Реклама как инструмент формирования стилей жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под сценарием мы понимаем программу поступательного развития, вы­работанную в подсознании человека под влиянием рекламы, и определяющую

поведение индивида в некоторых аспектах его жизни. Далее уточним значения некоторых терминов в данном определении, обращаясь к данным толкового словаря (МАС 1999).

Программа — план, порядок проведения чего-либо. В нашем случае, про­грамма - некий сверхсценарий, который определяет действие человека в опре­деленных аспектах - гигиена, здоровье, питание, стиль жизни и т.д. Например, если у вас перхоть, то используйте Н&8.

Поступательный - направленный вперед, в будущее. Предполагается не­обратимость, движение в одну сторону, движение к цели. Реклама помогает реализовать цели и рекламодателя (его товар покупают), и реципиента (рекла­мируемый товар помогает ему в решении определенной проблемы).

Определяющий — основные, наиболее существенные признаки чего-либо. Человек следует указаниям, которые выдвигаются рекламой.

Передача сценария от рекламодателя к реципиенту (иначе говоря, манипу­лирование) оказывается возможной, так как первый желает передать задуман­ный сценарий, а последний изначально предрасположен к его восприятию.

 Основу сценария обычно составляют сюжеты детских сказок, мифов, рас­сказов и жизненные обстоятельства родствен­ников, их любимые или часто повторяемые фразы (вспомним повторяемость, запоминаемость и воспроизводимость слоганов), поговорки и т.д. сценарий записывается в ранние годы, потом переписывается в виде своих действий и может участвовать в расчетах на всю оставшуюся жизнь.

Основная версия сценария - архетипы, которые воспринимаются сознани­ем ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Со временем человек перемещается в мир сказок, мифов и рекламы. Они дают ему целый ряд новых действующих лиц, исполняющих роли в его фантазиях.

Еще К.Г. Юнг показал, что герои мифов и сказок живы до сих пор. Со­временная реклама имеет дело с реальным человеком, который обращается к рекламному герою как мудрецу-волшебнику, который всегда даст совет.

Исходя из того, что сценарий - искусственно созданная система, мы мо­жем говорить о том, что реклама стремится к созданию нового мира для чело­века, мира виртуального, претендующего стать реальным.

Сопоставление элементов сценариев показывает, что жизненные сценарии, получаемые от родителей, и сценарии, исходящие от рекламы, - идентичны.

Сравним:

1. Мать мне всегда говорила: «Когда вступишь в брак, имей не больше троих детей» [Берн 1999: 234].

2. Мама всегда говорила: «Контрастный душ и Sh аита помогут тебе проснуться».

Таким образом, фразы построены по одной модели с адвербиальным ак­центом «всегда» (то есть постоянно, каждый день). Оба высказывания носят манипулятивный характер, во-первых, потому, что к словам матери, как прави­ло, прислушиваются, воспринимая их как истинную информацию (происходит актуализация архетипа матери). Во-вторых, в первом случае использование им­ператива (имей) и эксплицитно выраженного ограничения порождает приказ, скрытый под «маской» совета; во втором случае мы имеем дело с реальным жанром совета (возможна следующая интерпретация: послушай мать, она пло­хого не посоветует, следовательно, воспользуйся и тебе станет лучше).

Другой пример. Сравним:

1. <.. .> преуспевающий в жизни человек может сказать: «Моя бабушка — прекрасная хозяйка». Неудачник скажет: «Моя бабушка была строгой прак­ тичной женщиной, но в старости она сильно страдала» [Берн 1999: 228].

2. Моя мама - лучший в мире выдумщик и лучший в мире друг <...>. А еще моя мама - лучший в мире повар. Галина Бланка

Но, несмотря на идентичность в построении фраз сценариев, мы можем говорить о главном отличии рекламных и жизненных сценариев. Последние предполагают, что в результате тех или иных действий человек может стать ли­бо Победителем, либо Неудачником, либо Непобедителем. Рекламный сцена­рий предусматривает только один путь - Победителя (абсолютно все реклами­руемые товары призваны улучшать и совершенствовать жизнь человека).

