Смежные явления рекламного характера
Мы считаем, что всю современную рекламу можно разделить на собственно рекламу, отражающую все признаки рекламного стиля, и на смежные явления.К смежным явлениям рекламного характера мы относим объявления и слоганы-«автономы», представленные на рекламных щитах.
Обусловлено такое выделение тем, что подобные тексты выполняют в основном информативную функцию, а не манипулятивную, потому что используемые в них языковые средства не побуждают реципиента к действию.
Наиболее ярким примером могут служить объявления. Рассмотрим особенности данного жанра.
Объявления
Особенностью данного жанра можно считать то, что, во-первых, как правило, между адресатом и адресантом сообщения возможен личный контакт; во-вторых, объявлениям не свойственен насильственный характер: адресат сообщения заранее заинтересован в получении той или иной информации, чего нет в рекламе.
Кроме того, объявлениям присущ особый набор языковых средств, синтаксических конструкций. Большинство текстов состоит из повествовательных, простых, часто нераспространенных, неосложненных предложений, то есть синтаксическая структура сведена к элементарному минимуму. Набор языковых средств ограничен. Предикативный центр организуется глаголами «социального обмена»: купить, продать, обменять и т.д.
Слова, входящие в такое сообщение, стилистически нейтральны, употребляются в прямом значении, общеупотребительны, что исключает коммуникативные неудачи, поскольку должна максимально реализоваться информативная функция.
Например:
Купим дом с водопроводом. Недорого. Ленинский, Кировский районы.
Продадим чистокровных поросят породы ландарс.
Продам ВАЗ- 2109. без пробега по РФ.
Такие сообщения носят исчерпывающий характер, то есть в них четко передается обстоятельственная семантика (где, когда, как).
Каждое объявление работает с определенной целевой аудиторией. Например, брачные объявления, сообщения о рождении/смерти, свадьбе. В.Ю.Бородина называет такие объявления «направленной рекламой межличностных отношений», выделяя при этом: «компаньонскую рекламу, партнерско-туристическую рекламу, брачную рекламу».
Мы полагаем, что каналы распространения объявлений различны. Обычно это, конечно, газеты, журналы, радио. На телевидение такого рода сообщения представлены в виде бегущей строки.
Например:
Самарские автомобили. Огромный выбор ВАЗов.
Лук-севок от 40руб./кг.
Требуется бухгалтер, грузчик. Успешная иммиграция в Канаду.
Но при всех существующих дифференциальных признаках, мы считаем, что между собственно рекламой и объявлениями есть одно сходство. Действие и первого, и второго явления направлено на определенного адресата. Адресованными оказываются «те высказывания, которые принадлежат сфере межличностных отношений и могут расцениваться как поступки, определяющие взаимодействие людей».
Таким образом, мы можем говорить о том, что объявления - особый жанр, смежный с собственно рекламой.
Далее наше внимание будет направлено на рассмотрение такого синкретичного явления, как слоганы-«автономы», которые по форме относятся к объявлениям, а по выполняемой ими функции - к собственно рекламе.
Слоганы-«автономы»
Слоганы - «автономы» широко представлены на рекламных щитах, где наряду с графическим изображением дается девиз фирмы. Реципиент обращает внимание на графическое изображение, которое вызывает какие-либо ассоциации (слоганы не самодостаточны) и запоминает сопутствующий этому изображению слоган. Отсутствие динамичности делает слоганы похожими на тексты объявлений. Но им присуща функция манипуляции, не характерная для объявлений, по той причине, что они - одна из составляющих, хотя и факультативная, рекламы, которая представляет собой единство «1) графической части; 2) слогана; 3) информационного блока».
Проанализируем несколько слоганов:
Петр 1. Всегда первый.
МАС: Первый - 1. см. один; 2. Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше всех других; 3. Лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный.
Мы полагаем, что манипулирование над адресатом, осуществляется путем актуализации одного из значений слова «первый»: лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный. Возможно, что сигареты «Петр 1» производятся из табака высшего сорта. При этом подключается и исторический контекст: Петр 1 - человек, который и «прорубил окно в Европу», и открыл русскому человеку лучшие сорта табака. Характеристика «первый» переносится с продукта на адресата рекламы. Следовательно, человек, который курит сигареты «Петр 1» обладает вкусом, поскольку отдает предпочтение «лучшему». И уже незначительное замечание внизу «Минздрав предупреждает...» не может затмить эффекта, производимого слоганом.
Мы считаем, что слоганы выполняют еще и характеризующую функцию. Это связано с тем, что в таком девизе заключается общая характеристика товара, выраженная метафорически, а эксплицитной аргументации, необходимой для осуществления манипуляции, нет.
Таким образом, слоганы-«автономы» - жанр, сочетающий в себе признаки как объявления, так и собственно рекламы, частью которой они могут являться.
Собственно реклама
Опираясь на рассмотренные ранее (п. 1.1.) дефиниции, мы считаем, что к собственно рекламе относятся такие жанры, как: печатная реклама, радио- и телереклама.
Основанием для выделения таких жанров послужил тип рецептора, согласно которому можно выделить: визуально-нединамичную рекламу (рекламу в печати, логотипы); аудиорекламу (реклама на радио); визуально-аудиально-динамичную рекламу (телереклама, рекламные акции).
Мы считаем, что необходимо описать основные признаки каждого из этих жанров, чтобы подчеркнуть реализацию интересующих нас категорий именно в текстах телерекламы.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.