресс-релизы: пер. с англ. / Э. Бейверсток. - Москва: АСТ: Астрель, 2004. - 85 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.

Каплунов Д. Копирайтинг массового поражения / Д. Каплунов. – М., 2011. – 256 с.

Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ / А.Н. Назайкин. – М.: МГУ, 2-11. – 480 с.

Подорожная Л. В. Теория и практика рекламы [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Подорожная. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2014. - 343, [9] с.

Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда [Текст]: монография / Г. Г. Почепцов. - М.: Центр, 2004. - 253с. - Библиогр.: с. 251-253.

Рекламный дискурс и рекламный текст /Под ред. Т. Колокольцева. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 296 с.

Харитонов М. В. Реклама и PR в массовых коммуникациях / М. В. Харитонов. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 198 с.

 

Тема 8.

1. Информативная функция рекламы.

2. Семантика сообщения.

3. Расширение семантической структуры и формирование современного рекламного сообщения.

4. Цель информирования.

5. Содержание информирования.

6. Особенности организации рекламной информации.

7. Рациональная и образная реклама.

8. Эффективность рекламного текста.

9. Рекламные идентификаторы. Заголовок. Формы обращения. Зачины.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. М.,1996.

Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие / Е. А. Елина. - Москва: Дашков и К, 2009. - 136 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Лившиц Т.Н. Специфика рекламы в прагматическом и лингвистическом аспектах. Таганрог,1999.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

Тема 9.

1. Синтаксические и семантические фигуры в тексте.

2. Стилистические фигуры замещения: фигуры количества (гипербола, мейозис, литота); фигуры качества (метафора, метонимия, синекдоха, ирония).

3.  Стилистические фигуры совмещения: фигуры тождества (сравнения, синонимы); фигуры неравенства (климакс, антиклимакс, каламбур, зевгма); фигуры противоположности (антитеза, оксюморон).

4. Синтаксические фигуры (фигуры убавления и добавления; инверсия, параллелизм, хиазм, анафора, эпифора, симплока).

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. М.,1996.

Ефремова Е.А. Реклама как художественный феномен. СПб,1998.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Пирогова Ю. К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Москва: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: справочное издание / Д. Э. Розенталь. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 381с

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

Тема 10.

1. Номинативная функция рекламы.

2. Имена собственные в современной российской рекламе и PR.

3. Название фирмы и товара.

4. Дискретность имен.

5. Языковая игра в рекламе.

6. Реклама в аспекте культуры речи.

7. Основные требования к рекламному тексту на разных уровнях языка: фонетическом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, морфологическом и синтаксическом.

8. Композиция текста.

9. Логика рекламного текста.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Бейверсток Э. Заставьте слово работать на вас: Паблисити. Письма. Пресс-релизы: пер. с англ. / Э. Бейверсток. - Москва: АСТ: Астрель, 2004. - 85 с.

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. М.,1996.

Имшинецкая Ия. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. - Москва: РИП-холдинг, 2007. - 172 с.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ / А.Н. Назайкин. – М.: МГУ, 2-11. – 480 с.

Пирогова Ю. К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Москва: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000.

Суворова Н. Н. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по рекламе и связи с общественностью в области рекламного дискурса [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Н. Суворова. - Новосибирск: [б. и.], 2012. - 23 с.

Харитонов М. В. Реклама и PR в массовых коммуникациях / М. В. Харитонов. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 198 с.

Хиз Д. Бунт на продажу / Д. Хиз, Э. Поттер. – М., 2007. – 456 с.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

Тема 11.

1. Воздействующая функция рекламы.

2. Когнитивные механизмы речевого воздействия.

3. Языковые и неязыковые средства создания торговой марки.

4. Универсальные техники убеждения читателей.

5. Способы текстовой аргументации цены.

6. Способы стимуляции читателя к совершению действия.

7. Усилители убедительных текстов.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.

Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие / Е. А. Елина. - Москва: Дашков и К, 2009. - 136 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Лившиц Т.Н. Специфика рекламы в прагматическом и лингвистическом аспектах. Таганрог,1999.

Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ / А.Н. Назайкин. – М.: МГУ, 2-11. – 480 с.

Хиз Д. Бунт на продажу / Д. Хиз, Э. Поттер. – М., 2007. – 456 с.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

Тема 12.

1. Манипулятивные стратегии в языке рекламы и PR.

2. Понятие манипуляции.

3. Этические основы манипуляции.

4. Манипулятивные технологии: логические, психологические, лингвистические.

5. Методика разработки эффективного рекламного и PR текстов.