Опираясь на все изложенное выше, мы можем предположить, что само ре­чевое общение осуществляется по определенным сценариям, которые являются характерными или типичными в определенных ситуациях. Ван Дейк использо­вал для их описания понятие фреймов, как единиц, имеющих обобщенный ха­рактер знаний о мире. «Фреймы являются единицами, организованными вокруг некоторого концепта; содержат основную информацию, которая ассоциирована с тем или иным концептом. Они имеют конвенциональную природу — могут определять и описывать то, что в данном обществе является характерным, ти­пичным. Концептуальные фреймы (сценарии) организуют наше поведение и позволяют правильно интерпретировать поведение других людей» [Ван Дейк 1989: 16-1-7].

Мы считаем, что, определяя рекламу как особый тип сценария (набор сце­нариев), можно говорить и о связи рекламного сообщения с фреймом. Это представляется нам возможным по нескольким причинам.

Во-первых, современные рекламные сообщения обладают определенной структурой, которая имеет конвенциональный характер (введение - отрицание привычного товара; предъявление чего-то лучшего; аргументация; обобщение -слоган). Во-вторых, для понимания рекламного сообщения необходимо знание мета-фреймов, то есть знания общих условий совершения успешных действий (например, если в парке или кинотеатре к нам кто-нибудь подойдет и предло-

жит купить тот или иной товар, без определенных объяснений, то вряд ли мы будем это делать). И, наконец, в-третьих, для адекватного восприятия реклам­ного сообщения адресату необходимы знания о реальном мире.

Таким образом, мы можем предположить, что за решение вопроса о том, выполнены ли необходимые условия приемлемости рекламного сообщения, от­ветственно наше знание о мире, которое организовано в сознании в виде фрей­мов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что сам акт рекламного сообщения представляет собой особый сценарий, включающий в себя более конкретные сценарные типы.

Таким образом, под сценарием мы понимаем программу поступательного развития, выработанную в подсознании человека под влиянием рекламы, и оп­ределяющую дальнейшее поведение индивида в жизни.

Сравнив и проанализировав тексты рекламного и жизненного сценария, мы пришли к выводу, что само речевое общение осуществляется по определен­ным сценариям, которые являются характерными или типичными в определен­ных ситуациях. Мы считаем, что, определяя рекламу как особый тип сценария (набор сценариев), можно говорить и о связи рекламного сообщения с фрейма­ми, имеющими обобщенный характер знаний о мире.

 

Тема 4.

«Социальные архетипы» в рекламе

Понятие «архетип» впервые было введено швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К.Г.Югом. Заметим, что все остальные определения

строятся на основе дефиниции, предложенной К.Г.Юнгом, который под архе­типом понимал первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно, формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредо­вых фантазиях.

Юнг выделяет несколько архетипов:

1. Архетип «тени» - бессознательная часть психики, литературными выра­жениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гёте или любой другой образ плута-озорника. Другое название данного архетипа, встречаемое в трудах Юнга, - архетип «трикстера».

2. Архетип «анима/анимус» - бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов.

3. Архетип «мудрого старика/старухи» - архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни и воплощенного в образах мудрого волшебника, шамана.

4. Архетип «матери» ведет к выявлению высшего женского существа, во­площающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления вла­сти времени, бессмертия.

5. Архетип «самости» сводится к противопоставлению в психике индиви­дуально-личностного начала и той ее части, которая обращена вовне («персо­на»).

6. Архетип «истины» связан с поиском ответа на интересующие человека вопросы.

7. Архетип «младенца» рассматривается как попытка реализации возмож­ного будущего.

При определении границ каждого сценария мы будем обращаться к тем или иным архетипам, которые находят свое вербальное или невербальное вы­ражение в рекламных текстах.

 «Делай как я, иначе...»

.. .иначе ты не сможешь избавиться от своих проблем.

Такие рекламы базируются на запрограммированном в человеке с детства стремлении подражать кому-либо и зависти. Сначала это родители, потом дру­зья, коллеги, герои книг, фильмов, рекламы.

Тезис к такому сценарию сформулируем так: У субъекта есть проблема, он страдает от нее. Из-за этого он недоволен собой, своими отношениями с окру­жающими. Неожиданно субъект узнает, что он не один. Но все, у кого была по­добная проблема, уже нашли ее решение.

Как правило, в таком сценарии есть номинация других субъектов и опре­деленная аргументация: это тебе необходимо, потому что...; ты нуждаешься в этом, так как...

И, наконец, решение, принимаемое человеком (героем рекламы): утвер­ждение товара.

Основной архетип, на котором строится такой сценарий: матери или муд­реца.

Архетип матери в большинстве реклам по такому сценарию реализуется в своем частном варианте - подруге, которая заботливо раздает советы, а архетип мудреца в образе друга, коллеги, соседа.

Естественно, что кроме архетипа матери или мудреца, в рекламе может на­ходить отражение архетипы младенца, трикстера, но они не участвуют в созда­нии данного сценария.

Манипуляция в таком типе реклам осуществляется, во-первых, при по­мощи используемого архетипа матери или мудреца (основа сценария — прояв­ление заботы со стороны друзей), а, во-вторых, через речевой жанр совета. Рас­пространенный среди медицинских работников и психологов, лозунг: «Спасе­ние утопающего - дело рук самого утопающего» - отвергающий совет как тако­вой, опровергается рекламой. Рекламодатели считают, что человеку нужно со­ветовать и помогать, поскольку он не всегда может помочь себе сам. По сути, представленные точки зрения идентичны, так как обе заставляют людей оста-

ваться в рамках определенных сценариев. Единственное, что их отличает - то, что рекламные сообщения призваны конструировать Победителя. Реклама про­граммирует человека на успешную жизнь, предлагая ему новый мир.

Мы считаем, что такой сценарий базируется на желании человека избе­жать физической боли, болезни. Следовательно, по сценарию «sos» построе­ны рекламы препаратов, призванных сохранить и улучшить здоровье человека.

Тезис к такому сценарию: в результате действия каких-то внешних факто­ров, человек потерял здоровье. Ему плохо. Далее человеку предлагается меди­цинский препарат и дается аргументация того, почему именно это лекарство необходимо больному. Как правило, внимание акцентируется на безопасности, эффективности и вкусовых качествах таблетки, сиропа и т.д.

Мы полагаем, что основными архетипами сценария «sos» можно счи­тать: матери и трикстера. Архетип матери, в большинстве случаев, реализуется в виде своего варианта - заботы; а трикстер воплощается в болезни.

Манипуляция осуществляется в двух направлениях. Во-первых, адреса­том оказывается сам больной, а, во-вторых, - его родственники. От рекламода­теля в данном сценарии не требуется использования особых способов манипу­лирования. Достаточно обозначить те чувства, которые испытывает человек в таком состоянии.

 «Апелляция к чувствам»

Мы считаем, что такой тип сценария базируется на стремлении человека к прекрасному и представлен двумя вариантами рекламных сообщений: рекла­мой товаров и социальной рекламой.

Как правило, такой сценарий активно использует архетипы матери и мла­денца. Архетип матери оказывается доминирующим, поскольку представлен на вербальном уровне; архетип младенца, в большинстве случаев, реализуется при помощи невербальных средств. Заметим, что в таких рекламных сообщениях архетип трикстера не представлен.

Манипуляция, в основном, осуществляется посредством описания чувств, представленных в рекламе.

«Утверждение»

Последний, выделяемый нами сценарий, сценарий «Утверждение». Его особенность в том, что рекламные тексты кратки, в них нет аргументации, сю­жета. Кроме того, базируется данный тип реклам только на одном архетипе -«истины». Например, Балтика - пиво, сваренное для вас; Продукты «Моя семья». Что может быть любимей.

Мы считаем, что рассматриваемый сценарий основывается лишь на утвер­ждении существования товара. В языковом плане можно говорить, что данный сценарий организуют пропозиции бытия и характеризации.