6. Понятие копирайтинга.

7. Провокация эмоциональной реакции, описание целевой аудитории, выбор СМИ для публикации материала, использование стандартных сюжетов, работа с возражениями клиентов.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Бейверсток Э. Заставьте слово работать на вас: Паблисити. Письма. Пресс-релизы: пер. с англ. / Э. Бейверсток. - Москва: АСТ: Астрель, 2004. - 85 с.

Елина Е. А. Семиотика рекламы: учебное пособие / Е. А. Елина. - Москва: Дашков и К, 2009. - 136 с.

Кот Д. Копирайтинг. Как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают / Д. Кот. – М., 2012. – 256 с.

Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ / А.Н. Назайкин. – М.: МГУ, 2-11. – 480 с.

Палмер Стефани. Пришел, увидел, убедил : Как сделать предложение, от которого не смогут отказаться / С. Палмер ; пер. с англ. Е. Каплунова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 304 с.

Рекламный дискурс и рекламный текст /Под ред. Т. Колокольцева. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 296 с.

Хиз Д. Бунт на продажу / Д. Хиз, Э. Поттер. – М., 2007. – 456 с.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

Тема 13.

1. Рекламные коды и мета-уровень рекламы.

2. Метарекламный уровень.

3. Фестиваль «Золотые львы».

4. Технология производства рекламы.

5. Реклама и теория рекламы: специфика взаимодействия.

6. От рациональной рекламы к позиционированию.

7. Стратегии создания рекламы. 

8. Творческая революция 60-х. 

9. Имидж и имиджевая коммуникация в рекламе. Место социальной рекламы.

 

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Подорожная Л. В. Теория и практика рекламы [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Подорожная. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2014. - 343, [9] с.

Учёнова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: палитра жанров. М., 2004.

Харитонов М. В. Реклама и PR в массовых коммуникациях / М. В. Харитонов. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 198 с.

Хиз Д. Бунт на продажу / Д. Хиз, Э. Поттер. – М., 2007. – 456 с.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

Тема 14.

1. Позиционирующие тексты: имидж личности. 

2. Имиджеобразование.

3. Актуализация концептов.

4. Героика текста.

5. История позиционирования личности.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда [Текст]: монография / Г. Г. Почепцов. - М.: Центр, 2004. - 253с. - Библиогр.: с. 251-253.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: справочное издание / Д. Э. Розенталь. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 381с

 

Тема 15.

1. Система текстов: текстовое наполнение сайтов.

2. Ошибки интернет-рекламы.

3. PR –тексты: пресс-релиз, выступление в рамках PR-события. Классификация и механизмы создания.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Пирогова Ю. К. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Москва: Международный институт рекламы, Издательский дом Гребенникова, 2000.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: справочное издание / Д. Э. Розенталь. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 381с

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

Тема 16.

1. Профессиональные качества копирайтера.

2. Основы риторики в создании текста.

3. Роль эрудиции.

4. Имена и профессиональные опыты известных копирайтеров.

5. «Идеальная реклама».

6. Направленность сообщения на само сообщение.

7. Реклама рекламного агентства.

8. Конфликт в структуре рекламного продукта (рекламодатель –криэйтор). 

9. Производство рекламных образов.

10. Критерии качества и профессионализма.

11. Внутренние правила.

12. Саморегулирование в рекламе.

13. Цитатность и аллюзии в рекламе.

14. «Перенос» – попытка «пристегивания» к лидеру. Кампании компаний.

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. М.,1996.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.

Имшинецкая Ия. Креатив в рекламе / И. Имшинецкая. - Москва: РИП-холдинг, 2007. - 172 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Остроушко Н. Секреты рекламных текстов /Н. Остроушко. – М., 2009. – 212 с.

Рекламный дискурс и рекламный текст /Под ред. Т. Колокольцева. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 296 с.

Учёнова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: палитра жанров. М., 2004.

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

Тема 17.

1. Методика анализа рекламного и PRтекстов.

2. Стилистика и методика литературного редактирования рекламных и PR-текстов.

3. Этапы и методы правки текста.

4. Ошибки и погрешности.

 

Сердобинцева Е.Н. Структура и язык рекламных текстов /Е. Н. Сердобинцева. – М.: Флинта, Наука. – 2010. – 160 с.

Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. М.,1997.

Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.,1991.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: справочное издание / Д. Э. Розенталь. - М.: ОНИКС 21 век, 2003. - 381с

Шатин Ю. В. Построение рекламного текста [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Шатин. - 2-е изд. - М. : Бератор-Пресс, 2003. - 121с.