Юнг предполагал, что архетипы присущи роду (человеческой общности или всему человечеству) в целом, то есть, по-видимому, наследуются. В качест­ве вместилища для архетипов он постулировал особенно глубокий уровень бес­сознательного, выходящий за пределы личности, - так называемое коллектив­ное бессознательное. «Концепция архетипов ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии сюжетов и моти­вов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчер­панным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением» [Мифологиче­ский словарь 1997:110]. Сам Юнг недостаточно последовательно раскрывал взаимозависимость мифологических образов как продуктов первобытного соз­нания и архетипов как элементов психических структур, «понимая эту взаимо­зависимость то как аналогию, то как тождество, то как порождение одних дру­гими» [Мифологический словарь 1997: 111].

В настоящее время понятие «архетипа» применяется для обозначения наи­более общих, фундаментальных, общечеловеческих мифологических мотивов, лежащих в основе любых художественных структур.

Иначе говоря, по отношению к современной культуре мы можем говорить об определенных концептах. При этом, «культура - совокупность концептов и отношений между ними, выражающаяся в различных рядах (парадигмах, сти­лях, рангах)». В то время как «концепт - сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека (и посредством чего сам человек входит в культуру). Это «пучок» представлений, понятий, зна­ний, ассоциаций, переживаний».

Методом сплошной выборки было установлено, что не актуализируются в своем значении в рекламных текстах лишь архетипы «анима/анимус», «са­мость», непосредственное отражение в телерекламе находят следующие архе­типы: «матери», «младенца», «мудреца», «трикстера», «истины». Именно они и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Архетип «истины»

Первым мы рассмотрим архетип «истины». Его уникальность заключается в том, что он находит отражение абсолютно во всех рекламных роликах и ока­зывается при этом имплицитно выраженным (современные рекламные тексты практически не содержат слов типа правда, истина, вера, верно, несомненно). Реализуется данный архетип в основном за счет утвердительных конструкций и апелляции к опыту. Например: еще 30 лет назад я убедился, теперь я уверен. МАС: Убедиться - поверить во что-нибудь, стать убежденным в чем-нибудь. Уверенность - твердая вера во что-нибудь, убежденность.

«Концепт истины фундаментален для всех сфер знания, вместе с тем, он лежит в основе веры. Вопрос о существовании истины не ставится. Истина пре-зумптивна».

Есть несколько пониманий истины.

Так, МАС: Истина — 1. То, что существует в действительности, действи­тельное положение вещей, правда; 2. Филос. Верное отражение объективной действительности в сознании человека; 3. Положение, утверждение, суждение, установленное наукой, проверенное практикой.

Исходя из такого определения истины, мы можем говорить о том, что, во-первых, истину и правду можно рассматривать как синонимы. Во-вторых, сема 'проверенное практикой' позволяет употреблять слово истина по отношению к рекламе, поскольку последняя изобилует всевозможными доказательствами, апелляцией к опыту и т.д. (крем протестирован при участии тысячи женщин; я был на заводе и убедился, паста прошла клинические испытания).

Поскольку истина - это в первую очередь философская категория, то мы считаем, что необходимо обратиться к соответствующему ее пониманию. Фи­лософский словарь [2002]: истина - адекватное отображение объекта познаю­щим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, объективное содержание чувст­венного, эмпирического опыта, понятий, суждений учений и целостной карти­не мира в диалектике ее развития.

Таким образом, в философии истина понимается как отражение объектив­ного мира через призму опыта (эмпирического, чувственного).

И если философское и лингвистическое понимание истины совпадает, то художественная литература склонна рассматривать ее как категорию мира иде­ального, который противопоставляется миру реальному.

«Эта идея дуалистичности укоренена в человеческом сознании, противо­поставляя временному вечное, изменчивому неизменное, ненастоящему на­стоящее» [Арутюнова 1998: 547].

Однако с какой бы позиции (философской, лингвистической, литературо­ведческой) не рассматривался концепт истины, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью соотнести два таких понятия, как «истина» и «правда». В на­стоящее время существует две противоположные точки зрения на данную про­блему. Так, Ю.С.Степанов, И.Б.Шатуновский, Н.Д.Арутюнова считают, что правда и истина различны, даже оппозиционны. Ю.С.Степанов говорит о том, что «истина выражает порядок вещей в мире, а правда - конкретный случай. Правда — совесть, истина — закон. Правда — объективная истина». Вторая точка зрения принадлежит И.Б.Шатуновскому, который счи­тает, что: «Правда — такое состояние дел, которое истинно, так как искренне, то есть искренне и потому истинно. Правда всегда субъективна, в ней присутству­ет человеческая тень, а истина — объективна». И, нако­нец, третья позиция отражена в работе Н.Д.Арутюновой: «Основные различия между правдой и истиной коренятся в том, что эти концепты локализованы в принципиально разных пространствах: истина относится к божественному миру, правда - к миру человека».

Основанием для противопоставления правды и истины служит способ от­ражения действительности (субъективный или же объективный). Однако мы считаем, что авторы данных точек зрения сами не склонны проводить четкой границы между этими понятиями: «правда — такое состояние дел, которое ис­ тинно., .и потому истинно», «правда - объективная истина».

Совершенно иная позиция отражена в словарях. Так, МАС предлагает сле­дующее определение: Правда - 1. То, что соответствует действительности, ис­ тина; 2. То, что исполнено истины, правдивость; 3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости; 4. в знач. нар. Верно, справедливо, в самом деле. В словаре Д.Н.Ушакова также отражены семы: 'то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей, истинно'. Подобная позиция отражена в словаре В.И.Даля: «Все, что есть, то - истина; не одно ль и тоже есть и естина, истина?» [Даль 2000]. Исходя из этого, мы могли бы говорить о том, что любое существование предмета, вещи можно рассмат­ривать как истину.

В своей работе при работе с архетипом «истины», который получил свое выражение в рекламных роликах, мы придерживаемся второй точки зрения, то есть рассматриваем правду и истину как синонимы. Мы считаем, что по отно­шению к рекламе истина включает в себя утверждение существования предмета и его «субъективно-объективную» характеристику. Безусловно, что, говоря о концепте правда, нельзя не учитывать того, он является обобщением нравст­венного закона. Следовательно, есть необходимость говорить о том, какую именно информацию можно считать правдивой. Приведем соответствующие критерии, выделенные Н.Д.Арутюновой: «Информация, чтобы стать правдивой должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Иметь тему, относящуюся к жизни людей.

2. Быть истинной.

3. Иметь фактический характер.

4. Образовывать связный текст.

5. Быть полной, то есть достаточной для внесения адекватно ценностного суждения и правильного осмысления соответствующего фрагмента жизни».

Заметим, что рекламный текст отвечает всем вышеперечисленным требо­ваниям: в настоящее время рекламируются только необходимые, актуальные для потребителя товары; при этом текст обладает целостностью, связностью; в большинстве случаев дается достаточная для понимания и осмысления инфор­мация, которая носит утверждающий характер. Таким образом, можно говорить о том, что в целом реклама правдива по отношению к своему адресату (не при­нимаются во внимание тексты, содержащие фактические ошибки). Реклама ориентирует людей в мире продукции, основываясь на практическом взгляде человека на жизнь.

Анализ рекламных текстов  показал, что большая их часть строится по одной модели:

1) заявляется первоначальное состояние адресата рекламы;

2) сообщается о том, что в мире есть такой-то товар;

3) дается характеристика товара;

4) отмечается характеристика состояния субъекта, изменившаяся к концу рекламы.

Естественно, что такая схема представлена не во всех рекламных роликах. Иногда может отсутствовать какой-то элемент, часто компоненты меняются местами, в зависимости от замысла рекламодателя. Но, в целом, мы считаем, что современный рекламный текст отражает модель, которая строится на ут­верждении товара, его характеризации и описании состояния субъекта.