 

 

Интерактивные образовательные методы

 

№ п/п Тема Объем в часах* Вид учебных занятий Используемые интерактивные методы и технологии Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. 7.Этический компонент рекламного продукта. Соответствие рекламного текста «Закону о рекламе». Конфликтные ситуации. 2 ПЗ Проектирование в мини-группах Подбор примеров рекламных текстов, в которых нарушены требования Закона. Изменение рекламного текста с обоснованием. ПК-5, ПК-10
2. 8.Рекламные идентификаторы. Заголовок. Формы обращения. Зачины. 2 ПЗ Деловая игра Составление рекламных сообщений с учетом разновидностей идентификационных знаков ПК-6, ПК-12, ПК-28
3. 9. Синтаксические и семантические фигуры в тексте 2 ПЗ Дискуссия Подбор слоганов, иллюстрирующих известные семантические и синтаксические фигуры. Обсуждение уместности языковой игры ПК-5, ПК-6, ПК-12
4. 10.Номинативная функция рекламы. Имена собственные в современной российской рекламе и PR. Название фирмы и товара. 2 ПЗ Деловая игра Номинативная карта города: дифференциация номинативных источников из базы магазинов города. ПК-6, ПК-12, ПК-28
5. 14.Позиционирующие тексты: имидж личности.  2 ПЗ Деловая игра. Составление имиджа публичной фигуры. Участие в ток-шоу. ПК-6, ПК-12, ПК-28
6. 15.Система текстов: текстовое наполнение сайтов. PR –тексты: пресс-релиз, выступ-ление в рамках PR-события. Классификация и механизмы создания. 2 ПЗ Дискуссия, деловая игра Работа с текстами юнкоров. Рецензирование. Подготовка приветственного слова участникам конференции ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-12, ПК-28
7. 17.Методика анализа рекламного и PR текстов.  2 ПЗ Проектирование в мини-группах. Создание PR проекта: цепочка разножанровых текстов, объединенных общей тематикой ПК-28, ПК-10, ПК-12, ПК-28

ВСЕГО

14

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕКЛАМНЫХ И PR ТЕКСТОВ»

1. Модель мира в современной российской коммерческой рекламе.

2. Барьеры в понимании адаптированных рекламных сообщений (на примере российской рекламы).

3. Гендерные стереотипы в рекламе.

4. Социальная реклама как специфическая отрасль рекламной деятельности.

5. «Детская реклама»: особенности языка и способы воздействия.

6. Эффективные стратегии создания уникального торгового предложения.

7. Роль креативных теорий и методик в рекламном процессе.

8. Реклама как форма коммуникации.

9. Коммуникативная функция рекламной коммуникации.

10. Фатическая (контактоустанавливающая) функция рекламной коммуникации.

11. Эстетическая функция рекламной коммуникации.

12. Адресант и адресат рекламной коммуникации.

13. Эффективность рекламного текста.

14. Типы слоганов.

15. Способы представления целевых аудиторий в рекламе.

16. Брэнд как участник рекламной коммуникации.

17. Типы рекламных сообщений по способу размещения (TV, радио, печатные СМИ, Интернет, наружная), их преимущества и недостатки.

18.  Сущность и содержание основных этапов организации PR текста.

19.  Понятия рекламного слогана, заголовка и «эхо-фразы».

20.  Роль текстовой рекламы в подготовке и проведении выставок и ярмарок.

21. Особенности языка рекламы как функционального стиля. Сопоставление с другими стилями языка.

22. Виды рекламных текстов. Жанровые особенности рекламы.

23. Сопоставительный анализ носителей и жанров рекламы.

24. Основные параметры коммуникативной ситуации. Переменные фактора адресата.

25. Учет особенностей стадий развития личности в рекламном послании.

26. Виды психологических реакций, программируемых рекламным объявлением.

27. Виды проекционных стратегий.

28. Виды рационалистических рекламных стратегий.

29. Языковые средства выразительности в рекламном тексте.

30. Языковые способы манипуляции в рекламе.

31. Цитата как способ построения рекламного послания. Виды цитат, прецедентный текст.

32. Нейминг. Основные тенденции, проблемы, способы тестирования.

33. Бриф как основа составления рекламного текста.

34. Роль легенды в создании брэнда. Сопоставительный анализ брэнда и товара.

35. Особенности слогана и рекламного девиза. Их функции, виды, требования, предъявляемые к данным текстам.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕКЛАМНЫХ И PR ТЕКСТОВ»

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 296.