В рекламных моделях доминирующими оказываются предикаты бытийно-сти (в особенности, физического обладания), характеризации, а также действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что концепт правды (истины) ока­зывается неразрывно связанным с бытийностью, существованием в мире пред­мета, с набором определенных признаков. А архетип «истины» присущ всем рекламам, вне зависимости от того построены ли они по модели «волшебной сказки», мифа, или нет.

«Истинность», по нашему мнению, оказывается очень тесно связанной с категорией «виртуальности»1. Абсолютно любой рекламный текст представляет собой, как мы уже говорили, систему субъективную, которая претендует на объективность, «что рождает бесконечные антиномии, источником которых яв­ляется то, что каждая система может логически непротиворечиво представлять себя как единственно истинную, при этом каждая из них несовместима с другой и противоречит ей». И как результат - размытость границ между истинным и ложным и нежелание потребителя воспринимать рекламу как правдивую информацию. «Опасность такого поло­жения в том, что, отчаявшись обрести действительный мир, мы превращаем в него один из виртуальных или приходим к выводу о том, что поиск истины бесполезен и лишен смысла. Это может привести к отказу от критерия истин­ности во имя полезности».

Таким образом, говоря об архетипе «истины» в рекламном тексте необхо­димо учитывать, что:

1) архетип «истины» имплицитно представлен абсолютно во всех реклам­ных текстах. Реализуется он при использовании утвердительных конструкций и апелляции к опыту потребителя;

2) оборотная сторона «истины» - «правда», она субъективна (любой рек­ламный текст - выражение субъективного мнения рекламодателя, претендую­щего на объективность);

3) утверждение категории «истинности» в рекламе идет путем характери-зации того или иного предмета.

4) виртуальные миры рекламы («виртуальность» - у!гш8 — истина) могут привести к отказу от критерия истинности.

  Архетип «трикстера»

«В плутовских историях, на карнавалах и пирушках, в религиозных стра­хах и восторгах образ трикстера представлен во всех мифологиях. Он предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого соз­нания, соответствующего душе, которая едва поднялась над уровнем животно­го».

В настоящее время мы можем говорить о существовании двух, диамет­рально противоположных, точках зрения на образ «трикстера»:

1) мифологический образ «трикстера» - образ плута и хитреца;

2) «трикстер» «в свете» психоаналитической теории Юнга - «трикстер» -вредоноситель.

И прежде чем говорить о реализации этого архетипа в современной рекла­ме, мы должны сопоставить обе точки зрения, выделив дифференциальные признаки каждой из них.

 Часто в рекламе действуют оба трикстера, но большинство роликов содер­жат в себе образ трикстера-вредителя, который может выражаться как экспли­цитно, так и имплицитно. Приведем примеров котором он получает имплицит­ное воплощение: Живительная сила бальзама «Битнер». «Битнер», просто «Битнер». Нет того, кому/чему мог бы противопоставляться «Битнер». Но сло­ва «живительная сила» и сам факт рекламирования продукта указывают на воз­можного вредителя. Это может быть и усталость, и пониженный иммунитет, и отсутствие нужных витаминов.

Наиболее частотными оказываются рекламы, в которых эксплицируется образ трикстера-вредителя. Причем, в роликах, передающих структуру «вол­шебной сказки», трикстер совпадает с типичным сказочным вредителем.

Рассмотренные рекламные тексты   дают нам право гово­рить о том, что практически все рекламы построены на антиномии деструк­ ция - конструкция. Приведем несколько примеров такой оппозиции: желтиз­ на зубов - белизна зубов; перхоть - волосы без перхоти; сушит - не сушит;мыло - не мыло.

Что же касается образа трикстера-плута, то, мы считаем, что эксплицитно он не представлен ни в одном рекламном ролике. Он не имеет аналога и в «волшебной сказке». Помощник, который в сказке способствует инициации ге­роя, не является трикстером, поскольку их функции различны. Помощник дает знания, помогает преодолеть путь, дает подсказки к загадкам. Трикстер же хит­рит, играет роль шута. Его нельзя обвинить во лжи, ведь он всегда действует в рамках дозволенного. Он лишь иногда преувеличивает.

 Архетип «мудреца»

По нашему мнению, реклама достаточно часто прибегает к использованию архетипа «мудреца». По Юнгу, «мудрый старик/ старуха» - архетип духа, выяв­ляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман. При этом, «мудрец» -носитель истины, тот, кто хранит информацию, которую может либо скрывать, либо передавать.

Рассмотрим, как на протяжении веков менялись отношения «мудреца» и просителя. Так, в мифах внимание акцентируется на том, что истине присущ сакральный характер. Именно поэтому основной задачей священного оракула или же фантастического существа было скрыть правду, не показать ее человеку в полном объеме. Истина маскируется предсказанием или же загадкой, отгадать которую под силу далеко не всем. «Намеренное сокрытие истины в архаиче­ских культурах означает прерогативу владения ею богами, жрецами, и всякое оспаривание ее наказуемо. Табуирование истины связано с сохранением прин­ципа творения: неумелое владение им ведет к катастрофе (разрушению космо­са, социума, личностному безумии.»

Например, Отец Эдипа хотел избежать своей смерти, оспорив приговор. Он отдает сына чужим людям и тем самым приближает осуществление предсказания.

Другой пример, Сфинкс (чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва, крыльями птицы) расположилась на горе и задавала каждому, кто желал попасть в Фивы, загадку: «Кто из живых существ утром ходит а четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевших отгадать, Сфинкс убивала. Загадку разгадал Эдип, нарушив этим волю богов. Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась.

В сказке «мудрец» всегда передает свои знания нуждающемуся в них ге­рою.

Так, в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» конь запрещает стрельцу- молодцу поднимать перо жар-птицы. Но стрелец нарушает этот запрет. И тогда конь помогает ему и птицу найти, и Василису отыскать, и платье ее со дна моря достать.

И уж совсем меняется роль носителя правды в рекламных роликах. Рацио­нальное, реалистическое мышление человека XX - XXI в.в. привело к утрате за­гадки как основного стимула поиска истины. Мудрец начинает выступать в ро­ли советчика.

Вполне возможно, что в рекламах архетип «мудреца» находит свое выра­жение в образах: друга, советчика, мудреца. Маркерами, в таком случае, могут выступать слова, входящие в тематические группы «заботы», «совета», «сча­стья». Эти же показатели служат и для вербализации архетипа «матери».

В тексте представлена тематическая группа «защиты»: защита, надежный. На уровне контекста в нее входят и слова: справиться, доказать.

Архетип «мудреца» представлен изобразительным рядом (мужской образ).

Как получить поддержку ассоциации практикующих ветеринаров? Нас часто просят рекомендовать тот или иной продукт, но для этого мы должны быть полностью уверены в качестве. Мы сами провели тест и теперь увере­ ны, что…

Мы считаем, что в данной рекламе архетип «мудреца» реализуется рече­вым жанром совета (рекомендовать, рекомендует), маркерами персуазивности (уверены (2), убедился). Манипулятивная функция выполняется посредством использования слов тематической группы «забота»: улучшает здоровье, бле­стящая шерсть - доказательство.

Таким образом, мы можем говорить, во-первых, о том, что образ архети-пического мудреца, безусловно, претерпел ряд изменений с момента создания первых мифов и до сегодняшней его реализации в рекламных текстах. Во-вторых, в настоящее время этот архетип находит свое выражение в образе муд­реца (друга, советчика). По вербальным показателям он совпадает с архетипом «матери». Но его выделение необходимо, исходя из тендерной дифференциа­ции рекламы.

Архетип «младенца»

Мы считаем, что архетип «младенца» реализуется в нескольких образах. В фольклоре «мотив младенца» воплощается в облике какого-нибудь карлика или эльфа, выступая при этом олицетворением тайных сил природы. В литературе образ младенца зачастую сотворен по облику Христа. В сказках младенец появ­ляется из чашечки цветка, из золотого яйца. Если же рассматривать данный ар­хетип как особый пример мотива «сокровища», которое трудно найти, тогда, по словам Юнга, мотив младенца принимает формы драгоценного камня, жемчу­жины, цветка.

Но, какую бы реализацию не получал этот архетип, он всегда оказывается связанным с будущим, как любое рождение новой жизни влечет за собой наде­жду, веру родителей на определенное лучшее будущее и их самих, и ребенка. «Младенец - это возможное будущее. Жизнь - движение, устремленное в бу­дущее, а не остановка или попутная струя. Это символ, объединяющий проти­воположности, посредник, тот, кто приносит исцеление, а, следовательно, создает целое». Мы считаем, что по некоторым своим свойст­вам/качествам младенец может быть сравнен с трикстером. «Младенец, с одной стороны, - беспощаден, а, с другой, - обладает сверхчеловеческими способно­стями». Как и трикстер, он имеет власть над людьми, но в от­личие от трикстера, который не принадлежит ни миру людей, ни миру богов, младенец достаточно хорошо вписывается в обе системы. Принимая облик младенца Христа, он претендует на жизнь небесную. А, воплощаясь в образе земных ценностей, получает право «жить» среди людей. «Младенец — символ целостности, который представляет самое сильное желание, присущее каждому существу - желание самореализации».

В современном мире максимально-полную реализацию архетипа младенца можно обнаружить в некоторых рекламных роликах.

Таким образом, можно говорить о том, что, в отличие от рассмотренных выше архетипов, данный не получает никаких дополнительных признаков к описанным Юнгом. И связано это, возможно, с «сакральностью», «священностью» самого акта рождения (от рождения мира до рождения любого живого существа). Кроме того, в некоторых случаях, проанализированные нами рек­ламные тексты, позволяют говорить о связи архетипа «младенца» с архетипом «трикстера».

Архетип «матери»

Архетип «матери» в сказках, мифах, и в целом, в литературных произведе­ниях представлен двумя вариантами. В одном случае, этот архетип воплощает­ся в образе матери, бабушки, свекрови, тещи, няни; вплоть до богини (богома­тери). В другом случае, - это ведьма, могила, глубокие воды, смерть. Но все они восходят к некоему высшему женскому существу, воплощающему психологи­ческое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия.

«Мать оказывается главенствующей фигурой там, где происходит магиче­ское превращение и воскресение».

Современная реклама тяготеет к реализации первого варианта архетипа матери (мать, няня, богиня). Кроме того, в рекламе архетип «матери» может воплощаться в образе не­кой женщины-советчицы (домохозяйки), которая все знает. Яркий пример — те­тя Ася, которой верят все.

Частое использование данного архетипа в рекламных роликах пищевых продуктов, товаров для дома связано, во-первых, с основной характеристикой матери (человека, которому можно доверять), во-вторых, с заботой исходящей от нее. Да и к тому же, получает свою реализацию вечный, по крайней мере, в России, стереотип: забота о семье - целиком и полностью дело рук женщины.

В заключение добавим, что «архетип покрывает собой некоторый, особо выделенный участок текста, задавая на этом участке особую кодировку. Архе­тип представляет собой частный случай интертекста, присутствующего в тексте в виде локализованных цитат и реминисценций».

И именно в силу своей интертекстуальности, архетип очень тесно сплетает рекламный текст с мифами и сказками.

«Архетип представляет собой нечто, с чем идентифицируется субъект, что служит для него стандартной схемой проекции его телесных влечений. Следо­вательно, архетип - некоторый превращенный, трансформированный образ че­ловеческого тела, включенный в ткань художественного текста и нарушающий однородность этого текста».

Основной акцент в этом определении, по крайней мере, по отношению к рекламным текстам, следует сделать на словах «архетип — то, с чем идентифи­цирует себя субъект». Так потенциальный покупатель отождествляет себя с ге­роем рекламного ролика, проживает его жизнь, и в зависимости от того, хочет ли он в действительности «жить как в рекламе» он покупает или же отвергает, предлагаемый ему товар.

 

 

Тема 5.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.